Заключительный, обобщающий урок-путешествие по русскому языку в 4-м классе

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель: Закрепление темы. Развивать умение конструировать предложения, находить главные члены, повторить знания о связи слов в предложении, умение выполнять разбор предложения и правильно вставлять знаки препинания. Учить детей сотрудничать и быть дружными.

Оборудование: Карта путешествия, карточки с заданиями.

Дети заранее разделяются в группы по 4–5 человек.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы.
  3. Вот мы и закончили главу “Предложение”. Научились правильно составлять предложения, найти главные члены предложения, выполнять разбор предложений и правильно ставить знаки препинания.

    И сегодня нам предстоит отчитываться перед королевой Грамматики. Для этого надо отправиться в путешествие в Королевство Грамматики, где нас ждет много испытаний. Для того, чтобы преодолеть трудности, нам надо быть дружными и знать все правила по теме.

    Королева Грамматики дала нам карту путешествия. И если преодолеем трудности и выдержим испытания, то получим вознаграждение – клад Королевства Грамматики.

    (Карта путешествия). Рис. №1.

    Прежде чем отправиться, давайте возьмемтесь за руки. И какой девиз у нас был?

    Дети: Один за всех, и все за одного.

    Учитель: Так, значит, будем помогать друг другу, и тогда никакие трудности нам не будут помехой.

    И если готовы отправиться в путешествие, закройте глаза, и все вместе считаем до трех.

  4. Вот и очутились в Королевстве Грамматики. Мы в поляне слов. Почему?
  5. (Дети отвечают).

    Да, предложение состоит из слов, которые выражают законченную мысль. Посмотрите, как много слов растут и цветут здесь в этой поляне. Вот я сорвала цветы. И в каждом цветочке слово. Нам надо собрать из них красивый букет. Значить составить предложение. Если мы не сможем правильно составить предложение, то можем заблудиться в дремучем лесу путаниц.

    (Раздаются по группам слова в цветочках.)

    Выполнение заданий по карточкам № 1

    Карточка №1.

    Теперь выполним задания. Над некоторыми словами стоят цифры 1, 2, 3. Это –

    1 – Найди однокоренные слова.

    2 – Разбор слова по составу.

    3 – Фонетический разбор.

    Что получилось? Какие предложения? А что это? (Поговорки о дружбе).

    Теперь найдите орфограммы и вспомните правила правописания.

    Вот мы и преодолели первое испытание и не заблудились в дремучем лесу путаниц.

  6. И вот перед нами роща предложений. Тут много разных предложений. Предложения бывают разные… Какие? По цели высказывания и по интонации. Какие?
  7. Вот предложения. Посмотрите, какие это предложения, и чего здесь не хватает? (Знаки препинания).

    Карточка №2

    1. Унылая пора Очей очарованье
    2. Я ль, скажи мне, всех милее, 
      Всех румяней и белее?
    3. В стране Хохотании жили смеянцы.
    4. За тучами гуляют солнце звезды и луна.

    Чтобы поставить знаки препинания, нам надо подняться на эту высокую гору знаков препинания. Для этого надо знать где и когда ставятся данные знаки препинания, для чего служат и почему надо поставить? Если мы не сможем сделать это, то останемся в Болоте Лени, засосет трясина. Эти знаки препинания нам очень нужны, как вода, путешествие только началось, и нам они очень пригодятся. Для подтверждения прочитайте с интонацией предложение: Я иду в школу.?!.

    Карточка №3

    Я иду в школу.

    Я иду в школу?

    Я иду в школу!

    Иди в школу.

    Мы преодолели это! Молодцы!

    Так высоко поднимались.

    Устали наверное, так давайте отдохнем и послушаем рассказ о пользе знаков препинания. А. Каневского. (Рассказ учителя)

    Так давайте не будем похожими на этого несчастного человека.

    Идем дальше. Перед нами самое главное испытание – река Незнание с его сильным течением и необитаемыми островами. Чтобы перейти эту реку нам надо построить мост из правил.

    Сперва надо выполнить разбор данных предложений и по ходу вспомнить правила.

    Если мы ошибемся, то нас унесет течением или останемся на острове ошибок, оттуда трудно будет нам выйти на другой берег.

    Карточка №4

    1. Мы сегодня увидали городок внутри рояля.

    2. Дует ветер со снежком Дед Мороз идет с мешком.

    3. Скоро осень проснется и заплачет спросонья.

    4. Шелестят зеленые сережки и горят серебряные росы.

    • Поставить знаки препинания
    • Выполнить разбор предложений
    • Какими частями речи выражены и почему? Как это мы узнали?

    Вот мы и вышли на берег. Теперь нам осталось совсем мало.

    Впереди нас ждет Говорящая Скала. Вы догадались, наверное, почему эта скала называется “Говорящая”. Вспомним, что такое прямая речь. Вот перед вами предложения.

    Карточка №5

    1. Королева Грамматики высказалась в том духе, что учиться, мол полезно.
    2. Что ты говоришь спросил Никита.
    3. Давай мы дадим тебе фамилию Матроскин говорит дядя Федор.
    4. Зонтик плакался в прихожей все гуляют в день погожий.

    Нам надо найти предложения с прямой речью и правильно поставить знаки препинания, чтобы не попасть в пустыню двоечников.

    Молодцы! Мы у цели!

    Благодаря нашим знаниям мы преодолели все трудности и показали Королеве Грамматики свои знания по главе “Предложение”.

    Что это? Письмо от Королевы Грамматики.?!

    Чтение письма.

    Дорогие ребята!

    Вы отлично справились с трудностями и с достоинством можете идти по стране знания. И вот мое вознаграждение – клад Королевства Грамматики. Счастливого пути!

    Королева Грамматики.

    Ой, что это золото?!, золотые пятерки. Вот наше вознаграждение!!! (Раздают детям).

    Спасибо всем!

    Вы все Молодцы!

    Путешествие завершается.

    Закрыли глаза и мы вернемся назад. Никто не остался там? Все здесь?

    Вот и завершилось наше путешествие. До следующих увлекательных путешествий по стране Знания!