Обобщающий урок в 8-м классе. Химия — основа веществ

Разделы: Химия


Цели:

а) закрепить и обобщить знания учащихся по изученным темам, умение применять знания, полученные на уроке, на практике;
б) продолжить формировать навыки коллективной работы;
в) воспитывать потребность во взаимопомощи;
г) развитие стойкого позитивного интереса к предмету.

Групповая работа:

1. Взаимопомощь – старших в группе.
2. Монологическая речь.
3. Самооценка – взаимный контроль.
4. Письменная работа – оценка в тетради и в оценочном листе.
5. Представитель – отвечает от группы (уточнение, дополнение, исправление).

Схема работы в группе:

Вопрос – обсуждение в группе – ответ представителя – дополнение других – самооценка – оценка работы каждого группой.

Таблица 1

Роль учителя:

  • помощь;
  • поощрение.

На уроке повторить состав изученных веществ, классификацию соединений, умение устанавливать принадлежность веществ к определенному классу.

Ход урока.

Вещества – отвечают на основной вопрос, что такое химия и что она изучает.

Что лежит в основе обобщения знаний – идея зависимости свойств веществ от их состава и строения.

Вопрос: на какие две большие группы делят все вещества по составу?

Задание. Приведите примеры простых и сложных веществ (у доски работают по одному представителю от группы, а остальные на листах).

Формулы и названия прокомментировать.

Сложные         Простые

Классы простых веществ:

Металлы и неметаллы (на столах у каждой группы задание распределить выданные вещества по классам.)

Все письменные работы выполняются на листках и сдаются на проверку учителю.

Затем обсуждается классификация сложных веществ.

Задание: приведите примеры веществ каждого класса и найдите на столе банки с соответствующими веществами.

Классы сложных веществ.

Задание: распределить выданные формулы веществ по 4 классам (формулы написаны на доске). Представители от группы выполняют у доски, а остальные проверяют и уточняют.

Схемы веществ:

Рисунок 2,3

Указать название вещества и прочитать формулу.

Вопрос: какие вещества относятся к оксидам?

Задание: используя карточку 1,

Таблица 4

составьте химические формулы возможных оксидов, комбинируя приведенные в таблице части формул слева направо и сверху вниз. Общее количество всех формул равно значению относительной атомной массы кислорода.

Для самооценки и групповой оценки работы каждого ученика используем следующие критерии:

16 формул – "5";
15–13 формул – "4";
12 – 9 формул – "3".

Дополнительно - игра "Составляй-ка".

Рисунок 5

На листочке выполнить задание, написать соединение с кислородом.

Вопрос: как можно получить оксиды из простых веществ?

Задание: приведите примеры химических реакций получения оксидов из простых веществ, напишите химические реакции.

Учитель демонстрирует горение серы в кислороде, растворение его в воде и соответствующие кислоты.

Задание: составить химические формулы кислот, соответствующих приведенным по диагонали формулам кислотных оксидов – карточка №2.

Игра "Крестики нолики".

Таблица 6

После выполнения задания учащиеся одной группы называют оксиды, другой – соответствующие кислоты. Остальные группы контролируют.

Задание: выполнить в парах лабораторную работу.

Цель работы: выяснить, как происходит реакция соединения оксида магния с водой, каковы ее признаки; определить к какому классу веществ относится полученный продукт.

В группах происходит обсуждение полученных результатов и составление уравнения реакции.

При выставлении отметки учащиеся учитывают правильность рассуждений и записи, аккуратность в работе. Сделать выводы об особенностях основных оксидов. Учащиеся в группах выполняют задание по карточке №3.

Таблица 7

При проверке группа называет оксиды, другая - основания. Даем определения оксидам, основаниям, кислотам и солям.

Обсуждаем состав солей и их название.

Дополнительно: игра "Называй-ка".

Рисунок 8

Вывод: подводя итог первой части, возвращаемся к классификации неорганических соединений, после чего для самопроверки предлагаем учащимся задание по карточке №4

Таблица 9

Выбрать вещества, не принадлежащие к данным группам.

Ответы учащиеся записывают карандашом. После обсуждения проводят самооценку, затем группа оценивает работу каждого.

На первом этапе рассмотрим состав веществ каждого класса и некоторые, характерные для них свойства. Далее обсуждаем круг вопросов, касающихся строения вещества.

Вопрос: почему металлы отличаются от неметаллов по свойствам?

Задание: рассмотреть строение атомов натрия, магния, водорода и кислорода.

Представители групп высказывают свои суждения.

Задание: нарисуйте электронные схемы частиц этих веществ, обозначив точками электроны.

Задание: расписать строение атомов, указать заряд ядра, распределение электронов по орбиталям у натрия, калия, кальция, алюминия

Задание у доски по группам: дать понятие об орбиталях и зарисовать схемы и формы орбиталей у углерода, азота, кислорода и серы.

Дать понятие о протонах, нейтронах, электронах.

Дать понятие об ионах, катионах и анионах.

Вопрос: как образуются соединения?

Проводим игру "Определяй-ка", карточка с заданием 4.

Рисунок 10

Вопрос: дать определение, что такое восстановитель и окислитель.

Какие соединения и вещества выступают в роли восстановителя?

Расшифруйте схемы:

Рисунок 11

Далее рассматриваем периодическую систему – третий этап повторения.

"Охотники за электронами" – путешествие по периодической системе.

Каждой команде задаются вопросы, необходимо определить химический элемент. Каждая команда получает за правильный ответ по жетону.

