Историческое образование школьников средствами музейной педагогики

Разделы: История и обществознание


Формирование исторического сознания невозможно без непосредственного соприкосновения детей с реалиями прошлого. В то же время встреча современного ребенка с предметным миром прошлых эпох не предусмотрена в школьном курсе. Поэтому необходимо включение музея в единое образовательно-воспитательное пространство. Стержнем, соединяющим школу и музей, должна стать музейная педагогика, исследующая музейные формы коммуникации, их влияние на историческое образование детей, воспитание у них заинтересованного, уважительного отношения к другим эпохам, культурам.

Возможности современной музейной педагогики позволяют, с одной стороны, сдвинуть музей с позиции пассивного информатория, оптимальней использовать его образовательный потенциал за счет формирования у ребенка личного, эмоционально-окрашенного отношения к историческим фактам. С другой стороны, формы и методы музейной педагогики способны обогатить арсенал современного школьного педагога и приблизить школу к предметному миру прошлого. Возможности музейной педагогики были использованы при разработке авторской технологии, частично представленной в данной статье.

Главной идеей авторской технологии было создание оптимальных условий для формирования основ культурно-исторического мышления школьников. Задачи были сформулированы следующие:

  1. заложить основы научного мировоззрения,
  2. расширить исторический кругозор,
  3. сформировать умения документирования исторических событий,
  4. отработать навыки деятельности по сохранению историко-культурного наследия родного края,
  5. выработать активную патриотическую позицию,
  6. сформировать личностное, эмоционально окрашенное отношение к историческим фактам,
  7. воспитать любовь и уважение к прошлому своего края, своей страны.

Авторская технология ''Историческое образование школьников средствами музейной педагогики'' может быть использована руководителями краеведческих, этнографических детских объединений, имеющих реальную базу для создания подобных музеев (как в школах, так и в учреждениях дополнительного образования).

Технология рассчитана на работу с разновозрастным детским коллективом, не привязана к жестким срокам реализации ее этапов. Переход к последующим этапам осуществляется по мере решения задач предыдущих периодов.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

I. Подготовительный период.

  • Поисковая деятельность. Накопление экспонатов для будущего музея в ходе разведок и сбора подъемного материала, мониторинга состояния археологических памятников.
  • Совместная разработка концепции музея, составление тематико-экспозиционного плана, проекта художественного оформления музея.
  • Создание музея: оформление интерьера, выполнение реплик и копий артефактов, действующих моделей.

II. Основной период.

Реализация образовательно-воспитательных задач в трех направлениях работы музея:

  1. В практическом курсе Клуба юных археологов ''Потомки''.
  2. В сквозной программе работы детских объединений ''Полчаса в прошлом''.
  3. В экскурсионных программах для школьников района.

IV. Итоговый период.

Подготовка школьниками научно-исследовательских работ краеведческой тематики, выступления на семинарах и научно-практических конференциях разного уровня.

Создание учебных видеофильмов по материалам музея ''Мастерская предков'', других музеев Сибири.

V. Оценочный период.

Осмысление опыта. Мастер классы. Перенос опыта на другие площадки, участие в социально-значимых акциях и проектах.

Подготовительный период

Задачи подготовительного периода:

Организационные:

  • сбор материалов для будущего музея,
  • разработка концепции и тематико-экспозиционного плана музея,
  • создание экспозиции.

Образовательные:

  • практическое знакомство с различными видами археологических памятников региона,
  • усвоение понятийного аппарата музееведения.

Воспитательные:

  • формирование активного положительного отношения к охране культурно-исторического наследия нашего края,
  • выработка аккуратности, точности и внимательности при работе с музейной документацией,
  • воспитание любви к ручному труду, к работе с природными материалами,
  • сплочение детского коллектива в совместной полевой и экспозиционной деятельности.

Процесс сбора и накопления материала для будущего музея начался с первых лет существования Клуба юных археологов ''Потомки'', который с 1990 года действует при Доме детского и юношеского творчества Кировского района. Научное руководство этой деятельностью осуществляют ученые Института археологии и этнографии СО РАН, Института проблем освоения Севера, Новосибирского государственного педагогического университета, сотрудники Новосибирского государственного краеведческого музея и Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия при Администрации Новосибирской области.

Под их руководством проведены археологические разведки в Ордынском, Чановском, Искитимском районах Новосибирской области, в Тюменском Притоболье и в Хакассии. При участии кружковцев открыто более трех десятков новых памятников разного типа - поселений, курганных могильников, культовых мест.

