Урок — это езда в незнаемое

Разделы: Литература


Как и всякая другая, педагогическая работа начинается с постановки цели. Сформировать эмоциональную отзывчивость, тот уровень владения русским языком, при котором чтение книг стало бы необходимостью – это мечта, а цель уроков литературы и внеклассного чтения в пятом, а, впрочем, и в любом другом классе, сделать шаг к умению свободно, с желанием и ответственностью пользоваться словом, его возможностями и способностью выразить собственные мысли и чувства.

Как часто мы слышим: дети не читают, они не умеют и не хотят писать сочинения, им не знакомо чувство патриотизма, сострадания… Я задаю себе вопрос: куда же де- вается детское любопытство, чувства и желания, данные каждому человеку с рождения? Ведь на основе детского удивления и желания познать новое развиваются интеллектуальные чувства наших «почемучек» - это обшепризнанный факт. Любознательность – любовь к знаниям, побуждает ребенка к умственной деятельности. А где брать пищу для развития детского воображения? Может быть, в сегодняшней действительности? В реалиях окружающего нас мира? Да, конечно, никто этого и не отрицает. Но мир литературы тоже огромен и весом, жизнь, существующая в книгах, разнообразна и нет более могучего источника, питающего воображение, как книга. Актуальны и сейчас слова А.С.Пушкина: «Чувства добрые я лирой пробуждал».

Мне нравится работать в обычном классе, где обучаются разные дети: талантливые и не очень, трудолюбивые и лентяи. Образовательная и воспитательная деятельность может быть настолько гибкой и ориентированной на индивидуальные и личностные особенности детей, насколько это необходимо. Дети в любом возрасте впечатлительны. Они готовы за-давать вопросы. А в жизни любого писателя, как и любого человека, есть неизвестные факты, которые могут заинтересовать всех. Умение найти такую «изюминку», поддержать возникнувшее внезапно стремление узнать «а что же там, что же снаружи», листать каждую страницу: «Что будет дальше?». По моему, именно это самое сложное в работе учителя.

Я придаю огромное значение первой встрече с писателем. В организации такого урока у меня нет стандартных решений – в каждой ситуации при изучении творчества конкретного писателя приходится находить те единственные по содержанию и форме способности своего участия в изучении данного материала, которые, с одной стороны, направляли бы работу с учениками в нужное русло, не позволяли бы уходить от нужной темы, а с другой оставляли полную свободу учащимся для выбора своего пути в изучении темы. Да, очень важны первые впечатления, именно они будят в человеке исследователя, а интересные вопросы направляют на самостоятельный поиск истины. Вот в чем соль. И если удается поставить учебную задачу, то все последующие усилия направляются на организацию ее решения, а это и есть то, к чему я стремлюсь – творческая поисковая деятельность детей.

В школе я работаю давно и дети, обучающиеся в моих классах, знают, что конец четверти – это радостное событие для всего коллектива. Праздник на уроке или после уроков, посвященный какой-то особой дате или необычное подведение итогов по предмету, - обязательно с инсценировками, песнями, стихами (сочиненными учителем и учениками), это и оригинальное оформление класса – все важно.

Работа по подготовке ведется постоянно, дети любят выступать на сцене перед зрителями и даже только на этом желании можно привлечь разных по способностям детей к творческому поиску, который включает в себя подбор и чтение необходимых книг, составление и сочинение репертуара и обязательное исполнение какой-то своей роли.

Способности развиваются только в деятельности. Ведь это истина, что неспособных ни к чему людей (тем более в детском возрасте) нет. В работе с конкретным классом, ребенком общепринятые методы всегда становятся необыкновенными открытиями, давно известные приемы получают новую жизнь и особенное, характерное только для этого коллективаи для этого учителя развитие.

Быть может, прежде губ уже родился шепот
И в бездревестности кружилися листы,
И те, кому мы посвящаем опыт,
До опыта приобрели черты
(Мандельштам О.)

Случилось так, что четыре недели с начала второй четверти уроки литературы, внеклассного чтения в 5-м классе, внеурочные занятия музыкой и рисованием были объединены одной темой: «200 лет со дня рождения Федора Ивановича Тютчева». Подбирая материал к уроку, незаметно для себя я сама очутилась в мире прекрасной поэзии, по новому прочитала его стихи и захотелось донести это восприятие и ощущение до учеников. Из-за невозможности найти цветные иллюстрации к его стихам, я с большим желанием выступила в роли художника, ребята 8-го класса подключились к оформлению и в результате к уроку были подготовлены иллюстрации к стихам, которые стали любимыми и для учащихся.

