Русский язык
-
Урок –подготовка к написанию сжатого изложения. 9-й класс 2011
Основная цель данного урока – подготовка учащихся к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Отрабатывается алгоритм написания сжатого изложения, повторяются основные приемы сжатия текста.
-
Слова-названия предметов, у которых нет окончаний 2011
Урок русского языка во 2-м классе по УМК «Перспективная начальная школа», на котором продолжается работа над словами, у которых нет окончаний. Цель урока: помочь организовать участие детей в действиях интриги с целью решения интеллектуальных задач; формировать умение поиска информации в учебных словарях (толковом, обратном, иллюстрированном), учить составлять предложения с неизменяемыми словами иностранного происхождения, различать формы слова иностранного происхождения.
-
Что такое определение? 7-й класс 2011
Урок ставит своей целью познакомить учащихся с понятием определение, научить составлять развернутые определения и использовать разные типы в речи. В ходе урока учитель дает понятия словам "определение", "термины"; знакомит с языковыми моделями, позволяющими строить разные типы определений; дает понятия риторическим и научным определениям; учит составлять определения.
-
Использование текстов малой формы на уроках русского языка, литературы, факультативах, классных часах для формирования коммуникативно-речевых компетенций 2011
В статье автор рассматривает проблемы владения речью у современных старшеклассников и подчеркивает важность работы по развитию речи учеников на протяжении всего обучения в школе.
-
"Тексты малой формы" (программа факультативных занятий по русскому языку). 5–7-е классы 2011
Цель предложенного в статье курса – дать понимание общих законов создания мини-текстов, их внутренней логики, выработать навыки написания письменных работ малой формы на любые темы. Структура курса позволяет последовательно изучить различные виды мини-текстов в соответствии с их классификацией. Содержание курса строится от простого к сложному. Каждый из последующих этапов базируется на багаже, заложенном на предшествующем этапе, и логически из него вытекает.
-
Программа факультативных занятий по русскому языку "Экспресс-подготовка к ЕГЭ". 10–11-е классы 2011
Этот курс может стать хорошим помощником школьникам-старшеклассникам, готовящимся к Единому государственному экзамену по русскому языку. Цели предлагаемого курса отработка умений и навыков тестовой проверки знаний, модульное изложение материала, выявление степени готовности к ЕГЭ, определение пробелов в знаниях. Работа построена по принципу интенсивного тренинга и служит ориентиром для повторения теоретических сведений и правил правописания, рассмотрены образцы заданий ЕГЭ последних лет.
-
Повторение изученного по теме "Местоимение" 2011
Урок русского языка в 6-м классе призван обобщить теоретические сведения и закрепить практические навыки по теме; научить находить местоимения в тексте, определять их разряд, правильно употреблять и писать местоимения; научить отличать местоимения от союзов; распознавать приставки не, ни в отрицательных местоимениях; обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил; расширить лексический запас учащихся.
-
Урок – читательская конференция на тему «Проблема чести и предательства в новелле П. Мериме "Маттео Фальконе"» 2011
Попробуем разобраться в творчестве французского писателя-романтика П. Мериме. Он автор увлекательных новелл. Он мастер создавать неожиданные повороты действия, драматические конфликты. Он рассказывает о необыкновенных, порой фантастических приключениях. Читая Мериме, мы оказываемся в мире сильных чувств. Он ставит читателя перед необходимостью решать серьёзные жизненные вопросы. Задача урока – раскрыть проблему чести и предательства в новелле П. Мериме "Маттео Фальконе".
-
Конспект открытого урока русского языка в 10-м классе с использованием ИКТ по теме "Подготовка к итоговой аттестации. Работа с частью В" 2011
В ходе урока учащиеся повторяют виды односоставных предложений, основные способы словообразования, а также наиболее трудные теоретические вопросы части В ЕГЭ, закрепляют их практически, используя тексты стихотворений поэтов XX века.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Урок нравственности. Лингвистический анализ текста на примере сказки А.Поповой "Коряга" 2011
На уроке учащиеся знакомятся со сказкой А. Поповой «Коряга», узнают об особенностях её композиции. На примере сказки дети учатся анализировать текст, выделять его части, определять его тему и идею, находить изобразительные средства языка.
-
Бинарный урок (математика + русский язык) по теме "Подготовка к ЕГЭ: работа с микротекстом на примере алгебраических задач" 2011
В ходе урока учащиеся обобщают и систематизируют знания и умения по темам: «Решение задач», «Работа с микротекстом: речь и грамматика», «Языковой анализ текста».
-
Готовимся к ЕГЭ: "Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Сравнительный оборот, цельные по смыслу выражения" 2011
В помощь учителю предлагаются готовые тесты для подготовки к ЕГЭ. Материал предназначен для использования как на уроках русского языка в 10–11-х классах, при самостоятельной и индивидуальной работе учащихся, так и на факультативных занятиях.
-
Урок-конкурс как средство активизации познавательной деятельности учащихся по теме "Глагол" 2011
Занятие направлено на развитие логического мышления учащихся. Решения практических задач акцентирует внимание учащихся, повышает интерес к изучаемому материалу. Совокупность различных методов проведения урока позволяет охватить все стороны учебного материала, заинтересовать ребят, использовать полученные знания в новой ситуации.
-
Тема урока: "Безударные гласные в корне слова". 1-й курс НПО 2011
Разработка урока русского языка для учащихся 1-го курса НПО. Используются игровые моменты, конкурсы, разминки, дифференцированные задания на карточках, само- и взаимопроверка, предложения из программных произведений, изучаемых на уроках литературы. Используется прием формулирования темы урока учащимися в ходе беседы, что способствует концентрации внимания на теме урока.