Одной из важнейших форм полевой практики кружковцев стало участие в мониторинге состояния археологических памятников нашей области. В настоящее время многие памятники в Новосибирском Приобье находятся в угрожающем состоянии (из-за воздействия природных и антропогенных факторов). Культурный слой на них разрушается, обнажая артефакты. Проводя периодический осмотр разрушающихся памятников, ребята освоили научные методы сбора подъемного материала, приемы фиксации нарушений культурного слоя, зачистки и инструментальной съемки угрожающих участков, научились способам укрепления береговой линии.

  • Для того чтобы проработать концепцию музея, ребятам пришлось освоить музееведческую терминологию. После долгих совместных обсуждений было решено основным принципом формирования фондового собрания сделать принцип документирования древней технологической истории сибирского края.

Таким образом, музей должен являться источниковой базой для получения новых знаний в области истории древних технологий, отражающих взаимоотношения человека с природой и техникой.

  • Так был решен вопрос, что показывать в нашем музее. Другой важный для учебного музея вопрос – как показывать. При его решении необходимо учесть психолого-педагогические особенности детского восприятия: ребенок может раскрыть для себя музейный предмет, лишь совершив по отношению к нему определенную, адекватную этому предмету деятельность. Поэтому пространство нашего музея было решено наполнить действующими моделями древних станков и механизмов, а также копиями древних предметов, с которыми наши посетители могли бы активно взаимодействовать.

  • В оформлении интерьера был использован прием ''погружения в эпоху''. Интерьер музея оформлен так, чтобы максимально исключить присутствие современных предметов и материалов (поэтому мы отказались от этикетажа, фотографий, традиционных стендов).

Главным итогом подготовительного периода стало открытие в декабре 1994 года учебного музея ''Мастерская предков''.

Основной период

Задачи основного периода:

Образовательные:

  • пробуждение познавательного интереса,
  • изучение исторических эпох в единстве теоретических знаний и практического освоения древних технологий,
  • усвоение истории ремесел на основе краеведческих материалов,
  • приобщение к экспериментальным исследованиям и учебно-исследовательской работе,
  • овладение понятийным аппаратом экскурсоводческой работы.

Воспитательные:

  • формирование личностного, эмоционально окрашенного отношения к историческим фактам,
  • воспитание уважения к мастерству и изобретательности предков, положительного отношения к ручному труду.

Развивающие:

  • овладение навыками экскурсоводческой работы,
  • развитие общительности и открытости в процессе музейной коммуникации,
  • отработка способов и приемов освоения природных материалов,
  • развитие творческих способностей.

Реализация задач основного периода осуществляется на принципах комплексности и системности деятельности, представленных на данной схеме:

  • Создание музея “Мастерская предков” позволило осуществить перестройку программы обучения юных археологов клуба “Потомки”. Те виды деятельности, которые ранее были доступны лишь во время работы летних экспериментальных площадок, теперь органично включены в программу. Благодаря этому каждая историческая эпоха изучается в единстве теоретических знаний и практического освоения древних технологий. Экспозиция музея обеспечивает наглядность в изучении древней технологической истории нашего края. Занятия экспериментальной археологией в музее-мастерской помогают ребятам пройти все этапы научного познания – от полевого исследования до реконструкции и интерпретации.

  • В соответствии с новой концепцией системы дополнительного образования музей “Мастерская предков” стал экспериментальной площадкой для осуществления сквозной программы совместной работы всех клубов и объединений Дома детского и юношеского творчества.

Ранее кружки и другие детские объндинения существовали и развивались обособленно, их работа ограничивалась рамками своего профиля. Открытие музея-мастерской позволило найти всеобщую точку пересечения всех разноплановых интересов и увлечений. Ведь у каждого ремесла, которое постигает ребенок в своем кружке, есть своя история развития, свои корни и традиции. Редкие программы отводят этому дожное внимание. Восполнить этот пробел и призвана сквозная программа ‘’Полчаса в прошлом’’.

В основу трех циклов программы положена единая схема, следующая за музейной экспозицией: обработка камня, обработка кости и рога, обработка животных и растительных волокон, плетение и ткачество, гончарное производство. Для одних кружковцев эти виды древних производств интересны с точки зрения создания украшений и предметов быта, для других упор делается на техническую сторону изобретений древности, для третьих – на включенность предметов быта и вооружения в систему духовных традиций наших предков. Конкретное содержание занятий корректируется с содержанием программ кружков и учетом возраста кружковцев.

Методические приемы экскурсионной работы

За годы работы музея мы накопили широкий ''репертуар'' методических приемов, которые включают сенсорные, эмоциональные и интеллектуальные механизмы и делают познание цельным и личностно значимым для наших посетителей.

