Преемственность развивающего обучения по системе Л.В. Занкова

Разделы: Общепедагогические технологии


Уже многие годы начальная школа работает по системе Л.В.Занкова, направленной на общее развитие учащихся. И когда дети приходят в пятый класс, то нельзя не заметить, что они отличаются от детей обычных классов. Сразу возникает проблема преемственности обучения, которая требует изучения целого комплекса вопросов. Это: особенности самой системы развивающего обучения, особенности детей занковских классов, учет тех знаний, которыми овладели дети в начальной школе, соответствие этой системе методов и форм работы, подходов к воспитанию. Вопрос о преемственности остро стоит в 5 классе. Трудности с адаптацией возникают даже при переходе из начальной школы в среднюю в случае, когда они работают по одной дидактической системе. Тем более они вероятны, если вместе с условиями обучения меняется система обучения. Я работала с детьми – занковцами и хочу поделиться своим взглядом на проблему.

Основная идея системы развивающего обучения, в моем понимании,- это обучение для общего развития ребенка, а не наоборот, общее развитие для его обучения. Моя задача, задача учителя-предметника, диаметрально меняется. Ранее я должна была учитывать уровень психического развития ученика для того, чтобы научить его чему-либо. Теперь я должна стремиться средствами своего предмета повысить этот психический уровень развития для того, чтобы ребенок смог учиться самостоятельно, чтобы он стал учащимся, а не обучающимся.

Коротко изложу принципы занковской системы и свое понимание этих принципов.

1. Обучение на высоком уровне трудности. То есть я должна ориентироваться в работе не на зону актуального развития ребенка, а на зону его ближайшего развития. Естественным полагаю то, что нужно соблюдать меру трудности, иначе ребенок может потерять интерес к учению, учение перестанет приносить ему радость преодоления, положительные эмоции.
2. Ведущая роль теоретических знаний. Ученик, прежде всего, должен изучить явление, осмыслить понятия, установить их связи. Это поможет, я думаю, избежать многих ошибок. Только потом приступать к формированию навыков и тогда оно займет меньше времени и будет более эффективным.
3. Быстрый темп обучения. Этот принцип, как мне кажется, предлагает не спешку на уроке, а отказ от многократного повторения, так называемой “жевачки” и дает возможность для более глубокого изучения материала, для выявления большего количества его связей и сторон.
4. Принцип осознания школьниками процесса учения. По-моему, этот принцип означает то, что ученик должен осознавать, как, за счет чего учебная деятельность приводит к новым знаниям. Объектом наблюдения должен стать сам процесс познания.
5. Учитель должен вести работу над общим развитием всех учащихся класса, в том числе и слабых. Дети находятся на разных уровнях развития. И, как я понимаю, нельзя подгонять развитие учащихся под одну среднюю мерку. Нужно стремиться к тому, чтобы раскрылись возможности ребенка, ярко выразилась его индивидуальность. То есть стремиться к продвижению каждого ученика по его собственной шкале развития.

Учащиеся занковских классов имеют свои особенности. Первое, что бросается в глаза при обобщении с ними, - это их эмоционально-волевые характеристики. Они переживают яркие эмоции, связанные с учением, их увлекает процесс познания. Человек для этих детей – это ценность, личность. Каждый ребенок требует уважительного к себе отношения. Вместе с тем дети не эгоистичны, терпимо относятся друг к другу. Кроме того, ребенок - занковец способен наблюдать за тем, как работают другие дети, стремится научиться у них, прислушивается к их мнениям. Вообще, у этих ребят хорошо сформирована деятельность наблюдения. Они могут наблюдать за объектом более длительное время, чем дети - традиционники, могут выявить большее число признаков, пытаются обобщить увиденное. Прослеживается стремление развить в себе наблюдательность. На уроке нередко звучит вопрос: “Как тебе удалось это заметить?”. Если учащимся на уроке предлагается ряд предметов, то они стремятся выделить характерные признаки и провести классификацию. При этом пытаются обосновать свои действия, смело высказывают предположения. Часто в ходе рассуждений обращаются не только к учителю, но и друг к другу. При решении трудной задачи они нередко разбивают её на части или, изменив условия или вопрос, упрощают ее, а затем пытаются найти подход к решению исходной задачи. Все этапы этой работы могут сопроводить пояснениями.

