Литературная гостиная "Я встретил Вас…"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Оформление комнаты: портрет Ф.И.Тютчева.

Три столика, за которыми сидят участники композиции.

На столиках свечи, цветы, портреты женщин, которым посвящены стихи Тютчева.

Сбоку фортепиано, на отдельном столике – магнитофон.

Звучит музыка вступления к романсу “Я встретил Вас…”

Выходят ведущие.

Первая ведущая:

Как неразгаданная тайна.
Живая прелесть дышит в ней.
Мы смотрим с трепетом тревожным
На тихий свет её очей.

Вторая ведущая:

…Одна безумная душа поэта
ещё любить осуждена
(Пушкин)

Первая ведущая: “Мало быть поэтом – надо быть влюблённым”. (Буало)

Вторая ведущая: Среди влюблённых поэтов в числе первых должен быть назван Федор Иванович Тютчев.

Первая ведущая: Он славил не только первую и зрелую любовь, с небывалой силой он воспел любовь последнюю…

Вторая ведущая: Любовь – как огромное и сильное чувство. От юности – до старости, от нежности – до страсти…

Первая ведущая:

Земное ль в ней очарованье,
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвётся обожать.

Вторая ведущая читает стихотворение “Предопределение”.

Композицию продолжают сидящие за первым столиком два юноши и две девушки.

Первый юноша: Стихи поэта не были безадресными.

Первая девушка: Какими они были, женщины, которым посвящены эти чудесные строки?

Звучит мелодия Чайковского “Сладкая грёза”

Первый юноша: 1826 год. Мюнхен. 22–летний русский дипломат Тютчев, тайно обвенчался с недавно овдовевшей женщиной, матерью четырёх сыновей, в возрасте от 1 до 7 лет. Она была старше его на четыре года, но все считали, что Тютчев не совершил ошибки. Элеонора Петерсон, урождённая графиня Ботмер, беспредельно полюбила его. Вот его собственное признание в письме родителям:

Второй юноша: “Я хочу, чтоб вы знали, что никогда человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать, что в течение 11 лет не было ни одного дня в её жизни, когда, дабы упрочить моё счастье, она не согласилась бы, не колеблясь ни минуты, умереть за меня. Это нечто весьма возвышенное и весьма редкое.”

Звучит мелодия Чайковского “Французская песня”

Первый юноша: Они прожили 12 лет, и чувство благодарности, перешедшее в любовь, Тютчев высказал в стихах, посвящённых Элеоноре, написанных после её смерти.

Второй юноша:

Ещё томлюсь тоской желаний,
Ещё стремлюсь к тебе душой –
И в сумраке воспоминаний
Ещё ловлю я образ твой…
Твой милый образ, незабвенный…
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда.

Вновь звучит мелодия “Французской песни”

Первый юноша: В августе 1837 года Тютчев получил назначение на пост секретаря русской миссии в Турине. Почти через год к нему направились на пароходе жена и дети. В ночь на 19 мая, на пароходе “Николай Первый” начался пожар. Эту страшную ночь описал Тургенев, оказавшийся на этом же судне: “Началась ужаснейшая суматоха, которая уже и не прекращалась. Беспорядок был невообразимый, чувствовалось, что отчаянное чувство самосохранения охватило все эти человеческие существа”.

Первая девушка: Спасая детей, Элеонора пережила тяжелое нервное потрясение. Это сломило её здоровье, и достаточно было простуды, чтобы она скончалась. В одну ночь Тютчев поседел от горя.

Второй юноша: Из письма Тютчева: “Это был самый ужасный день в моей жизни, и не будь тебя, он был бы, вероятно, последним моим днём. Да хранит тебя бог”

Первый юноша: Кому было написано это письмо?

Звучит мелодия Бетховена “К Элизе”

Вторая девушка: (ставит портрет Эрнестины Дернберг) С Эрнестиной Дернберг Тютчев встретился на балу в феврале 1833 года. Её муж в тот вечер почувствовал недомогание и уехал. Оставляя жену на балу, он сказал Тютчеву: “Поручаю Вам мою жену”. Фраза оказалась роковой. Через несколько дней Дернберг скончалась. А через 6 лет после этой встречи и спустя год после смерти первой жены, Тютчев и Эрнестина заключили брак.

Второй юноша: “Меня охраняет преданное существо, лучшее из когда–либо созданных богом. Я не буду говорить вам про её любовь ко мне, даже вы, может статься, нашли бы её чрезмерной. Но чем я не могу достаточно нахвалиться, это её нежностью к детям и заботой о них, за что я не знаю как и благодарить её.”

Вторая девушка: Эрнестина Федоровна Тютчева. Нести. Умница. Красавица. Была предана мужу до конца дней.

Второй юноша: “Нет в мире существа умнее тебя. Мне не с кем больше поговорить. Мне, говорящему со всеми.”