Вот некоторые из приемов, которые мы применяем в экскурсионной работе со школьниками района, города:

1. РОЛЕВАЯ ИГРА. Экскурсии в нашем музее проводят ребята – члены клуба юных археологов “Потомки”, усилиями которых собственно и был создан музей. Каждый из экскурсоводов выбирает себе роль – гончара, ткача, костореза или каменотеса и в образе древнего мастера раскрывает перед посетителями секреты своего ремесла. Войти в образ помогают стилизованные ''под древность'' костюмы, которые ребята шьют и украшают самостоятельно, используя реконструкции различных типов одежды древних сибирских народов. Ну а нашим посетителям мы предлагаем роль путешественников, которые на машине времени оказались в прошлом и которым, чтобы выжить, необходимо научиться делать одежду, оружие и орудия труда.

2. СОТРУДНИЧЕСТВО МАСТЕРОВ И ГОСТЕЙ. Во время ''путешествия в прошлое'' каждый посетитель может попробовать сделать каменный топор, амулет, слепить горшок, скрутить нить из растительного волокна и т.д. И в этом им помогают их ровесники – юные мастера-кружковцы. В процесс такого сотрудничества включается и третий участник – древний ремесленник. Ведь именно его изделие становится ''образцом для подражания''. Многочисленные артефакты становятся матрицами новых предметов, которые затем включаются в нашу музейную экспозицию. (Так работают два источника пополнения основного и вспомогательного фондов – подъемный материал и предметы – ''новоделы'', созданные во время экскурсий по мотивам древних образцов).

3. ПРИЕМ ДИАЛОГА. Одно из правил, которого мы постоянно придерживаемся в нашей работе - исключить монолог. Чтобы экскурсия превратилась в живую беседу, мастера часто обращаются к гостям с просьбами, вопросами, спрашивают совета, сами отвечают на возникшие у посетителей вопросы. В некоторых случаях, по согласованию с педагогами, ребятам выдаются карточки активности, которые для детей являются путеводителями по экспозиции музея.

4. ПРИЕМ “ПОСЛЕДЕЙСТВИЯ”. Экскурсии в нашем музее сопровождаются демонстрацией видеофильмов и фотографий, показывающих, каким образом предметы из древности оказываются в современном мире. Причем, показ видеоряда происходит после ''возвращения из прошлого'' в другом помещении – учебном кабинете клуба археологов ''Потомки''. Там ''юные мастера'' превращаются в современных мальчишек и девчонок и рассказывают ровесникам о своем участии в археологических и этнографических экспедициях.

Благодаря использованию всех этих приемов мы облегчаем школьным учителям задачу воспитания любви к истории, а классным руководителям помогаем организовывать досуг ребят в свободное от учебы время.

Итоги основного периода

  • Так как в основе концепции музея-мастерской лежит понимание обучения как процесса исследований, открытий на основе личного опыта и через продуктивную деятельность, то в итоге музейного занятия ребята не только приобретают новую информацию, но и ''пропускают'' эту информацию через собственные руки и поэтому ощущают ее как результат своих личных открытий. Этому способствует такая организация работы музея, которая включает детей в активное общение с экспонатами, экспериментирование с ними.

  • Участие в экспериментальных программах помогает реконструировать историческую реальность, пережить ситуацию ''погружения в прошлое'', развивает творческие способности ребят, дает материал для обновления экспозиции музея.

  • Осваивая навыки экскурсоводческой работы, данные мастера получают возможность развития коммуникативных навыков. Они успешнее проходят социализацию, ведь после экскурсии, проведенной для учеников своей школы, повышается социальный статус ребенка.

  • В книге отзывов содержится более 130 записей, оставленных школьниками, родителями, студентами, учителями. Кроме традиционных слов благодарности часто встречаются такие записи: ''восхищает изобретательность предков'', ''удивляет то, что, все сделано руками ребят – наших ровесников''

В учительских отзывах встречаются очень эмоциональные высказывания: ''Дети получили заряд положительной энергии, у них светятся глаза!'' Часто учителя пытаются сформулировать воспитательное значение экскурсий: ''Главное то, что все это поучительно'', ''Музей воспитывает уважение к предкам, прошлому'', ''Развивает у ребят интерес к жизни и желание учиться''.

Итоговый период

Задачи итогового периода:

Образовательные:

  • закрепление познавательного интереса,
  • выход с практической, экспериментальной работы на теоретический уровень,
  • овладение понятийным аппаратом научно-исследовательской работы,
  • творческое применение полученных знаний.

