Игра-урок "Математический тяжеловес". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цель урока: проверка усвоения знаний по теме “Действия с натуральными числами”; воспитание стремления достижения поставленной цели; содействие укреплению связи между родителями и детьми в классном коллективе (на основе участия родителей в уроке).

Оборудование: песочные часы, зачетные карты, задания с упражнениями для каждого стола, магнитные буквы.

Столы в кабинете расставлены в шахматном порядке, за ними сидят участники-ученики не более 4-х человек и один арбитр (из числа родителей).

Оформление доски: правила соревнований, разминка, задания для каждого стола.

Ход урока

  1. Слово учителя. Сегодня у нас необычный урок – урок-соревнование.

Среди вас сидят будущие победители по поднятию тяжестей, да не простых тяжестей, а математических. Нам предстоит в ходе соревнований выявить победителей. Познакомьтесь с правилами соревнования:

1. За каждым столом не должно быть более 4-х участников.
2. Поднял тяжесть за одним столом – переходи к другому.
3. Если тяжесть не по силам за одним столом – поднимай ее за другим столом.
4. Разговоры здесь не помогут. Собери свои силы и самостоятельно поднимай груз.
5. Не суетись, ты все успеешь. Желаем успехов.

II. Устный счет. Любым соревнованиям предшествуют тренировки. На уроках мы с вами достаточно этим занимались. Любых соревнований всегда начинаются с разминки. На доске зашифрована фраза. Устно решаем примеры, ищем ответ в таблице, под ответом ставим соответствующую букву. (Буквы на магнитной основе раздаются учащимся. Каждый ученик подбегает к доске и вставляет букву в клетку под ответом.)

 

2 9 21 3 25 238   424 180 1 0 238 10 21 200 1 84
П Р И В Е Т   У Ч А С Т Н И К А М

 

0 5 9 25 3 10 5 3 1 10 21 120
С О Р Е В Н О В А Н И Й

Н=52х0+600:60 У=53х8 Й=300:5х4:2

Ч=720:8+15х6 Т=7х34 С=(14-14)х59:9

А=7:7-0:24 И=84:4 К=800-360:9х15

Р=1х(58-49):1 В=93:31 П= 29:(32-3)х2

Е=630:9:14х5 О=85:17 М=700х4:100х3

III. Ход соревнования. Учителем обращается внимание детей на доску, где записаны задания для каждой группы участников. За каждым столом сидит арбитр, оценивающий выполненные задания в условных килограммах, и проставляет результат в зачетные карты.

1-й стол. Решить уравнение.

2-й стол. Найти значение выражения.

3-й стол. Сравнить числа.

4-й стол. Выразить одни величины через другие.

5-й стол. Упростить выражение.

6-й стол. Решить задачу с помощью уравнения.

Соревнования длятся 25 минут. По истечении времени зачетные карты сдаются в счетную комиссию. В это время кто-либо из арбитров занимает учащихся: ребусы, задачи, задачи-шутки.

Подводятся итоги. Учитель объявляет результаты и награждает победителей.

Приложения:

  1. Конкурсные задания

Решить уравнения:

Карточка 1 Карточка 2 Карточка 3 Карточка 4
Х+96=1004

511–Х=208

У*67=6432

5243:Х=49

18*(15-Х)=216

409+У=511

603-Х=83

48*Х=624

У:37=15

(Х-8)*12=132

37У=444

Х:17=34

Х+605=700

У-169=321

248-(У+123)=24

476+Х=500 (2 кг)

У-708=194 (2 кг)

43*Х=903 (2 кг)

198:Х=18 (2 кг)

24-462:Х=2 (3 кг)

Найти значение выражения.

Карточка 1 465*204-8904:(22*308-6692)

Карточка 2 (790-17472:84)*64+54*903

Карточка 3 (591+1125:75)*56-46*702

Карточка 4 638*406-54036:(44*209-9117)

(Каждое правильно выполненное действие +1 кг, верно выполненный пример +5 кг)

Сравнить числа

Карточка 1 Карточка 2 Карточка 3 Карточка 4
971 и 858 518 и 609 219 и 192 314 и 292 (1 кг)
66 и 666 77 и 777 88 и 888 55 и 555 (1 кг)
345678 и 876543 50105 и 50015 4019 и 4018 626262 и 625959 (1 кг)
524378 и 523979 62344 и 63244 383838 и 388338900005 и 899998 (1 кг)
543048557 и 543480577 486000004 и 486000040 601000005 и 599000099 666035243 и 666350243 (1 кг)

Выразить одни величины через другие.

Карточка 1 Карточка 2 Карточка 3 Карточка 4
3т60кг=…кг

504дм=…м...дм 

4ч20мин=…мин

4ц5кг=…кг

5кг200г=…г

3км54м=…м

240мин=…ч…мин

290дм=…м

556кг=…ц…кг

3025м=…км…м

280мин=…ч…мин

98дм=…см

6840г=…кг…г (2 кг)

5м4см=…см (2.кг)

3ч15мин=…мин (2 кг)

98см=…мм (2 кг)

Упростить выражение.

Карточка 1 4а+36а-8а+3а 52в-7в-6в+в 3*х*5*2 (2 кг)

Карточка 2 14х+6х-2х+3х 14х-6х-х+8х 125*х*8*4 (2 кг)

Карточка 3 20с-6с+3с-с 8в+3в-2в+в 2*х*18*5 (2 кг)

Карточка 4 14а+а+17а-9а 31а+5а-а+19а 25*х*4*3 (2 кг)

Решить задачу с помощью уравнения.

Карточка 1 За 2 простыни 1 пододеяльник заплатили 140 рулей. Пододеяльник стоит 60 рублей. Сколько стоит простыня? (5 кг)

Карточка 2 За 4 стакана соки и 1 шоколадку заплатили 83 рубля. Сколько стоит 1 стакан сока, если шоколадка стоит 35 рублей? (5 кг)

Карточка 3 За 4 пакета молока и 1 пачку творога заплатили 98 рублей. Сколько стоит 1 пакет молока, если пачка творога стоит 22 рубля? (5 кг)

Карточка 4 За 3 кг картофеля и кочан капусты заплатили 46 рублей. Сколько стоит 1 кг картофеля, если кочан капусты стоит 16 рублей? (5 кг)

2. Образец зачетной карточки

фамилия, имя ученика

№ стола Оценка (кг) Арбитр
     
     
     
     
     

3. Примеры ребусов, задач.

1. Разгадай ребус: 40 А, 100 Л

2. Задача: у отца 5 дочерей, каждая дочь имеет брата. Сколько детей в семье?

3. Задача-шутка: какие часы показывают верное время только 2 раза в сутки?