Урок литературы начался с чтения незнакомых детям произведений – им представилась возможность по фактам биографии, и на основании собственных знаний, сведений, полученных на уроке, определить, о ком идет речь. Проводим игру «Диалог с автором через текст», она дает возможность задавать любые вопросы поэту, используя тексты стихотворений. Отвечая на них, прошу делать необходимые записи в тетрадях. Увы, автор по-прежнему не определен, но видна тема русской природы, близость и любовь к родным местам, как сказал поэт: «Все во мне и я во всем». Анализируя стихи, интересуюсь, какое настроение они вызвали. Видят ли дети отдельные картины? Какая из них представляется конкретно? Есть ли желание изобразить прочитанное? Какие понадобились бы краски? Что главнее – изображение пейзажа или размышления героя?

Да, поэзия имеет способность согревать душу, как согревает ее встреча со старым другом. Есть строки, известные с раннего детства, давно ставшие неотъемлемой частью национальной культуры:

Люблю грозу в начале мая… Конечно же, громкий хор подхватывает и дружно продолжает стихотворение. Еще в полях белеет снег… Есть в осени первоначальной… Чародейкою Зимою…

Перекрикивая друг друга ребята радостно называют автора: Федор Иванович Тютчев!

Программа 5-го класса предполагает знакомство с творчеством Ф.И.Тютчева, но юбилейная дата требует расширения рамок материалов из учебника. Рассказываю ребятам о детских годах, о жизни Федора Ивановича, пытаюсь приблизить его, сделать узнаваемым и особенным.

Отвечая на мои вопросы, дети говорили об удивительных вещах. Катя: «Теперь мне понятно, Что происходит на небе во время грозы, я так и представляю, как Геба опрокидывает этот «громокипящий кубок» и на землю льется дождь с громом и молнией».

Даю задание на дом: самостоятельно выбрать любое понравившееся стихотворение, подготовить выразительное чтение, нарисовать к нему пейзажную картинку.

К нашим приготовлениям подключились и семьи учащихся. Кто-то передавал в класс интересные книги для выставки, кто-то вместе с ребенком отбирал интересных материал для сценария, кто-то печатал конкурсные сочинения. Родители были и доброжелательными зрителями на нашем празднике.

Накануне следующего урока дети знакомятся с вопросами, которые позволят каждому ученику работать на основе самоконтроля, индивидуализированного темпа и ритма учебно-познавательной деятельности. Это пример личных заданий по тютчевской теме. 2

Цель сегодняшнего урока: «Учусь читать и анализировать лирический текст». Помни, что речь идет о поэзии, а значит, нужен особый душевный настрой, особенное сердечное внимание к прочтению. Чувства поэта, его думы и мысли постигаются из поэтических строк.

1. Прочитай стихотворение из предложенных в учебнике или подобранное тобой самостоятельно (из других источников). Что отражает название стихотворения? Это тема или главная мысль?

2. Определи тему стихотворения.

3. Какие картины природы нарисованы поэтом?

4. Представь текст в виде отдельных сюжетов (Что вижу? Каким вижу?)

5. Какая картина представляется особенно ярко? Почему?

6. Что ты представлял, о чем думал, читая стихотворение?

7. Какое чувство главное?

8. С каким настроением читаешь произведение? Меняется ли оно по ходу чтения?

9. Проведи наблюдения над тем, как представляет поэт. Есть ли в тексте сравнения, олицитворения, метафоры.

10. Сделай вывод. В чем суть стихотворения? Это – изображение пейзажа; раздумья или размышления поэта; выражение его определенных чувст. Обоснуй свой вывод.

Итак, повторюсь, обучающая цель данного урока отражена в теме: «Учусь читать и анализировать лирический текст». Работа с текстом организуется как самостоятельная. Дома дети сами выбрали стихотворение, подготовили его выразительное чтение, нарисовали иллюстрацию. На уроке читают текст еще раз, но теперь руководствуясь рекомендациями учителя. Выполняя задания, проводят самооценку, делают вывод. На этом можно ставить точку, выставлять отметки. Но я продолжаю работать, считая все проделанное на уроках только подготовкой к уже более обобщенным темам сочинений: «Любимое стихотворение», «Почему я люблю читать стихи», «Если бы я был поэтом». А следующий урок подытожил пройденный материал. Но еще – он стал для класса настоящим праздником. «Есть целый мир в душе твоей» - так условно мы его определили.

