Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Обучение иностранному языку в школе преследует основную цель: развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка, то есть овладение иностранным языком как средством общения. Коммуникация на языке осуществляется в двух формах: устной (звуковой) и письменной (графической). При устной коммуникации происходит обмен информацией между людьми в звуковой форме, по слуховому каналу: говорящий произносит сообщение, содержащее определенную информацию, а слушающий воспринимает это сообщение и содержащуюся в нем информацию. В процессе устной коммуникации ее участники меняются ролями: говорящий становится слушающим и наоборот. Таким образом, для осуществления коммуникации в устной форме необходимо владеть говорением и слушанием с непосредственным пониманием (аудированием).

Для устной коммуникации характерны контакт общающихся, скоротечность ее процесса, определяемой скоростью, а также набор реплик, отличающихся эмоциональностью, позволяющей не только понять содержание сообщения, но и эмоциональное состояние говорящего, его личность.

Очень важной чертой устной коммуникации является ситуативная обусловленность речи, включающая учет реплик партнера по коммуникации.

Устная коммуникация может осуществляться в виде обмена репликами между его участниками, а устное сообщение может быть направлено на одного или несколько человек, обращено к группе определенных лиц (лекция, выступления на собраниях), где невозможна обратная реакция слушающего. В соответствии с этим различаются диалогическая и монологическая формы устного общения.

Письменная коммуникация осуществляется в графической форме по зрительному каналу. Передающий сообщение фиксирует его на бумаге в виде текста, а принимающий извлекает информацию, содержащуюся в тексте. При письменной коммуникации функционируют письмо и чтение с непосредственным пониманием читаемого.

Ведущим фактором передачи содержания письменного сообщения является не ситуативность, а контекст. Письменное сообщение может быть адресовано определенному лицу или лицам (например, письмо) или предназначаться широкому кругу лиц (например, книги, учебники).

Таким образом, для осуществления коммуникации в устной и письменной форме необходимо овладение 4 основными видами речевой деятельности: аудированием, чтением, говорением, письмом. Остановимся на говорении, так как это самый главный вид речевой деятельности, направленный на развитие коммуникативной компетенции.

Овладение говорением предполагает овладение языковым материалом, создание условий для того, чтобы учащиеся могли пользоваться иностранным языком свободно, то есть развитие умений неподготовленной речи. Эти умения развиваются на диалогах (спонтанный разговор). Для обучения монологической и диалогической речи следует использовать различные ситуации, диалоги (интервью, расспрос, беседа, дискуссия).

При обучении говорению каждый участник общения оперирует сначала одной репликой на уровне предложения. Для этого я использую серию упражнений АВСДЕ.

А: имитативное предложение

  • It is a book, isn’t it?
  • Yes, it is. It is a book.

В: переспрос, предположение, вопрос-сомнение

  • Is it a book?
  • Yes, it is. It is a book.

С: возражение, опровержение

  • Is it a pen?
  • No, it isn’t. It is not a pen. It is a book.

Д: запрос информации

  • What’s this?
  • It’s a book.

Е: повелительное предложение (просьба, побуждение)

— pupil 1 asks pupil 2 whether it is a book or not.

Серия упражнений АВСДЕ является первым уровнем. На втором уровне говорения происходит разделение на микродиалоги (односторонний или двусторонний диалог – расспрос; диалог – обмен мнениями) и деление на микромонологи (описание, пересказ, рассказ). На третьем уровне: развернутые диалоги и монологи. На четвертом уровне: свободная диалогическая речь (дискуссии и беседы) и свободная монологическая речь (рассказы, ситуации).

Тема: Seasons. Weather.

Цели:

- развивать навыки монологической и диалогической речи по данной теме;
- способствовать развитию слухопроизносительных навыков;
- продолжить работу над закреплением лексики, грамматики;
- развивать аудитивные навыки;
- прививать интерес к языку.

Оборудование: видео, магнитофон, телевизор, компьютер, диски, УМК (учебники, различные пособия), плакаты, карточки (раздаточный материал)

Ход урока

I. Организационный момент.

а) Приветствие. Песня " Say hello"

б) Фонетическая (речевая) зарядка. Рапорт дежурного.

- Who is on duty today?

What day (date) is it today?

II. Основная часть (Диалоги, пословицы, скороговорки)

I am going to read you some sentences, on our topic "Seasons:"

Agree or disagree

(Предложения на карточке)

Streamline, a kind of Relaxation. (Who did you see : I saw John)

- Thanks, now let's work, deal with our lexical topic "Seasons" and grammar theme " The Comparison of Adjectives" on computers. "Professor Higgins"

- first dialogues

- proverbs

- tongue - twisters.

-Now, let's sing a song

" I just called:"

- Поем песню " I just called:"

-You know that love, feelings are closely connected with flowers, seasons, weather, just with nature. First, listen to me. I am going to recite a poem "Oh my love like a red, red rose". Then I will listen to you. What poems do you know in Russian ?

Тютчев: "Я встретил вас - и все былое

В ожившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое -

И сердцу стало так тепло:"

- Let's speak about weather, and Seasons :

- Let's watch TV. Weather on BBC and Eurovision. .

III. Итог урока (комментирование оценок и домашнего задания)

  • Compose a small story about your coming winter holidays.