Разработка урока по истории "Жемчужина Британской короны"

Разделы: История и обществознание


Форма занятий: лекционная.

Познавательная цель: сформировать у школьников яркое, образное, логическое представление об Индии в период нового времени.

Развивающая цель: моделирование.

Воспитательная цель: воспитание интереса, понимания и уважения к индийской культуре.

Наглядность:

  • карта “Географические открытия”;
  • тематическая выставка книг;
  • схемы на доске.

Ход занятия

Вступительное слово учителя

Форма нашего занятия: лекция

Приготовьтесь: слушать, записывать, задавать и отвечать на вопросы.

Рассматриваемый нами период по истории – это время столкновения 2-х типов цивилизаций: западной и восточной. Причем, западная цивилизация вторгается в восточную.

Ярким представителем западной цивилизации является Англия.

Задание: Ребята, охарактеризуйте социально-экономическое и политическое развитие Англии в XVIII в.

Представителем от восточной цивилизации мы возьмем Индию, которую сами англичане называли “Жемчужиной британской короны”.

Записывается тема: Жемчужина британской короны.

Записываются проблемы: Наиболее острыми дискуссионными вопросами сегодня в исторической науке являются:

  • Проблема уровня развития стран Востока в период нового времени.
  • Почему Восток занял подчинное положение, стал объектом мировой истории?

Записывается план:

  1. Индийская цивилизация в новое время: ее социально-экономическое, политическое и духовное развитие.
  2. Особенности развития “Запада” и “Востока”.

Далее учитель знакомит учащихся с книгами, которые представлены на выставке.

Выставка книг:

  1. История Востока III. Восток на рубеже средневековья и нового времени. XVI – XVIII вв. М., 1999г.
  2. Бутролиев В.П. Всемирная история в лицах: Позднее средневековье. – М., 1998 г. стр. 175-183.
  3. Юдовская А.Я. Новая история, 1500 – 1800: Учебник для 7 кл. – М.: Просвещение, 2003 г.
  4. Хрестоматия по новой истории 1640-1970 М., 1990 г., стр. 231-237.
  5. Энциклопедия для детей. История искусств.
  6. Энциклопедия для детей. Религия мира.

Индийская цивилизация в период нового времени

Схема дана на доске (см. приложение).

Данный пункт плана мы рассматриваем с помощью ЛСМ “Индия”, она является незавершенной и поэтому вам в входе лекции придется самостоятельно ее завершить.

Далее учитель излагает учебный материал, используя учебник (п.28-30) и дополнительную литературу.

Социальная сфера

схема

Каста – группы людей, обладающая определенными правами и обязанностями. Запрещается переход из одной касты в другую.

Постепенно вся группа людей, которая занималась каким-либо делом, передававшим по наследству, становилась отдельной кастой.

Все должности в сельскохозяйственной общине и обязанности передавались по наследству, этим община привязывала к себе людей.

Многие города возникли как ставки князей. Если перемещалась ставка феодала, города приходили в упадок. Кроме этого существовали города, служившие центром торговли и ремесла.

Историк Хабиб:

  • во II и XVII в. в империи существовало 5 тыс. поселений городского типа;
  • в Агре (800 тыс.), Дели (500 тыс.) в Европе только 3 города имели население свыше 200 тыс.

Экономическая сфера

Духовная сфера

Политическая сфера

Мною был составлен портрет “Государства Индии”.

Какие выводы мы можем сделать по каждой из сфер?

Социальная.

  • Общество разделено на касты.
  • Сообщества замкнутые.
  • Тесная связь индивида со своей средой.

Духовная.

  • Общество развивалось в русле традиций.
  • Религиозная жизнь была интенсивной.
  • Религиозная идея связывалась, прежде всего, с уходом от мира.

Политическая.

  • Ведущая роль владыки.
  • Государство осуществляет центральный контроль над обществом.

Экономическая.

  • В Индии были глубокие традиции торговли, ростовщичества, здесь были крупные денежные накопления (сокровища).

Вывод.

  • В XVI–XVII в. в Индии наблюдался беспрецедентный подъем хозяйственного развития. И только в начале XVIII в. Китай, затем Европа догнали Индию.

Особенности развития “Запада” и Востока”

Почему же Индия (“Восток”) заняла подчинённое положение по отношению к Англии (“Запад”)?

На доске схема (учащийся проводит сравнительный анализ).

Вывод: Отсутствие таких институтов как собственность и свобода, отрицание ценности индивида, зависимость человека от коллектива, все это не давало толчка для дальнейшего развития Индии (т.е. к развитию буржуазно-капиталистических и демократических отношений).

Домашнее задание:

На “5”

  • Написать сочинение “Жемчужина британской короны” (почему англичане так называли Индию).
  • Какая связь между создание империи Великих Монголов и нашим сибирским Тоболом?

На “4”

  • Лекция + параграф.

Рефлексия

  • Интересно (от 0% до 100%)
  • Понятно (от 0% до 100%)
  • Моя работа на уроке (от 0% до 100%)

Приложение 1