-
Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 5-й класс 2011
На представленном уроке создаются условия для повторения и систематизации знаний учащихся; развития умения анализировать материал, последовательно излагать свои мысли, выделять главную и второстепенную информацию, сжимать текст разными способами, записывать связный пересказ, который не искажает содержания и не нарушает логики исходного текста.
-
Формат задания А2 в КИМах ЕГЭ-2012 2011
Структура задания А2 в демонстрационном варианте контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2012 г. изменилась. Предложенные в работе тренировочные задания позволят выработать навыки и умения по правильному выбору паронима.
-
Конспект урока в 9-м классе по теме "Комплексный анализ текста" 2011
На уроке повторяется орфография (Н и НН в прилагательных и причастиях; НЕ с разными частями речи; чередующиеся гласные в корне слова); повторяется пунктуация в предложениях со сравнительным оборотом, в сложном предложении, постановка тире между подлежащим и сказуемым.
-
Урок риторики "Что вы знаете о вежливости?" 2011
Урок риторики знакомит пятиклассников с правилами речевого поведения, учит употреблять вежливые слова в соответствии с ситуацией общения. В ходе работы школьники принимают участие в коммуникативных играх, разыгрывают и составляют диалоги, анализируют поведение героев просмотренного фрагмента мультфильма.
-
Синтаксис и культура речи. 10–11-е классы 2011
Урок закрепления умений учащихся по работе с текстом является также подготовкой к сдаче ЕГЭ. На уроке идет развитие мыслительно-речевой деятельности учащихся, усвоение и углубление знаний, повторение понятий: текст, синтаксические нормы, грамматическая основа предложения; правил постановки знаков препинания. Основная работа на уроке связана с текстом: тема текста, основная мысль, тип речи, стиль речи, определение проблемы и авторской позиции.
-
Подготовка к ЕГЭ. "Синтаксические нормы управления и согласования" 2011
В статье подробно рассматриваются варианты заданий А5 ЕГЭ, приводятся примеры типичных ошибок в строении словосочетаний, простого и сложного предложения, ошибки в управлении и согласовании; предложены тренировочные задания.
-
Правописание не с деепричастием. 7-й класс 2011
Данная тема достаточно проста для учащихся, потому что близка теме "Правописание не с глаголом". На уроке целесообразно повторить правописание не с другими частями речи, тем самым новая тема будет отработана впервые, а темы, изучавшие правописание не с именами существительными, именами прилагательными и глаголами, будут повторены еще раз и закреплены на практике.
-
Урок-презентация в "Путешествие в страну Прилагательное". Обобщающий урок. 6-й класс 2011
Урок проводится в игровой форме. Автор учит учащихся ориентироваться в учебном материале, показывает, как при помощи правил можно "поиграть" на уроке русского языка. Воспитывает навыки работы индивидуально и в группах.
-
Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым". 8-й класс 2011
Урок знакомит с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым, учит применять полученные знания на практике. Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях. Тексты, представленные на уроке, объединенные темой “Хлеб“, помогают воспитывать у ребят бережливое отношение к хлебу.
-
Поговорим о начальной форме глагола. 3-й класс 2011
Урок знакомит учащихся с неопределенной формой глагола; учит выделять глаголы неопределенной формы в контексте, образовывать от глаголов неопределенной формы глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.
-
Занятие элективного курса по русскому языку по теме "Лексика и фразеология. Особенности лексического состава языка". 10-й класс 2011
Занятие проводится как первый урок по теме. Учащиеся уже имеют знания о лексике из 5–9-х классов. Главная задача – использовать знания о лексике в подготовке к успешной сдаче ЕГЭ. Для активизации внимания, актуализации знаний использованы устные задания по теме и задания творческого характера. В ходе урока использовался видеопроектор и программа презентации.
-
Открытый урок развития речи "Сочинение-описание с элементами повествования" 2011
Открытый урок развития речи в 7-м классе по программе М.М. Разумовской, который является подготовкой к написанию сочинения-описания с элементами повествования.
-
Урок в 8-м классе "Сказуемое как синтаксическое средство выразительности речи" 2011
Открытый урок русского языка в 8-м академическом классе на повторение и закрепление пройденного материала по теме «Сказуемое». На уроке используются компьютерная презентация, разнообразные эффективные приемы работы с текстом, способствующие подготовке 8-классников к ГИА, такие как составление текста в ходе урока, анализ составленного текста как жанра публицистики и т.д., а также информация на тему «А.С. Пушкин и его лицейские друзья».
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку: "Великое русское слово" в 6-м классе 2011
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6-м классе может проходить в форме КВНа в рамках предметной недели. Конкурсные задания составлены с учетом полученных знаний по русскому языку и литературе; способствуют развитию логического и абстрактного мышления шестиклассников. Зрители также вовлекаются в процесс игры, имея возможность помочь любимой команде, проверить и проявить свои знания.
-
Тема урока "Правописание Ы – И после Ц" 2011
Конспект открытого урока по русскому языку в 5-м классе, знакомящего с новым опознавательным признаком – наличием ц перед гласным, с правописанием ы-и после ц. Ребята учатся обосновывать выбор гласных ы-и после ц в корнях, суффиксах и окончаниях, повторяют правописание о-ё после шипящих в корне слова, безударных гласных корня, пунктуацию в сложном предложении; пропедевтически знакомятся с правописанием -онн- в прилагательных. На уроке расширяется лексический запас учащихся.
-
Урок "Сочинительные и подчинительные союзы". 7-й класс 2011
Урок русского языка в 7-м классе знакомит учащихся с типами союзов. Работа над различными видами предложений позволяет сформировать устойчивые навыки разграничения сочинительных и подчинительных союзов, вспомнить постановку знаков препинания в союзном сложном предложении. Комплексная работа над текстом способствует закреплению умения находить различные типы союзов.