Обучение разноуровневых групп

Разделы: Иностранные языки


MIXED ABILITY CLASSES

В каждом классе объективно существует расслоение на слабых, средних и сильных.

Подобная разнородность несет определенный негативный оттенок и воспринимается учителем как недостаток. В течение многих лет эту проблему решали путем деления класса на три потока. Такой прием вряд ли мог решить эту проблему, чаще еще более увеличивал разницу между каждой группой. Ученик приходит в класс, имея в запасе определенный багаж знаний, умений и навыков и непроизвольно переносит все это на процесс изучения иностранного языка. При этом каждый имеет свои слабые и сильные стороны, способности детей по-разному проявляются в различных видах речевой деятельности. Важно различать два аспекта понятия способность: способность к языку и способность к учению. Первый аспект включает объем усвоения материала в единицу времени, второй аспект – набор приемов и методов, необходимых для самостоятельного приобретения знаний и их обработки. Учитель должен учитывать эти факторы и выбирать гибкие методические приемы.

Ключевой методический прием работы в разноуровневых классах - прозрачность.

Все ученики, включая слабых, должны понимать, что происходит на уроке и зачем. Одним из способов достижения прозрачности на уроке является предварительный просмотр (previewing). Каждая тема начинается с просмотра всех ее разделов и обсуждения, чему посвящен каждый из разделов. Каждую тему или раздел можно начинать с обмена информацией. What do you know about…….? Этот прием дает возможность каждому ученику внести свой вклад в урок, заинтересовать их, продемонстрировать свои знания, обнадежить слабых. Ту же информацию можно запросить: What don’t you know about…..? Подобная формулировка вопроса усложняет задачу, делает ее более избирательной, придает чувство общности (каждый ученик, включая сильных, хоть что-нибудь да не знает).

Поддержка заинтересованности и создание чувства уверенности автоматически приведет к реальной однородности класса. Как достичь ее?

Предварительное знакомство с материалом урока. Например, на следующем уроке мы будем смотреть видео сюжет The Environment (Great Barrier Reef and the damage to corals). Учитель просит учеников ознакомиться с данной темой на русском языке, используя дополнительную литературу.

Предварительный просмотр учебника. Учащиеся просматривают в начале урока те несколько страниц, с которыми будем работать на уроке, изучают иллюстрации. Это способствует созданию благоприятной психологической атмосферы, снижает напряженность, повышает уверенность.

Предварительный поиск. Многие ученики, выполняя задание на уроке, не понимают до конца, зачем они их делают. Если потратить несколько минут в начале урока для того, чтобы учащиеся выбрали из всех заданий раздела упражнения на закрепление грамматики или повторение лексики, то у них сложится более ясное представление о том, что они будут делать на уроке. Учащиеся не должны бояться делать ошибки на уроке. Боязнь сделать ошибку является серьезным препятствием для приобретения ценного опыта и практики на уроке.

Варьирование темпа урока. В большинстве случаев урок проходит в том темпе, в котором его ведет учитель. Ученики должны знать, сколько времени они могут выполнять задание. Задания открытого и закрытого типа требуют применения различных навыков и разного темпа. Ученикам нужно предоставить право выбора упражнения, соответствующего его интересам и определенный темп. Ученики должны сами выбирать режим работы (в паре, в группе, индивидуально).

Разноуровневые задания. Подбирая задания к аудио, видео и печатному тексту, важно сделать их соревновательными, интересными, разнообразными по форме и содержанию, использовать опоры, подсказки, иллюстрации для снижения трудностей. Например, прочитав текст, вместо ответов на вопросы или выполнения Comprehension Check, можно предложить следующие задания.

Образцы заданий для разноуровневых групп.

Аудирование.

TAI'ESCIUPT

Imcrvicwer. Margareta, what are the problems with alternative ways to make electricity?

Margareta: Well. the biggest problem is that thev don't produce enough electricity. If you want a lot of electricity from solar power, for example, you need an enormous number of solar cell. Thev take up a lot of space and they are very ugly.

Interviewer. I see, yes. What about wind power?

Margareta: Well, it's the same problem with wind generators. You need a lot of wind generators to nuke enough electricity for a small town. And they are very, very noisy' Nobody wants to live near wind generators. And of couse, we don't have wind all the time.

Interviewer. No. Arc there other ways to make electricity?

Margareta: Oh yes! We are experimenting, for example, with wave generators.

Interviewer: What,are thev?

Margareta: Well, wave generators use the power of the sea. As the sea moves backwards and forwards. it turns a generator, Interviewer. That's very clever!

Margareta: Yes. The problem is that the best place for a wave generator is at the mouth of a river. This makes it very difficult for ships. They can also cause floods.

Interviewer. That's interesting. Does this mean it is impossible to use alternative ways to make electricity?

Margareta: Oh no! There are problems, but they are much cleaner than normal ways- Coal, for example, is very dirty

Задание в учебнике.

Прослушайте интервью и составьте список проблем, о которых она говорит.

Поддержка для слабых.

