Изобразительные ресурсы русского словобразования. Сематизация морфем. Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели

Разделы: Литература


ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

ПОРТРЕТ  М. ЦВЕТАЕВОЙ

ЭПИГРАФ

Кто создан из камня.
Кто создан из глины, –
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
МОЯ ДУША, Я ПОМНЮ,
С ДЕТСКИХ ЛЕТ ЧУДЕСНОГО ИСКАЛА.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Дроги – длинная повозка без кузова. Похоронные дроги.

Дневник наблюдения “Поэзия как волшебство”

Тон стихотворения

Паузы Ключевые слова Синтаксические конструкции Языковые средства Звукопись

ХОД УРОКА

  1. Каникулы прошли – какая жалость!
  2. От них воспоминанье лишь осталось.
    Теперь еще вам много долгих дней
    Сидеть за школьной партою своей.

    Я приглашаю вас в мир Слова, чтобы постичь “речи русской чудеса”.

    Сотни слов родных и метких,
    Сникнув, голос потеряв,
    Взаперти, как птицы в клетках,
    Дремлют в толстых словарях.
    Ты их выпусти оттуда,
    В быт обыденный верни,
    Чтобы речь – людское чудо –
    Не скудела в наши дни.

    И недаром эпиграфом к нашему уроку я взяла слова М.Ю. Лермонтова “Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала”.

    Пусть же и ваши души будут всегда открыты чудесам слова.

  3. Музыка (На фоне музыки учитель рассказывает притчу).
  4. Жила-была гусеница. Целыми днями медленно ползала она по веткам дерева. Но однажды она остановилась и начала вить кокон. Постепенно она обволакивала себя тонкими шелковыми нитями и скоро полностью скрылась из глаз. Внутри кокона было мягко, тепло и темно. Гусеница чувствовала, что с ней что-то происходит. Прошло некоторое время, и в коконе гусенице стало тесно. Она напрягла все свои силы, кокон лопнул, и ее залил яркий солнечный свет. Вокруг был удивительный мир, полный красок. Звуков и открытого пространства. Сначала гусенице стало страшно – что она будет делать теперь без кокона, который согревал и защищал ее? Она взглянула вниз – под ней расстилался огромный луг, полный цветов. Волшебное чувство свободы наполнило ее. Она раскрыла большие разноцветные крылья и полетела. Так гусеница превратилась в бабочку.

    –Так и вы входите в мир, как в двери мастерской. Вы можете сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А часть радости творца обязательно передается его творению. Потом ее почувствуют те, кто будет на это творение смотреть или – читать, слушать.

    Выходит, что творчество – это передача по цепочке радости от того, что мир с тобой рядом П Р Е К Р А С Е Н!

  5. Дома вы работали со словом “тишина”, обыгрывали звук (Ш).

Итак, “Я – творец!”

Дети читают свои творческие работы. Вот две из них:

  1. В тишине слышны все звуки:
    Как трещат дрова в печи,
    Кот мурлыкает на крыше
    И горит фитиль свечи.
    В тишине приходят мысли .
    О хорошем и плохом,
    О разумном, добром, вечном,
    О ком-то близком и родном.
    Тишина бывает редко,
    В доме разные шумы:
    Музыка и телевизор,
    Но человеку очень нужно
    Хоть немножко тишины.
    (Епифанова Аня)
  1. Весь лес покрылся тишиной.
    Чуть слышен шорох листьев,
    А на макушке у сосны
    Сидит печуга тихо.


    (Евдокимова Аня)
  1. Вы постарались выполнить домашнее задание вдохновенно, учась у великих мастеров, по отношению к которым все мы подмастерья.
    • Что же помогло вам в вашем творчестве?

    Поистине “Прекрасное пробуждает доброе”.

  1. Повторим ранее изученное. Это поможет нам лучше усвоить новое.

    Игра “Знатоки”. (от каждого ряда – по 3 знатока. Название своей команды).

    А. ТРОПЫ.

    Какое изобразительное средство использовано М. Цветаевой?

    1 команде:

    а)
    Спят под монашеским платком
    Смиренныестепенные
    Крестьянские глаза (эпитеты)

    2 команде:

    б)
    Стихи растут, как звезды и как розы,
    Как красота – ненужная в семье. (сравнение)

    3 команде:

    в)
    Красною нитью рябина зажглась
    Падали листья, я родилась.
    Спорили сотни колоколов.
    День был субботний: Иоан Богослов. (метафора)

    Б. РИФМА.

    По расположению строк назовите рифму

    1 команде:

    а)
    Ты, зеленоводный лесной ручей,
    Расскажи, как сегодня ночью
    Я взглянула в тебя – и чей
    Лик узрела в тебе воочью. (перекр.)

    2 команде:

    б)
    Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
    Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,
    Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,
    Оттого что я о тебе спою – как никто другой. (смежная\парн..)

    3команде:

    в)
    А покамест пустыня славы
    Не засыпет мои уста,
    Буду петь мосты и заставы,
    Буду петь простые места (перекр.)

    В. ЗВУКОПИСЬ.

    1 команде:

    а)
    Бузина цельный сад залила!
    Бузина зелена, зелена!
    Зеленее, чем плесень на чане.
    Зелена – значит, лето в начале!
    Синева – до скончания дней!
    Бузина моих глаз зеленей!



    (б) (з)
    (буйное цветение,
    торжество зелени)

    2 команде:

    б)
    Москва! Какой огромный
    Странноприимный дом!
    Всяк на Руси – бездомный 
    Мы все к тебе придем.

