Интегрированный урок математики, истории, литературы по теме: "Числа правят миром"

Разделы: Математика


Цели:

1. Привитие интереса к математике, истории литературе.
2. Знакомство с новыми знаниями об истории числа.
3. Развитие понятия числа и показать роль чисел в жизни человека.

Оборудование и наглядность:

1. Кроссворд на каждую парту и на доске
2. Лента времени.
3. Магнитофонная заставка "Дважды два"
4. Доклады по истории числа.
5.Сценка "Счет у древних племен".
6. Видео заставка "38 попугаев".
7. Цветные фишки.
8. Сигнальные карты для конкурса: "О, Счастливчик!".
9. Плакаты:

  • "Числа правят миром". Пифагор.
  • "Математика -гимнастика ума". Ломоносов.
  • "Понятие числа заимствованно из внешнего мира". Энгельс.

I. Разминка

Музыкальная заставка: "Дважды два четыре".

1. Устная разминка: "Математика - гимнастика ума".
2.  Кто быстрее? (Вместе с доской).

Рис. 1 Эстафета - разминка. "Математика - гимнастика ума".

Рис. 1 Эстафета - разминка. "Математика - гимнастика ума".

3. Кроссворд заполнить в группах. Затем заполнить на доске.

По горизонтали:
1. Как называется число, которое стоит над дробной чертой?
2. Чему равна дробь ?
З. Счётный прибор в древности назывался абаки, затем его сменил калькулятор?
4. Какое число ставят в начале координатного луча?
5. Какие числа называют "ломаные"?

Выделенное слово: оно может быть натуральным, дробным, целым.

II. Итоги устной разминки.

Значит, что главное в математике? (Числа.) Не зря древний математик Пифагор сказал: "Числа правят миром".
Когда и как появились числа, в какой последовательности мы сегодня с вами узнаем.

III. Объяcнение нового материала.

Учитель истории. Понятие числа относится к наиболее древним понятиям. В простейшем виде оно возникло в первобытном обществе. Люди рано осознали важность чисел, И хотя его появление у разных народов происходило независимо и часто параллельно, в народных преданиях упорно стремились назвать изобретателей числа. Считая число таким же величайшим благом, как и огонь, старинные поверья указывали на тех мифических благодетелей, которые вооружили человека числом.
В древней греческой мифологии изобретение числа приписывается смелому борцу за счастье человечества Прометею. Легендарный герой произносит слова: "Послушайте, что смертным сделал я, число им изобрёл…". Это отрывок из трагедии "Прикованный Прометей" (5 в. до н. э,). Но все эти легенды не отражают действительности. Энгельс сказал о числе так: "Понятие числа взято не откуда-нибудь, а только из действительного мира. Десять пальцев, на которых люди учились считать, это не продукт свободного творчества разума, а продукт природы" Возникновение понятия натурального числа относится к доисторическим временам. Оно было вызвано потребностью осуществлять счёт предметов.

Сценка "Счет у древних". Она о том, как считали жители Новой Гвинеи в XIX в. Рассказал об этом замечательный русский учёный - путешественник Миклухо-Маклай.

"Папуас загибает один за другим пальцы руки, причем издает определенный звук "бе, бе, бе,... ". Досчитав до пяти, он говорит "ибон-бе" (рука). Затем он загибает пальцы другой руки, снова повторяет "бе,бе "пока не доходит до "ибон-али"...(две руки ). 3атем он идет дальше, приговаривая: "бе, бе    пока не доходит до "самба-бе и самба-али"(одна нога, две ноги). Если нужно считать дальше, папуас пользуется пальцами рук и ног кого-нибудь другого".
Учитель делает вывод. Значит, на ленте времени отметим натуральные числа, III век до н.э.

А сейчас ребята расскажут об истории дробных чисел и нуля

1 УЧЕНИК. С древних времён людям приходилось не только считать предметы, но и измерять длину, время, площадь, вести расчеты за купленные и проданные товары.
Не всегда результаты измерения или стоимости товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось и учитывать части, доли. Так появились дроби. В русском языке слово "дробь" появилось в VIII веке, оно происходит от глагола "дробить" - разбивать, дробить, ломать на части. В первых учебниках математики дроби так и назывались - "ломанные числа". У других народов название дроби так же связанно с глаголом "ломать", "разбивать", "раздроблять". Современное обозначение дробей берёт своё название в древней Индии; его стали использовать и арабы, а от них в XII - XIV веках оно было заимствованно европейцами. Вначале в использовании дробей не использовалась дробная черта.

Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет назад. Первым европейским учёным, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пузанский). В 1202г. он ввёл слово "дробь". Название "числитель" и "знаменатель" ввёл в XIII веке Максим Плануд - греческий монах, учёный - математик.

2 УЧЕНИК: В науке и промышленности, в сельском хозяйстве при расчётах десятичные дроби используются значительно чаще, чем обыкновенные. Это связанно с простотой правил вычислений с десятичными дробями, похожестью их на правила действий с натуральными числами. Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый учёный средневековья аль-Ками Джемшид Ибн Масуд, работавший в городе Самараканде в обсерватории Улугбека вначале XV века. Записал аль-Ками десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой. Но об этом в Европе в то время не знали и только через150 лет десятичные дроби были заново изобретены фламандским учёным и инженером Симоном Стевином. Стевин записывал десятичные дроби довольно сложно.
Например, 24,56 выглядело так: 24 0 5 1 6 2. Запятая или точка стали использоваться с XVII века. В России учение о десятичных дробяхизложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703г. в первом учебнике математики "Арифметика".

