Школа и социальное развитие ребенка

Разделы: Администрирование школы


Современная школа должна сегодня решать целый комплекс важных задач и одна из них – подготовка детей к жизни и включение их в жизнь. В настоящее время образование как триединство обучения, воспитания и развития призвано сделать подрастающее поколение успешным, психологически здоровым, полезным обществу, способным к продуктивной деятельности.

Этому должны способствовать:

  • учебный процесс, нацеленный не просто на передачу знаний, но и на их практическое применение,
  • внеурочная деятельность как возможность применения знаний, полученных на уроках, предоставление возможности детям объединяться в клубы, объединения, организации,
  • социально-значимая практика взаимодействия детей и взрослых, детских и взрослых организаций для более продуктивного государственно-общественного управления школой, решения проблем окружающего сообщества.

Наряду с традиционными формами обучения, традиционным набором предметов в школе существует вариативный комплекс, состоящий из курсов, обусловленных социальным заказом и способствующих успешной социализации личности. Это – основы предпринимательства, МЭМ, информационные технологии, компьютерная и инженерная графика, WEB-дизайн, ИНТЕРНЕТ-технологии, театральное искусство, хореография, второй иностранный язык, страноведение, экология семьи и др.

В учебно-воспитательном процессе все большее значение приобретают компьютерная грамотность, компьютерные технологии. Поэтому на данном этапе в школе разработана и реализуется программа развития информационных технологий, которая включает в себя различные аспекты этой деятельности, такие как:

  • введение единой сбалансированной программы обязательного минимума с профильными курсами и модулями начального профессионального образования;
  • создание единого информационного пространства “школа – микрорайон”. На данный момент создана компьютерная сеть, которая объединяет все административные компьютеры и компьютерные классы, а также более 120 домашних компьютеров учеников и учителей в единую информационную сеть с целью получения учебной, методической, статистической и другой информации. На основе такой корпоративной сети удалось организовать для каждого участника электронный почтовый ящик, использовать WEB-сервер для образовательных программ и отдельный сервер методической информации для преподавателей, а для родителей - получение полной информации по учебной деятельности своего ребенка и школы в целом;
  • организация дистанционного обучения;
  • создание информационного центра как места сбора, обработки и дальнейшего использования информации, поступающей от организаторов внеклассной работы, органов детского самоуправления, методической службы школы, администрации, Попечительского совета Благотворительного общественного фонда “Развитие школы № 143”;
  • введение в управленческую деятельность систему управления информацией.

Одним из факторов успешной социализации ребенка является предоставление ему возможности раскрыть свои таланты, заниматься любимым делом, что призвано сделать дополнительное образование. К сожалению, в “спальном” микрорайоне, где расположена школа, отсутствует структура внешкольного дополнительного образования, поэтому образовательное учреждение стало центром творческого развития детей через организацию объединений по интересам. В школе работают студии и кружки эстетического, технического, спортивного направлений, открыто структурное подразделение “Клуб юных техников”. Театральная студия “Мозаика” стала инициатором создания городской ассоциации режиссеров школьных театров и проведения первого городского фестиваля школьных театров.

Воспитательная система любой школы должна быть направлена, в первую очередь, на социальной развитие ребенка, предоставление ему возможности самовыражения, объединения для совместной деятельности с другими для реализации своих прав, интересов. В школе действуют 3 детско-юношеских объединения, руководимые тьюторами, организуются деловые, правовые и экономические игры, предоставляется возможность ученикам играть в КВН и “Дебаты”, организовывать свой досуг, высказывать свою точку зрения по различным вопросам школьной жизни через школьные средства массовой информации.

Одним из важных факторов социального развития детей является возможность их реального участия в управлении школой. В образовательном учреждении представлены различные формы общественного управления. Это: Попечительский совет Благотворительного общественного фонда “Развитие школы № 143”, детско-юношеские объединения, региональная молодежная общественная организация “Молодежный компьютерный клуб”, общественная спортивно-туристическая организация “Борей”. Представители этих сообществ, наряду с педагогической общественностью и администрацией школы, являются членами Совета школы, который выступает как высший орган государственно-общественного управления образовательным учреждением. В ведении Совета находятся принятие наиболее важных решений по устройству школьной жизни, принятие стратегии развития, утверждение и обсуждение сметы расходования внебюджетных и бюджетных средств.

Для получения социальной практики, возможности реализовать полученные знания, увидеть реальную жизнь за стенами школы, понять проблемы окружающего сообщества необходимо приобщить детей к общественно-полезной социально-значимой деятельности. И гораздо плодотворнее она будет осуществляться при условии тесного взаимодействия и делового сотрудничества со взрослыми. Примерами такого сотрудничества являются совместные акции и проекты, осуществляемые в школе:

  • благотворительные акции для жителей микрорайона Северный. (Акция проводится ежегодно в последнее воскресение января для пенсионеров, малоимущих, многодетных и других незащищенных категорий населения. Предварительно проводится работа родителями и старшеклассниками по сбору вещей, книг, канцтоваров, привлечению спонсоров и всех заинтересованных лиц. К участию в ярмарке приглашаются учащиеся профессионального училища – будущие парикмахеры для благотворительной работы по оказанию бесплатных услуг малообеспеченным жителям микрорайона, специалисты – профессионалы – юрист, психолог, специалист по опеке, педагог, представитель службы социальной защиты, которые также оказывают бесплатные консультации. На ярмарке работает пункт по выбору вещей, компьютерный класс, организуется работа бесплатной столовой. Для гостей выступают творческие коллективы школы.)
  • благотворительные акции по сбору вещей, игрушек, книг для малообеспеченных жителей микрорайона,
  • благотворительные концерты творческих коллективов школы, проведение массовых мероприятий, сооружение ледовой площадки на территории школы для жителей микрорайона,
  • шефство над семьей № 8 воспитанников детского дома № 59,
  • Дни открытых дверей школы, Дни семьи и многое другое.

Уделяя большое внимание социальному развитию ребенка, школа сможет научить детей жить в современном обществе, жить, осознавая значимость себя и коллектива, значимость гражданских свобод и инициатив, жить, развивая и улучшая это общество.