Честь, долг и Родина (прошлое и настоящее)

Разделы: История и обществознание


“Философия урока”

Тему урока я выбирала долго. Действительно, как заинтересовать ребят в том, что очень серьезно и может быть очень сложно для понимания?

“Долг, честь и Родина” Это урок обобщения по истории России.

Главный вопрос: “Как сделать главное интересным? Как же научить осмысливать, думать, понимать вещи и для взрослых порой сложные?

И ответ нашелся: “Научить учиться не для того, чтобы оценку получить, а для того, чтобы понять”. Вот она главная философия. Для этого нужно выбрать оптимальную технологию, правильно выбрать метод и средства обучения.

Самой оптимальной технологией оказалась “обучение в сотрудничестве” (обучение в малых группах, метод проектов и разноуровневое обучение).

Ребята по желанию определились в группах. Заранее были получены задания. И они – как маленькие историки – стали по источникам создавать панораму героического прошлого нашей страны.

УРОК: ЧЕСТЬ, ДОЛГ И РОДИНА (прошлое и настоящее)

Цели:

  • Создать панораму героического прошлого восточных славян, русских и других народов нашего отечества. Обобщить факты героической борьбы народов нашей страны с иноземными захватчиками.
  • Формировать у учащихся умение мысленно воссоздавать образы людей далеких эпох, восстанавливать силой воображения близкие к действительности картины исторических событий.
  • Показать значимость изучения отечественной истории, донести до учащихся понимание нравственного подвига людей, которые были верны своим идеалам и отстаивали их даже ценой собственной жизни.

Основные понятия:

  • Иноземные захватчики, боевые традиции, военное искусство, патриотизм, долг, честь, Родина.

План:

  1. Борьба против агрессии немецких и шведских рыцарей.
  2. Монголо-татарское нашествие.
  3. За землю Русскую (против польских и шведских феодалов XVII в.)
  4. Память о Великой Отечественной войне.
  5. Россия и мы сегодня.

Эпиграф урока.

“Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно” (А.С. Пушкин)

Ход урока.

Настоящее бывает следствие прошлого, чтобы судить о первом, надлежит вспомнить последнее. (Н.М. Карамзин)

Без знания прошлого своей страны нельзя ни понять, ни оценить по достоинству наш сегодняшний день, представить себе будущее.

Историческая память – великая сила, нравственная, культурная. Нынешнее поколение русских людей должно воспринять и продолжить замечательную традицию уважения к нашей истории, к нашему прошлому, хранить благодарную память о тех ,кто доблестно защищал и спасал нашу Родину от порабощения иноземными захватчиками.

И сегодня мы с вами отправляемся по страницам боевого прошлого нашей страны, где вспомним (память) подвиг борцов против иноземных захватчиков. Попытаемся воссоздать панораму героического прошлого восточных славян, русских и других народов нашего отечества. Говорить мы будем о долге, чести и Родине.

1-я страничка

Много ли прошло, мало ли времени, как напали на Русь недруги с северо-запада.

Мы перелистываем страничку нашего журнала.

Борьба с агрессией немецких и шведских феодалов.

Творческие сообщения учащихся.

Классу предлагается по карте проследить ход борьбы и назвать места основных сражений с немецкими и шведскими феодалами.

2-я страничка

Русский человек миролюбив, добр, душевен, отзывчив. Но всегда готов дать решительный отпор любому посягательству на свободу и территориальную целостность своей Родины.

И мы попадаем с вами на следующую страничку нашего журнала: борьба с монголо-татарским нашествием.

Творческие сообщения учащихся (из летописей).

Ребята вспоминают нашествие на Рязанскую землю, 1380 – победа на Дону, рассказ о князе Дмитрии Ивановиче, который был прозван Донским.

3-я страничка

Часто приходилось отбиваться Русскому государству то с юга, то с запада, то с северо-запада. Не жалея жизни своей защищали люди свою Отчизну. И в русском народе живо убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. И мы остановимся на следующей странички нашего журнала “За землю русскую”.

Устное творческое сообщение учащихся + музыкальная композиция “За землю русскую”.

Ребята начинают свои сообщения отрывками из поэмы К. Рылеева “Иван Сусанин”

4-я страничка

Война всегда страшна. Война – это невозвратимые потери, гибель людей, человеческое горе и Человек с большой буквы, которого мы помним. Памяти павших в годы Великой Отечественной войны посвящается следующая страничка нашего журнала.

Творческое сообщение учащихся + музыкальная вставка (“Священная война”)

Но на этом наш журнал не заканчивается. Дописывать его будете вы – молодое поколение. И такая запись уже началась.

Видеоклип: Кто такой защитник Родины? Что такое долг и честь?

Ребята это видеосюжет снимают самостоятельно о своих родителях, братьях, знакомых и проводят небольшой социологический опрос разных поколений “Что такое долг и честь?”

Слово учителя:

Ребята, а почему все-таки несмотря ни на что в народе жива память о подвигах людей, защищавших нашу страну?

Беседа-обсуждение с учащимися.

Родина, понятия долг и честь живы в нас. Мы будем передавать их из поколения в поколение, несмотря на то, что сейчас трудно материально и духовно, думается, что Россия все-таки имеет тот потенциал, который поможет преодолеть любые трудности.

Сейчас время задуматься и нам, и молодому поколению: почему, зачем страдаем мы, Россия? Ведь не понятие Родина бывает хорошим, славной ее делают люди.

А закончить урок хочется словами Юлии Друниной из стихотворения “Родина”.