Воспитательные:

  • воспитание положительного отношения к интеллектуальной работе,
  • переживание радости открытий и творческих успехов,
  • воспитание целеустремленности и настойчивости.

Развивающие:

  • овладение навыками научно-исследовательского труда: работы с источниками, справочной литературой, умение формулировать проблему, делать выводы,
  • отработка приемов публичных выступлений,
  • выработка навыков работы с техническими средствами обучения.

Освоив навыки учебно-исследовательской работы, ребята успешно выступают на ежегодных районных, городских и областных семинарах и конференциях. По итогам городских конференций НОУ четверо выпускников без экзаменов стали студентами исторического факультета НГПУ. Дипломы за лучшие доклады получены на региональных конференциях (Красноярск-95, Иркутск-96, Новосибирск-97, Гурьевск-98, Чита-2000, Иркутск-2001). В 2000 году на Всероссийской конференции “Отечество” все 4 представленных доклада получили призовые места.

Закрепление познавательного интереса школьников и осмысление полученных знаний происходит не только в виде учебно-исследоваетльской работы, но и в творческой форме. В настоящее время в методической копилке музея 11 учебных видеофильмов краеведческой тематики, которые неоднократно отмечены призами фестивалей детского видео разных уровней.

Оценочный период

Задачи оценочного периода:

  1. Осмысление опыта всех направлений музейной работы (поисковой, научно-исследовательской, экскурсионной) и его использовании в процессе саморазвития и самоактуализации детей.
  2. Формирование стремления поделиться полученными знаниями, умениями, навыками с другими людьми.
  3. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков.
  4. Закрепление чувства коллективизма и социальной ответственности в процессе волонтерской деятельности.

В 1997 г. в Новосибирской области проходил смотр-конкурс школьных музеев, посвященный 70-летию образования Новосибирской области. Члены жюри конкурса познакомились с поисковой, фондовой, исследовательской и экскурсионной работой музея ''Мастерская предков'' и высоко оценили работу ребят. Музей занял 1-е место в конкурсе и отмечен денежной премией и Почетной грамотой Главного управления народного образования администрации Новосибирской области. По итогам Областного фестиваля музеев образовательных учреждений 2003 года наш музей стал лауреатом и награжден ценным подарком и дипломом.

Музей “Мастерская предков” неоднократно становился базой для семинаров-практикумов, проводимых для специалистов дополнительного образования. В арсенале выставочной деятельности - участие в городской аттрактивной выставке “Оберег” (2000г.), городском “Фестивале древнейших сибирских ремесел” (2003г.), в международном музейном фестивале “Великая Степь. Древние технологии” (2001г.). Музей стал лауреатом международной Сибирской ярмарки “Учсиб-2002”. Члены актива музея в качестве волонтеров приняли участие в реализации четырех социально значимых проектах, финансируемых как зарубежными, так и отечественными благотворительными фондами и администрацией Новосибирска и области.

Результаты реализации технологии.

1. Основы научного мировоззрения, заложенные в ходе музейных занятий, позволили ребятам успешно освоить все этапы научно-исследовательской работы:

  • научились работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными и устными источниками,
  • освоили приемы внешнего и внутреннего анализа источников,
  • научились формулировать проблему, цели и задачи исследования, отстаивать свою точку зрения,
  • получили навыки работы с научной и справочной литературой, а также навыки публичных выступлений.

2. Исторические знания, полученные ребятами в непосредственном общении с предметным миром прошлых эпох, стали для них личностно значимыми, познавательный интерес из эпизодического стал устойчивым.

3. Благодаря созданию музея ''Мастерская предков'' школьники включились в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия нашего края:

  • научились выявлять и фиксировать разрушающиеся памятники, применять меры по их сохранению в ходе ежегодного мониторинга состояния археологических памятников,
  • выявили более 30 новых археологических памятников,
  • научились приемам камеральной обработки материала,
  • освоили ведение музейной документации, правила хранения артефактов.
  • приняли участие в реализации четырех социально-значимых проектов.

4. Активное участие в поисковой, просветительской, экскурсионной деятельности, в создании учебных фильмов краеведческой тематики, в волонтерском движении, позволяет надеяться, что у ребят заложены основы культурно-исторического мышления и выработана активная патриотическая позиция.

Список литературы.

  1. Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч. Методические рекомендации. – М., 1988.
  2. Терминологические проблемы музееведения. Сб. науч. тр. ред. Т.Г.Шумная – М., 1986.
  3. Юхневич М.Ю. Как построить ДОМ (проблемы создания музея нового типа) – Мир музея, 1995, № 5.
  4. Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные и детские музеи дореволюционной России: Методическое пособие – М., 1990.