Таким образом, на уроках учащиеся – занковцы ведут себя более раскрепощено, чем их сверстники, обучающиеся по традиционной системе, но в тоже время дисциплинированно. Урок протекает в обстановке дружной работы класса, каждый увлечен интеллектуальной деятельностью. Часто возникающие диалоги типа “ученик-ученик” связаны с объектом изучения.

Свою работу, как учитель математики, я строила, исходя из теоретических основ занковской системы, пытаясь осуществить преемственность в обучении, с учетом тех широких знаний, которые были приобретены детьми в начальной школе. Программа по математике в начальной школе у занковцев, на мой взгляд, шире и насыщеннее традиционной программы. В первом полугодии пятого класса предусмотрена систематизация знаний о натуральных числах, которая мало что нового даст детям-занковцам. Более того, они уже имеют представления о дробных числах. Можно опереться на эти представления при изучении чисел в дальнейшем. Аналогичное положение складывается и с решением уравнений, и с изучением геометрического материала.

Учебники, я считаю, должны соответствовать идее максимальной эффективности обучения для общего развития школьников. В 5 и 6 классах я использовала учебные комплекты, в которые входят учебники под редакцией Г.В.Дорофеева и И.Ф.Шарыгина и пособия к ним. Они наиболее полно отвечают идее. Учебники содержат уровневую систему упражнений, материал для самопроверки. В них имеется разнообразный и интересный геометрический материал, есть задачи, связанные с историческим материалом, задачи исследовательского характера, задачи, требующие творческого подхода. Многие задачи предполагают вариативность решения, помогают обогатить ребенка разными способами рассуждений, учат оценивать результаты, развивают способность к самоконтролю. Кроме того, учебники позволяют познакомить учащихся с элементами математической статистики, комбинаторики, теории вероятностей, то есть позволяют расширить круг математических представлений. В комплектах имеется интересный материал для внеурочного изучения, а также материал для отработки умений и навыков, тестовые задания. Однако я не ограничивалась в выборе методических материалов только этими комплектами, но они составляли содержательную основу для работы над развитием учащихся.

При выборе методов и форм обучения я руководствовалась тем, что должна организовать интенсивную преобразующую деятельность учащихся. Везде, где только можно, дети должны наблюдать, группировать, анализировать, выяснять закономерности, делать выводы. Я, как учитель, стремилась организовать творческую поисковую деятельность. Часто в рассуждениях, когда их мысли не укладывались в составленный план, приходилось идти за детьми. То есть учащиеся должны овладевать знаниями, по возможности, не прямым, а косвенным путем, который позволяет продвигать их в общем развитии.

Искренностью в общении, эмоциональной подвижностью, любознательностью дети быстро располагают к себе. Каждый ребенок индивидуален, самостоятелен в суждениях, на все имеет свою точку зрения, причем пытается отстаивать свое мнение, привести какие-то доводы, аргументы. Дети часто спорят, но при этом дружелюбны. Такое общение обогащает их. Они познают мир и преобразуют его, они познают себя и совершенствуются. Разбужено их сознание. Особенно интересно то, что они умеют наблюдать, прислушиваться к другим, делать выводы не только на уроке. Дети создают вокруг себя какое-то особенное активное жизненное пространство. В этом пространстве складывается своеобразный стиль взаимоотношений между людьми, доверительный и уважительный. На мой взгляд, система Л.В.Занкова позволяет развивать не только учебные качества ребенка, но и личностные. И при работе с такими детьми учитель не может и не имеет права не измениться, не пересмотреть свои взгляды, как на обучение, так и на воспитание.