Мечта, воплощенная в слове и красках (опыт интегрированного урока по повести А.Грина "Алые паруса")

Разделы: Литература


ЦЕЛИ УРОКА:

1) создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений Грина, для пробуждения дара воображения, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека и писателя;
2) развивать ассоциативно-образное мышление, творческую активность учащихся;
3) воспитывать культуру восприятия художественного текста, произведений живописи и музыки.

ОБОРУДОВАНИЕ: репродукции картин Айвазовского «Приближение бури», «Корабль у берега», фонограммы произведений Паганини, Моцарта,которые включаются во время рисования. Оформить доску надутыми ветром бумажными парусами.

ХОД УРОКА

Эмоциональное начало урока. Песня «Мир, в котором я живу…»

Мы проводим необычные уроки, соединяя литературу и изобразительное искусство. Связь между этими предметами очевидна. Литературу называют искусством слова, а писателей – художниками. О работе мастеров кисти говорят, что они ПИШУТ свои картины. Обсуждая эпизод литературного произведения: «Автор РИСУЕТ картину (события, явления).

I. Вступительное слово учителя литературы. Творческий путь А. Грина продолжался с1906 по1932 год, за это время он создал около500 произведений (новеллы, повести, романы, стихи), Грин художник чрезвычайно многообразный: он и тонкий психолог, и мастер детективной интриги, и пленительный сказочник, и глубокий мыслитель, и своеобразный поэт.
К. Паустовский говорит о его творчестве: «...и все, в том числе и волны, и прибой, и закаты, и скрип снастей, и грустные и веселые голоса женщин, – все существует в романах Грина для того, чтобы человек, хотя бы на мгновение, поверил в радостное чудо и стремился бы к нему в своей обыденной жизни»,
«Алые паруса» сам автор назвал феерией, то есть сказочным, волшебным действом.

II. История создания повести. (Учитель ИЗО).

Писатель вынашивал эту повесть пять лет. Замысел зародился в 1916 году. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел, лодочку с острым парусом из белого шелка. «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того – алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия».
Вспомните, как тщательно выбирал Грэй ткань для парусов «Секрета».

1. Задание. Прочитать отрывок, как Грей подбирал цвет парусов.

Итак, слово найдено, алый цвет парусов, несущих на своих крыльях воплощение Мечты в жизнь, – это символ «духовного отражения». Язык Грина звонкий, прозрачный, как капельки росы на траве. И в каждой капле отражается весь мир. Вот и откроем для себя этот мир.

2. Дать задание двум парам подобрать цвет, раскрасив бумажные паруса.

III. Беседа по литературному материалу. (Учитель литературы).

1. Расскажите, как росла Ассоль? Кто помог не озлобиться ей против людей, остаться по-прежнему доброй девочкой?
2. Всмотримся в портрет Ассоль. Что же «особенное» почувствовал Эгль в маленькой Ассоль? (Ожидание блаженной судьбы). Как говорит об этом Грин?
3. Почему первая глава называется «Предсказание»? (Индивидуальное задание)
4. А как в Каперне отнеслись к этой сказке? Расскажите о нравах Каперны.

Учитель ИЗО. В рассказе о Каперне и её обитателях Грин не использовал ни одного цветового определения. Используя литературный материал, предложите своё цветовое решение для иллюстрации этой приморской деревушки.

5. А как воспримет историю о девушке, ждущей чуда, рассказанную как старую сплетню, капитан Грэй? Почему Грэй поверил в мечту, а не злобной сплетне? (История Грэя. Включить пересказ о зарождении мечты Грэя стать капитаном. Рассказ ученика).
6. Была ли встреча героев случайной? (Нет. Даже при первой встрече он увидел её иначе. «Он любил картины без объяснений и подписей. Впечатление такой картины несравненно сильнее; её содержание, не связанное словами, становится безграничным, утверждая все догадки и мысли».
7. А как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? Обращаем внимание на угрюмую тревогу, злобный испуг: «сдавленно, змеиным шипением всхлипывали остолбеневшие женщины». «Как только появилась Ассоль, все смолкли, все со страхом отошли от нее, и она осталась одна средь пустоты знойного песка, растерянная, пристыженная, счастливая, с лицом не менее алым, чем ее чудо...»

Обсудить готовые паруса.

Какие слова-образы включает автор в описание алых парусов? Ваши ассоциации? (Цвет глубокой радости, символ любви, паруса мечты, романтика, ожидание, творчество, осуществленное чудо, метафора надежды, торжество счастья).

IV. Заключительное слово учителя литературы

Уметь мечтать – это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант.

В завершение урока перечитываем ключевые строки повести о чудесах, которые делаются «своими руками... Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и... вовремя сказанное, нужное слово:

«Владеть этим, значит владеть всем».

– Как вы понимаете эти слова? Согласны ли с ними? Почему улыбка, прощение – это чудеса? Это чудеса во все времена?..

Чтение стихотворения Б. Чичибабина «Памяти Грина» (или отрывка)

Но если станет вдруг вам ваша жизнь полынна,
и век пахнет чужим, и кров ваш обречен,
послушайтесь меня, перечитайте Грина,
вам нечего терять, не будьте дурачьем.

V. Рисование

Рисование на тему «Символ моей мечты».
Сообщение о метафоре.

На доске: Метафора – скрытое сревнение.

Учитель ИЗО: Говорящая символика цвета перерастает в метафору ХХ века – алые паруса. Метафора – это дар гения, соединение гениального озарения и расчета, интуиции и конструкции. Сила метафоры – в способности ломать способ восприятия мира, показывать смысл, соединять ясность мысли с полнотой образа. «Объяснить метафору – это значит перечислить значения, в рамках которых образ видится как смысл (Теория метафоры. М., 1990).