Задание:

1. Этот металл, можно считать первым из семи металлов, что были известны людям в древности. (Медь)

2. Во время эпидемий кишечных заболеваний, военоначальники в войсках Александра Македонского болели реже простых солдат. Почему? (Серебро)

3. Этот металл алхимики обозначали знаком солнца. (Золото)

4. При недостатке этого химического элемента замедляется рост растений, желтеют листья, плоды становятся менее сладкими. (Калий)

5. Самый распространенный в природе щелочной металл (Натрий) – элементы 1 группы.

Группы 2А – 2Б

6. Я худшую смерть предпочту работе

На... рудниках,

Где крошатся зубы во рту.

О каких рудниках идет речь в строках, написанных Р. Киплингом? (Ртуть)

7. Этот химический элемент входит в состав костей, необходим для нормальной работы клеточных мембран и мышц. (Кальций)

8. Этот химический элемент входит в состав хлорофилла. (Магний)

9. Врач А. Крофорд обнаружил минерал, содержащий этот химический элемент, недалеко от шотландской деревни Строшиан. (Стронций)

Группы 3А – 3Б

10. Химик скажет так: "На зеркало неча пенять, коли оно не из ..." (Индия)

11. Название этого химического элемента происходит от арабского слова "бура". (Бор)

12. Французский химик П. Лекок де Буабодран, открывший этот химический элемент, назвал его в честь своей родины. (Галлий)

Группы 4А – 4Б

13. Этот химический элемент иногда называют "королем живой природы". (Углерод)

14. Этот тяжелый металл на удивление мягок: на бумаге он оставляет почти такие же следы, как и графит. (Свинец)

Группы 5А – 5Б

15. Название этого элемента в переводе с греческого означает "безжизненный". Почему А. Лавуазье его так назвал? (Азот)

16. Алхимик Брандт, открывший этот химический элемент, был в восторге. Все что светится, является философским камнем. (Фосфор)

17. Исследователи пришли к выводу, что Наполеон умер от отравления. А виной тому были ... обои с узорами, нанесенными так называемой шеелевой зеленкой. Какой яд входил в состав красителя. (Мышьяк)

18. Название этого химического элемента происходит от турецкого слова "сюрме". Так называли порошок для чернения бровей. (Сурьма)

19. Этот химический элемент назван в честь фригийского царя, который, согласно мифу, за жестокость был обречен на вечные муки. (Тантал)

20. Легкоплавкие сплавы из этого редкого металла применяются в автоматических огнетушителях. (Висмут)

Группы 6А – 6Б

21. Название этого газа в переводе с греческого означает "пахнет". (Озон)

22. Этот химический элемент М. Склодовская–Кюри назвала в честь своей родины. (Полоний)

23. Русское название этого химического элемента происходит от древнеиндийского слова "сира". Какой цвет обозначает это название? (Желтый)

Группы 7А – 7Б

24. Название этого химического элемента переводится как "разрушение", "гибель". (Фтор)

25. Во время Первой мировой войны за один день от этого газа пострадало около 16 тыс. человек. (Хлор)

26. Название этого химического элемента переводится как "фиолетовый". (Йод)

Группы 8А – 8Б

27. Этот химический элемент (сосед железа) входит в состав витамина В. (Кобальт)

28. Радиоактивный единственный газообразный химический элемент. (Радон)

Для закрепления знаний по периодической системе проводим игру "Угадай-ка". Каждая команда получает задание.

1 команда: “Меня называют живым материалом. Белки, жиры, углеводы, природный газ не могут обойтись без меня. А нахожусь я в во 2 периоде, IV группе”. ( Углерод)

2 команда: “В честь меня назван целый век, за меня велись войны, завоевывались целые государства. Я украшаю женщин, летаю в космос. А нахожусь в 6 периоде и I группе ”. (Золото) 3 команда: “ Я, самый легкий, прочный, электропроводен. Меня любят электрики, строители кораблей и самолетов. А нахожусь в 3 периоде и III группе”. (Алюминий)

Затем учащиеся дают самооценку и групповую оценку активности каждого участника. Подсчитывают средний балл за урок.

Для оценки работы учащихся учитель проводит тестовую работу. Самостоятельная работа по четырем вариантам на 15 минут.

Учитель берет на проверку работы учащихся, ставит отметки и выводит итоговую оценку. Анализ работы каждой группе дается на следующем уроке.

Периодический закон и периодическая система химических элементов. Строение атома.

Вариант 1

1. Химический элемент третьего периода образует высший оксид ЭО.

Как распределяются атомы электронов в атоме данного элемента?

1. 2–8–2;
2. 2–8–8–2;
3. 2–8–1.

2. Каков характер свойств высшего оксида химического элемента с порядковым номером 16?

1. основной;
2. кислотный;
3. амфотерный.

3. Какой химический элемент образует основание с наиболее ярко выраженными свойствами?

1. калий;
2. алюминий;
3. магний.

4. Металлические свойства химических элементов, составляющих главную подгруппу первой группы периодической системы Д.И. Менделеева, по мере возрастания зарядов ядер их атомов

1. усиливаются;
2. ослабевают;
3. не изменяются.

5. Химический элемент имеет следующую схему строения атома +18 2)8)8). Какое положение он занимает в периодической системе Д. И. Менделеева?

1. 2 период, 7 группа<;br> 2. 3 период, 8 группа;
3. 4 период, 1 группа.

6. Формула высшего оксида химического элемента Э2О5. К какой группе главной подгруппе периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева он принадлежит?

1. первая;
2. пятая;
3. четвертая.