Что же дали уроки по изучению творчества поэта учащимся? Первое и главное – расширение круга жизненных наблюдений, получение новых знаний, впечатлений, появление чувства гордости и любви к нашей Родине, то есть истинного патриотизма. Немаловажно и то, что и самостоятельное, и колективное прочтение поэзии великого русского поэта побудили учащихся самим писать стихи, к примеру такие строки: Прошло две сотни лет с рожденья Тютчева!

Его стихи живут, звучат. Секрет тут в том,
Что мудрые, красивые, певучие
По-прежнему гремят, как майский первый гром!
(Дина)

Что красивее на свете?
Не решу никак сама.
Лето? Влажный с моря ветер?
Или снежная зима?
На Кубани нет зимы,
Снег январский быстро тает.
Я смотрю в окно: там дождь…
Представляю снег, мечтаю.
Вижу лес заиндевелый –
Царство елок и берез.
В шубах серебристо-белых.
Тишина. Не злой мороз.
По заснеженным просторам
Вдаль метелицей лечу.
Землю, город, реки, горы
Все теплей укрыть хочу.
Что прекраснее на свете
Знаю я теперь сама.
Нет, не лето. Нет, не ветер.
А зима, зима, зима…
(Оксана)

На гребне этой поэтической волны неожиданно для меня у нескольких детей возникло желание писать сочинение в стихах. А тут, как рояль в кустах, появляется подходящая тема – сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». Оно оказалось хорошим продолжением нашей работы по развитию речи и умению писать на тему природы. Мои дети знают, что работа над сочинением – это трудоемкий процесс. Как говорил А.Пчехов: «Я занят, занят по горло: пишу и зачеркиваю, пишу и зачеркиваю». «Коли Пушкины и гголи трудились и переделывали десять раз свои вещи, так уж нам, маленьким людям, сам Бог велел» - И.С.Тургенев.

Я стараюсь руководить процессом написания сочинений в несколько этапов. Учу ребят не бояться переписывать и переделывать свою работу до предельного для данного ученика совершенства. Дети, особенно те, которым эта работа хорошо удается, получают огромное удовольствие не только от отличной оценки. Важным является удовлетворение своими результатами, которые окрыляют детей, вселяют уверенность, вдохновляют на другие победы в учении.

Сочинение по картине…Прежде всего выясняем, легко ли писать на темы природы? Что вызывает затруднения? Теперь мы идем не от художественного слова к художественному изображению, а наоборот, от картины к слову. Сравниваем произведения, в которых описывается начало весны, пейзажи, воссозданные писателями и поэтами с живописью художника И.Э.Грабаря. Не обходимся без привычной работы – обсуждаем жанр сочинения, проводим словарную работу тренируемся в умении обеспечивать развитие мысли, размышляем какие зарисовки делал художник, чтобы получилась целостная картина. При этом вспоминаем и свои наблюдения за природой, читаем прошлогодние сочинения о весне.

Рассматривая картину, учимся выражать свои впечатления словами. Удивительно, что одни ребята смогли увидеть зимний лес глазами художника, а другие, глядя на эту же картину, оказались в мечтах далеко-далеко…

Какие березы красивей,
В листве или в инее…
Живут они только в России,
А может и в Африке, в Индии?…
(Дима)

Это написали мои ученики. Как происходит у них полет мысли, откуда берется вдохновение и фантазия, что творится в это время в душе – мне неизвестно. Но известно мне и несказанно рада тому, что это происходит.

Передо мной березы, их тени на снегу.
Их зимний сон и грезы я разгадать смогу?
Зима уж отступает, она совсем не злится.
Снег на пригорке тает, капелью март стучится.
Нам солнце возвещает: "Не будет больше бурь!"
И с неба льется чистая февральская лазурь.
(Оксана)

Как чудесно даль искрится
Тонким кружевом берез,
Небо ярко-голубое,
Легок утренний мороз
Лес далекий встал стеною,
Весь окутан тишиной.
А березки надо мною
Вспоминают летний зной.
Все синее все заметней
Эти тени на снегу.
Я на белые березы
Насмотреться не могу.
(Ксюша)

Мне крупно повезло. Пятиклашки приходят на мои уроки с желанием. Они любят читать, а многие и вчитываться в текст, размышлять над прочитанным, у них есть любимые книги, ставшие "компасом в книжном море". А плавать, проучившись в начальной школе литературному чтению по учебникам Р.Н. и Е.В. Бунеевых, они могут вполне самостоятельно.

Жаль одного - я не могу использовать в 5-м классе учебник литературы "Шаг за горизонт" Рустэма Николаевича и Екатерины Валерьевны Бунеевых. Он не рекомендован Министерством образования России. Почему?