Вторая девушка: Через 3 года после смерти Тютчева Эрнестина Федоровна нашла в своём альбоме стихотворение, адресованное ей и написанное в 1851 году.

Первый юноша:

Не знаю я, коснётся ль благодать
Моей души болезненно–греховной,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать,
Пройдёт ли обморок духовный?
Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была–
Ты, ты, моё земное провиденье!..

Вторая девушка: Это было сильное переживание. Такое послание с того света, такое признание её важнейшей роли в его судьбе. “Это целое событие в моей безрадостной жизни”, – писала она.

Первая девушка: Это был долгий брак, но Тютчев не был однолюбом.

Второй юноша: Тютчев – жене:

В разлуке есть высокое значение:
Как ни люби, хоть день один, хоть век,
Любовь есть сон. А сон – одно мгновенье….
И рано ль, поздно ль пробужденье,
А должен, наконец, проснуться человек.

Звучит начало произведения Бетховена “Лунная соната”

Разговор продолжают участницы, сидящие за 2–м столиком.

Первая участница: В 1850 году, уже на закате жизни, к поэту пришла глубокая и сильная любовь – он полюбил Елену Александровну Денисьеву. (Ставит портрет Денисьевой).

Вторая участница: В русскую поэзию вошла лирическая исповедь, роман в стихах, одна из вершин мировой поэзии – знаменитый “Денисьевский цикл”

Читается стихотворение “Последняя любовь”

Первая участница: Увлечение было столь сильным, что Тютчев, не задумываясь, приносит в жертву этой любви всё: карьеру, положение в обществе, семейный покой. Он не хотел и не мог оставить семью и , заставляя страдать своих домашних, страдал и сам.

Второй юноша: Тютчев – жене: “Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьёзности в твоей любви, и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой. Увы, это так, и я вынужден признать, что хоть ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты всё же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою”.

Звучат фрагменты произведения Вивальди “Времена года”.

Диалог и чтение продолжаются на фоне музыки.

Входят Он и Она с разных сторон условной сцены, становятся друг напротив друга.

Он: Ему – 47 лет.

Она: Ей – 25.

Он: Он отец семейства, светский человек, дипломат.

Она: Она воспитанница Смольного института, где учились его дочери от первого брака.

Он: Всей душой они полюбили друг друга.

Она: Их любовь продлилась 14 лет, до самой смерти Елены Александровны

Третья участница:

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей,
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.

Он читает стихотворение “Я очи знал”

Она: “Мне нечего скрывать, и нет надобности ни от кого прятаться: я более ему жена, чем бывшие его жёны, и никто в мире никогда так не любил и не ценил, как я его люблю и ценю. Никогда никто его так не понимал, как я его понимаю – всякий звук, всякую интонацию его голоса, всякую его мину и складку на его лице, всякий его взгляд и усмешку, я вся живу его жизнью, я вся его, а он мой.”

Он:

Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной.

Она:

Их съединенье, сочетанье,

Он:

И роковое их слиянье,

Она:

И поединок роковой.

Он:

О, как убийственно мы любим…

Третья участница:

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошёл – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слёзы
Горючей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Её волшебный взор и речи,
И смех младенчески живой?
И что ж теперь? И где всё это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолётным гостем он.

Он: Как–то он застал её сидящей на полу, с глазами полными слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу.

Она: Почти машинально она брала их из пачек одно за другим, пробегала глазами дорогие её памяти строки любви и признания и бросала в огонь камина. Тонкие листки корчились в пламени.

Четвёртая участница читает стихотворение “Она сидела на полу”

Он: “Свет” не принял её и отвернулся.

Она: От неё отрекся даже родной отец.

Диалог за столиком:

– Какой скандал в Петербурге!

– Денисьевой отказали от дома даже недавние близкие друзья.

– Её тётка – инспектриса Смольного – вынуждена уйти из института.

– Тютчевым недоволен двор.

– От блистательной карьеры придётся отказаться!

Друг за другом выходят чтецы.

Читаются стихи: “Чему молилась ты с любовью”, “Как ни бесилося злоречье”

Она: О, как убийственно мы любим…

Третья участница:

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь её она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В её душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе её цвело.

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слёз!

Он:

О, как убийственно мы любим…
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.

Она читает стихотворение “Не говори: меня он, как и прежде, любит…”

Первая участница: Тютчеву суждено было пережить свою любовь.

Вторая участница: В 1864 году, после рождения сына, Елена Александровна тяжело заболела и умерла.

Он: В последний день жизни она была в бессознательном состоянии, а за окном шёл августовский дождь, весело журча по листьям.

Она: Придя в себя, Елена Александровна долго вслушивалась в шум дождя, осознавая, что умирает.