    ((м) как удар колокола,
    эхом проносится,
    разносит весть)

    3 команде:

    а)
    И льется аллилуйя
    На смуглые поля.
    – Я в грудь тебя целую,
    Московская земля!


    ((л, л) – напевность,
    пластичность, мягкость)
  1. Талант поэта, облекая чувство в слово, помогает каждому из нас увидеть чудесное рядом в самом простом, помогает нашей бедной душе, мечущейся между компьютером и телевизором, вдруг услышать саму себя.

Сегодня нас ждет новая загадка, новый прием – повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели.

С самим понятием “семантизация” мы уже знакомы. Напомните.

(Это выявление смысла, значения языковой единицы. Пользуясь этим приемом, писатели и поэты обыгрывают значение морфем, чтобы привлечь внимание к лексическому значению слова).

У вас на столах текст – стихотворение М. Цветаевой “Рас-стояние: версты, мили…”, посвященное поэту Б. Пастернаку.

  • Чтение стихотворения (учитель)
  • Рас-стояние: версты, мили…
    Нас расклеили, распяли,
    В две руки развели, распяв,
    И не знали, что это – сплав
    Вдохновений и сухожилий…
    Не рассорили – рассорили,
    Расслоили…
    Стена да ров.
    Расселили нас, как орлов –
    Заговорщиков: версты, дали…
    Не расстроили – растеряли.
    По трущобам земных широт
    Рассовали нас, как сирот.
    Который уж – ну который – март?!
    Разбили нас – как колоду карт!

  • Попробуем проанализировать стихотворение. Откройте Дневник наблюдения “Поэзия как волшебство”.
    • Каков тон стихотворения? (Сдержанный, напряженный)
    • А последние две строки ? (Прорвавшийся голос отчаяния)
  • Чем достигается сдержанный тон? (Много пауз)
  • Каких? (Психологических, пауз напряжения)
  • Как вы думаете, какую роль играют паузы? (Они замедляют темп речи)
  • Еще чем достигается напряженный, сдержанный тон? (Строки короткие).
  • Мы безошибочно чувствуем предельную напряженность мысли поэта, огромное человеческое мужество, внутреннюю силу лирического героя. Это ощущение достигается благодаря такой организации стиха, когда основная смысловая нагрузка падает на ключевые слова.

Определите их, выпишите в дневник (расклеили, распаяли, развели…).

  • Как образованы ключевые слова? (Рас-, раз-)
  • 14 раз повторяется эта словообразовательная модель со значением “утраты, разъединения, разобщения”. С каждым разом все более заостряется значение приставки в глаголах.
  • Что вы можете сказать о синтаксических конструкциях?

(Есть восклицательное предложение. Синтаксические конструкции повторяются. Каждое предложение односоставное с однородным членом).

  • А для чего их использовал автор? ( придать стиху размеренность, ритмичность).
  • Образ насильственной разлуки, так страстно переданный автором с помощью повтора слов с приставкой рас – (раз -). Усиливается другими языковыми средствами. Какими?

(– есть слова со значением пространства: версты, мили, дали, два разных конца земли, трущобы земных широт) – сравнение; - метафора).

  • Что вы можете сказать о звуковом строе стихотворения?

( Стихотворение насыщено аллитерацией; звук ) резкий, разъединяющий).

  1. А вот пример из другого стихотворения М. Цветаевой, в котором использован прием словообразовательного повтора.

Настанет день – печальный, говорят!
Отцарствуют, отплачут, отгорят, –
Остужены чужими пятаками, –
Мои глаза, подвижные как пламя.

  1. Впечатление нарастающей напряженности, безысходности, трагического финала усиливается в этом четверостишии за счет того, что одноструктурные слова выстраиваются в своеобразный словообразовательный ряд, а значение приставки -от – обозначающей “конец, прекращение действия”, подчеркивается за счет ее повтора.
  2. Итак. Дома прошу вас написать лирический анализ стихотворения М. Цветаевой “Рас – стояние: версты, мили…”, подумать над заглавием своей работы, которое бы отразило главную мысль размышления. Вдумайтесь еще раз в каждую строчку, понаблюдайте за звуковой организацией, ритмом, строфикой.
  3. А сейчас пауза – разминка. Составьте кенниг. Запишите в тетрадь.
1 ряд

снежинки

(беззаботные снежные
принцессы, небесное серебро)      

2 ряд

осень

(рыжая Листопадница,
золотая Королева…)     

3 ряд

ветер

(пастух облаков,
шаловливый игрун…)

  – Мир очарований, мир волшебства! Хочется запечатлеть, запомнить увиденную красоту природы, чарующие звуки музыки, восхитительное слово поэта.

Продлись, продлись, очарованье!..”

  1. “Поэтический калейдоскоп”

По ассоциативным рисункам постарайтесь запомнить строки М. Цветаевой, пополните свою поэтическую копилку еще одним стихотворением.

Этапы работы:

1) чтение – слушание;
2) рисунки – медленное чтение;
3) воспроизведение.

Зверю – берлога, страннику – дорога,
Мертвому – дроги. Каждому свое.
Женщине – лукавить, Царю – править,
Мне – славить Имя твое.

  1. К концу приближается этот урок, достигнута цель; подведем же итог.

– К какому же художественному приему часто обращалась поэтесса М. Цветаева?

(повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели).

  1. На столах у вас карточки. Выразите, пожалуйста, свое настроение от сегодняшнего урока.