  • Мозговой штурм. Как вы думаете, о каких проблемах альтернативных источников энергии пойдет речь в передаче? Представьте себе, что вы живете рядом с ветровым генератором.
  • Работа в малых группах. Прослушайте только часть радиопередачи (например, о солнечных батареях) и обменяйтесь услышанной информацией с другой группой.
  • Выписать на доске вопросы и замечания репортера.
  • Выписать на доске ключевые слова и фразы.
  • Раздать слабым ученикам полный текст радиопередачи.

Усложнение задания для сильных.

  • Продолжить передачу и обсудить другие источники альтернативной энергии.
  • Написать небольшое сообщение о радиопередаче в виде газетной или журнальной статьи.

Чтение.

Задание в учебнике.

Несколько лет назад люди нашли что-то в горах, об этом говорится в газетной статье. Эти слова из статьи. Как вы думаете, о чем она?

Tourist, a body, snow, police, archeologists, 4000 years ago.

Прочитайте статью и проверьте свои предположения.

WALKERS FIND MYSTERY BODY IN THE ALPS.

LAST THURSDAY, two people discovered a body in the snow on the border of Italy and Austria. Helmut and Erika Simon found an axe, a bow and twelve arrows near the body. The body had, boots on, filled with grass. Mr and Mrs Simon called the police immediately. Archaeologists also went to see the body. They think the body is probably over4,000 years old. Dust from a sandstorm melted the snow over the body. Archaeologists from Rome and Vienna say that the body can tell us a lot about life thousands of years ago. The body is one of the most important discoveries for a long time. In 1950, archaeologists found some bodies in Denmark. They were also over 4,000 years old.

Поддержка для слабых.

  • Прочитайте текст и выпишите числительные или слова, которые начинаются с заглавных букв,   объясните, в связи с чем употребляются эти слова.
  • Прочитайте текст вместе со своим соседом по парте и объясните, в связи с чем употребляются слова из списка.
  • Выпишите незнакомые слова, значение которых вы смогли угадать, и слова, которые вам не понятны.

Усложнение для сильных.

  • В первом предложении обведите подлежащее two people, просмотрите текст и найдите, о ком идет речь, соедините линией эти слова, и так далее по тексту.
  • Образцы заданий по чтению для разноуровневых групп.

Поддержка для слабых.

  • Выписать трудные слова из текста на доске и перевести их.
  • Выписать из текста на доске числительные или слова, написанные с заглавной буквы, и попросить учеников угадать, о чем рассказ.
  • Выписать ключевые слова и фразы и попросить учеников предсказать, о чем будет текст.
  • Выписать ключевые предложения из текста и перевести их.
  • Рассмотреть картинки и иллюстрации к тексту и попросить учеников угадать, о чем будет текст.
  • Рассмотреть картинки и иллюстрации и составить список слов для их описания, просмотреть текст, найти в нем слова из вашего списка.
  • Прочитать заголовок и подзаголовок и попросить учеников угадать содержание текста, прочитать текст и проверить свою догадку, найти подтверждения в тексте.
  • Разделить текст на смысловые части, а класс на группы , каждая группа читает свою часть текста.
  • Разделить текст на смысловые части, попросить учеников выписать на доске их заголовки, ключевые слова или фразы к каждой части.

Усложнение для сильных.

  • Составить вопросы по содержанию текста.
  • Составить предложения типа true \ false по содержанию текста.
  • Дописать по одному предложению к каждому абзацу.
  • Рассмотреть иллюстрации, прочитать заголовок и составить список идей, которые могут содержаться в тексте.
  • Закрыть листком бумаги последние слова в предложениях (абзацах) и попросить учеников дописать те слова, которые, по их мнению, подходят по смыслу.
  • Прочитать текст в очень быстром темпе, записать (рассказать) как можно больше информации из текста и обменяться записями.
  • Прочитать текст два раза, закрыть книги и составить предложения со словами, которые записаны на доске.
  • Дописать продолжение текста.
  • Работая в паре, составить интервью для радио или телевизионной передачи, драматизировать его.
  • И, наконец, задания на выбор, когда ученикам предлагается сделать одно задание из нескольких. Например, после текста WALKERS FIND MYSTERY BODY IN THE ALPS даются три задания на выбор.
  • Составить список незнакомых слов , найти их в словаре.
  • Записать ответы на вопросы по тексту.
  • Составить вопросы от лица полицейского, допрашивающего мистера и миссис Саймон.

Очевидно, что эти задания имеют разный уровень сложности и потребуют от учеников применения различных навыков и умений, но именно ученики должны сами определит, какое задание выполнять и в каком режиме: индивидуально, в паре или группе. Цель подобного задания не только развитие различных навыков чтения, применение изученного, но и формирование навыков принятия решений при выборе задания и путей его выполнения.

Не бывает вообще слабых учеников. У каждого есть сильные стороны. Если ученик будет знать свои индивидуальные особенности, то сможет реализовать свои сильные стороны с максимальной выгодой для себя. Создание благоприятных условий для проявления способностей слабых учеников, а именно отсутствие жестких рамок в учебной деятельности на уроке, возможность выбора упражнения, варьирование темпа урока способствуют реализации положительных ожиданий ученика.