Учебные занятия в режиме интерактива: проблемный семинар в 10-м классе

Разделы: История и обществознание


Древняя Русь и Великая Степь: проблемы взаимовлияний

План (вопросы лекции и вопросы семинара)

  1. Введение в проблему: историография вопроса
  2. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева: как рождается, живет и умирает этнос?
  3. Рождение монгольской державы. Великая Яса – законы Чингисхана.
  4. Нашествие на Русь: “Сказание о Евпатии Коловрате”.
  5. Русские в Золотой Орде.
  6. Степное градостроительство.
  7. Династические браки русских князей и ханских дочерей:
  8. А) история брачных союзов русских князей;
    Б) терем как татарское заимствование

  9. Монгольская веротерпимость, взаимоотношения с Православной Церковью.
  10. Русские князья в борьбе за ярлык.
  11. Что дали России монголы?
  12. А было ли иго? Кто мы: Запад или Восток?

Литература

  1. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 2002 г.
  2. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 1, 2
  3. Сахаров А.Н., Буганов В.М. История России с древнейших времен до конца XVII века. Учебник для 10-х классов. М., 2001 г.
  4. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. М., 2001 г.
  5. Соловьев С.М. Учебная книга по истории Отечества. М., 1999 г.
  6. Рождественский Е.С. Отечественная история во взаимосвязи со всеобщей. М., 2000 г.

К зачету

Аргументация аспектов по 2-м утверждениям:

– Монгольское завоевание привело к упадку русского государства (Сахаров, Буганов, Рыбаков, Соловьев);
– Монгольское завоевание не привело в упадок русское государство (Карамзин, Ключевский, греков, Гумилев).

Ответы на вопросы.

Дети получают задание: составить таблицу. Например,

Взаимосвязь Отечественной истории со Всеобщей

События отечественной истории

События всемирной истории

1147 г. – первое упоминание о Москве
1157 г. – смерть Ю. Долгорукого
1174 г. – смерть А. Боголюбского
1212 г. – смерть великого князя владимирского Всеволода Юрьевича, брата Андрея Юрьевича Боголюбского
Византия 1204 г. – с. 216, 217
Китай с. 233
1280 – 1368 гг. – основание монгольской династии
XIII в. – завоевание Китая Монголией
Западноевропейская цивилизация с. 142, 146, 148, 149, 150 события и процессы
Монголия
1206 – 1211 – покорение киргизов, бурят, якутов, уйгуров, тангутского царства
1211 – 1215 – война в Китае. Покорение Северного Китая – Маньчжурии
1218 – завоевание Кореи
1219 – 1221 гг. – покорение Хорезма. Полное подчинение Средней Азии.
Вывод: исторический процесс на Руси: централизация Северо-Восточной Руси под рукой сильного князя. Титул - великий относится к князю Владимиро-Суздальскому. Нарушается традиция наследования власти по старшинству (по старине), власть великого князя переходит по завещанию по воле “единодержавца – князя”

Древняя Русь и Великая Степь:
проблемы взаимовлияний

Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с двумя точками зрения историков:
  2. А) традиционный
    Б) евразийский
  3. Познакомить учащихся с теорией этногенеза Л.Н. Гумилева
  4. Учить аргументировать, сравнивать, делать выводы

Оборудование: карты, учебники: Сахаров, Буганов; Гумилев “От Руси к России”, “Пустыня Тартари”, в/ф “Нашествие”, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I. Повторение: История Золотой Орды.

Основные даты:

1162 г. – рождение Чингисхана
1171 г. – смерть Есугея
1182 г. – избрание Чингисхана
1185 г. – разгром от соседей
1198 г. – во главе мощной Орды
1202 – 03 гг. – разбили меркитов и керантов
1204 г. – столкновение с кайманами
1206 г. – на курултае избран ханом всей Монголии
1209 г. – + Уйгурия
1210 г. - + гжурнени до 1235 г.
до 1226 г. – Хорезм (Персия - Иран)

Тангут

1227 г. – смерть Чингисхана (осада Чжунсина - столы) с. 98

1 сын – Джучи – изм. добр. со слол. позв. в начале 1227 г.
2 сын – Чагатай – хранитель ясь, строг, исп.
3 сын – Угэдей – добр, терпим к людям – с. 99
4 сын – Тулуй – 1193 г.

1229 г. – избрание на курултае Угэдея

II. Новый материал (учитель)

Этнос – народ
Этногенез – история развития народа
Мутация – изменение

Этнический толчок – движение к образу новых этносов
Пассионарность – признак внутри этноса, обозначает людей с повышенной тягой к действиям
Пассионарии – активные люди
Субпассионарии – люди с пониженной пассионарностью

Фазы этногенеза

А) Акматическая – “быть собой”, не выделяясь из природы
Б) Надлома – развитие культуры и искусства воображаемая линия П. – войны
В) Обскурации – пассионарность иссякает, энергии мало, ведущее понятие – субпассинаризм – распад, уничтожение пассионариев, предают материальные ценности
Г) Инерционная – образование больших государств, накопление материальных ценностей
Д) Гомеостаз – равновесие с природой – великим замыслам – обывательский покой, пассионариев мало, чтобы подрежать хозяйство.

Древняя Русь в начале XIII в.распад моральный

–  усобицы
– призвание половцев
– измена, предательство

1203 г. – разгром Киева, Киевско-Печерская лавра
Почему не восстановлен Киев? Мало пассионарной энергии

Этнос живет 1200 – 1500 лет (далее рассыпается, либо замирает без движения)
1216 – 1223 г. – вражда монголов с половцами
1223 г. – битва на Калке

Мстислав Удалой из Галича
Мстислав Киевский
Мстислав Черниговский

Послы монголов убиты (Яса)
80 000 – русско-половецкая армия
20 000 – отряд монголов (с. 104)

1235 г. – курултай (борьбу с половцами довести до конца). Великий Западный поход – 5 000 км – 25 000 км в день. Монголия, Казахские степи, до Арала (пустыня).
К Волге – 20 000 отправились + 10 000 (мобилизация) = 30 000 – 40 000
Котян – половский хан      к Венгрии
Бату – к границам Рязанского княжества (с. 106)

III. в/ф “Нашествие”