3 УЧЕНИК: А я расскажу об истории 0. XII век, если в числе не было какого-нибудь разряда, то индийцы вместо названия цифры говорили слово "пусто", чтобы не получилось путаницы , при записи на месте "пусто" ставили точку. Позднее вместо точки стали рисовать кружок. Такой кружок называли "сунья". На языке хинди "сунбя" переводится как "пусто", "пустое место". В XIII веке арабские математики перевели это слово по смыслу на свой язык. Вместо "сунья" они стали говорить "сифр", а это уже знакомое нам слово. Слово "цифра" по наследству от арабов досталось и нам, хотя в XV веке некоторые народы нуль называли zero.
Ещё двести лет назад "цифра" или "ничего" в русском языке называлось одним единственным значком - нуль. Современное слово нуль родилось относительно недавно - гораздо позже, чем "цифра". Изобретение нуля - это самое позднее изобретение в истории чисел.

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ: давайте ещё раз обратим внимание на ленту времени. Натуральные числа - III век до н. э., дроби обыкновенные - VIII век, десятичные дроби - XVII век, нуль - XII век, единица - XVII век.

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ: Мы сейчас знаем 10 цифр, из которых можно составить любое число. Наша система исчисления называется десятичной, так как в основе лежит десять чисел. Но сейчас мы увидим видеофрагмент, тех чисел, которые лежат в системах исчисления других стран.

Видеофрагмент "38 попугаев".

С историей числа связанно наличие у нашего народа множество сказок, пословиц, поговорок.

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ: Проведём конкурс "Кто больше назовет таких пословиц?" Награда - цветные фишки.

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ: А сейчас мы проведём игру "О, счастливчик!".

Правила игры:

Отборочный тур - кто раньше ответит на вопрос.

Основной тур - дать ответы на вопросы по пройденному материалу; есть подсказка зала, помощь друга, 50х50. 5 несгораемых очков, играем до 5.

Вопросы отборочного тура:

1.    Какое число в древности называли "пустое место"? (Нуль.)
2.    Назвать хронологический порядок развития числа? (Натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби, нуль, единица.)
3.    Кто автор слов: "Числа правят миром"? (Пифагор.)
4.    В каком порядке выполняются все 4-ре действия в математике? ( х,  :,  +, -.)
5.    Какие числа называются ломанными? (Дробные.)
6.    Высота пирамиды Хеопса? )(150 м.)

Вопросы основного тура:

1. Кто из этих людей не является математиком?

а) Ковалевская;
б) Архимед;
в) Пушкин;
г) Чебышев.

2. Что такое ар?

а) Сотка;
б) м ;
в) Стороны квадрата;
г) гектар.

3. Какое число в древности На Руси называли "тьма"?

а) 1000;
б) 10000 ;
в) 100000;
г) много.

4. Какое число не натуральное?

а) 10;
б) 0;
в) 2;
г) 5.

5. Родители современных чисел?

а) Арабы;
б) Индийцы;
в) Вавилонцы;
г) Китайцы.

6. Чему равен пуд?

а) 10 кг;
б) 16 кг;
в) 1кг;
г) 1т.

7. Король математики?

а) Гаусс;
б) Лобачевский;
в) Пифагор;
г) Иванов.

8. Наименьшее натуральное число?

а) 0;
б) 1;
в) 2;
г) 0,5.

9. Какая дробь неправильная?

а) ;
б) ;
в) ;
г) 0.

10. Какую фамилию носил автор первого учебника математики "Арифметика Магницкого"?

а) Петров;
б) Семёнов;
в) Иванов;
г) Теляшин.

11. Полтина, это какая дробь?

а) ;
б) ;
в) ;
г) .

12. Какие числа в древности называли zero или "сунья"?

а) 0;
б) 1;
в) 5;
г) 10.

13. Как в древности называли счёт на "абаках"?

а) калькуляция;
б) точный;
в) на пальцах;
г) приближённый.

14. Кто в древности был победитель Олимпийских игр по кулачному бою, а затем стал великим математиком?

а) Пифагор;
б) Архимед;
в) Гаусс;
г) Эйлер.

15. Как ещё называли математика Леонарда Пизанского?

а) Великий;
б) Фибоначчи;
в) Древнейший;
г) Ахмес.

16. Родина единой системы мер?

а) Франция;
б) Россия;
в) Англия;
г) США.

IV. Итоги урока, оценки.

V. Домашнее задание: 222, 224, 254. (учебник математики, автор - Веленкин).

Список литературы:

1. Миновский. "За страницами учебника математики. Просвещение 1966г.
2. Деплеан. "За страницами учебника математики". Просвещение 1989г.
3. Котов. "Вечера занимательной арифметики". Просвещение 1967г.
4. Деплеан. "История арифметики". Просвещение 1965г.
5. Перельман. "Мир чисел".
6. Виленкин. "Математика".