Читается стихотворение “Весь день она лежала в забытьи…”

Он: “Страшно, невыносимо…сердце пусто, мозг изнеможён.”

Первая участница: Дочь Анна свидетельствовала: “Отец постарел лет на 15, его бедное тело превратилось в скелет”

Четвертая участница:

… О господи, дай жгучего страданья
И мертвенность души моей рассей:
Ты взял её, но муку вспоминанья,
Живую муку мне оставь по ней, –

По ней, по ней, свой подвиг совершившей
Весь до конца в отчаянной борьбе,
Так пламенно, так горячо любившей
Наперекор и людям, и судьбе, –

По ней, по ней, судьбы не одолевшей,
Но и себя не давшей победить,
По ней, по ней, так до конца умевшей
Страдать, молиться, верить и любить.

Читается стихотворение Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло…”

Он: Вот бреду я вдоль большой дороги:…

Читается стихотворение “Накануне годовщины 4 августа 1864 г.”

Она и Он вместе повторяют последнюю строку стихотворения:

– Ангел мой, ты видишь ли меня?

Вторая девушка: Эрнестина Фёдоровна Тютчева – дочерям: “Его скорбь для меня священна, какова бы ни была причина”.

Второй юноша: Тютчев – жене:

Всё отнял у меня казнящий бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я ему ещё молиться мог.

На фортепиано исполняется вступление к романсу “Я встретил Вас”.

Разговор продолжают ведущие за третьим столиком.

Первая ведущая: Можно сказать, что одно стихотворение Тютчев писал всю свою жизнь.

Третий ведущий:

Я встретил Вас, и всё былое
В отжившем сердце ожило,
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло

Первая ведущая: Начало этих строчек – в цветущей юности, а окончание – в преклонном возрасте, 50 лет спустя. Продиктовало их чувство, в котором он не побоялся признаться на самом краю жизни – чувство к Амалии Крюденер (ставится портрет Амалии)

Вторая ведущая: Они познакомились в 1823 году. Двадцатилетний чиновник русской дипломатической миссии в Мюнхене Федор Тютчев начал появляться в великосветском обществе.

Первая ведущая: Пятью годами моложе его была графиня Амалия Лерхенфельд. Чуть застенчивый, незнатный русский юноша и блестящая 15–летняя красавица почувствовали влечение друг к другу.

Вторая ведущая: Прогулки по древним улицам Мюнхена, поездки в карете к голубому Дунаю. Золотое время.

Читается стихотворение “Я помню время золотое”

Первая ведущая: За год их знакомства, того самого золотого времени, Тютчев был так очарован своей избранницей, что решился просить руки Амалии.

Вторая ведущая: Но получил отказ. Её родители предпочли более выгодную партию, барона Крюденера.

Первая ведущая: Пожалела ли когда–нибудь Амалия о своём замужестве? Неизвестно. Но дружеские чувства к Тютчеву сохранила на всю жизнь. Это она привезла в Россию стихи Тютчева, которые впервые были напечатаны там.

Звучит мелодия романса “Я встретил Вас…”

Вторая ведущая: В своей долгой жизни они встречались не часто, но эти редкие встречи радовали обоих. В июле 1840 года их семьи встретились на отдыхе в живописном местечке недалёко от Мюнхена.

Третий ведущий: Из письма Тютчева родителям: “Вы знаете мою привязанность к госпоже Крюденер и можете легко себе представить, какую радость доставило мне свидание с ней. После России это моя самая давняя любовь. Ей было 14 лет, когда я увидел её впервые. А сегодня 14 лет исполнилось её сыну. Она всё ещё очень хороша собой. И наша дружба, к счастью, изменилась не более, чем её внешность.”

Первая ведущая: Летели годы. Прошло 6 лет после смерти Денисьевой, наступила старость. Блаженство сменилось безнадёжностью. И вдруг – время золотое пожелало напомнить о себе. Воспоминание? Нет – очарование. И главное – “и та ж в душе моей любовь”.

Вторая ведущая: 67–летний Фёдор Иванович лечился в Карлсбаде. Сюда, на здешние воды, съезжалась европейская и русская знать. Амалия Максимилиановна с мужем также приехала на лечение. Встреча с пожилой, но всё ещё прекрасной графиней вдохновила поэта на одно из самых чудесных стихотворений. Оно озаглавлено инициалами К.Б. – Баронессе Крюденер.

Пение романса (2 куплета)

Третий ведущий:

Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас как бы во сне, –
И вот – слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, –
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!

Первая ведущая: Была ещё одна встреча, 31 марта 1873 года. Уже разбитый параличом поэт вдруг увидел у своей постели Амалию. Лицо его просветлело, в глазах показались слёзы. Он долго молча на неё смотрел, не произносил от волнения ни слова.

Включается запись романса в исполнении И.С.Козловского.

Звучит последний куплет.