Литература
-
Интегрированный урок (география + литература) "Изучение климата своей местности" на материале рассказа М.А. Шолохова "Чужая кровь" 2011
Интегрированный урок расширяет информационное поле учащихся по темам «Изучение климата Шолоховского района» (география), «Анализ эпизода художественного произведения» (литература) на материале рассказа М.А. Шолохова «Чужая кровь» посредством исследовательской деятельности (определение общего через частное).
-
Урок-проект "Пушкин и изобразительное искусство" 2011
Данный урок-проект призван расширить представление учащихся о мире Пушкина, о художниках, создававших портреты гения русской литературы. Этот урок-проект посвящен литературе и живописи и позволяет поговорить о пересечении дорог гениальных людей того времени. Это люди творческие, и каждый из них достиг огромных высот в своей области искусства: один – в литературе, другие – в живописи.
-
"И малые звезды украшают небо" 2011
Автор знакомит учащихся с творчеством Аткая Аджаматова. Развивает устную и письменную речь учащихся. Прививает любовь к чтению, к языку.
-
День открытых дверей в литературном салоне "Парус мечты" (серия ЖЗЛ. А.Грин – солнечный рыцарь мечты). Путешествие по незабываемым страницам феерии "Алые паруса" 2011
В канву урока вплетены разные виды творческой деятельности учащихся: создание мультимедийного приложения по биографии писателя, театральные миниатюры, лирическая и музыкальная паузы, подготовка выставки рисунков по книге «Алые паруса», игра «Литературный магазин».
-
Планирование содержания и этапов учебного проекта 2011
Исследуя основные этапы жития Преподобного Сергия Радонежского, доказать, что Сергия по праву считают великим деятелем России и игуменом земли Русской. Рассмотрев этапы духовного пути игумена, выяснить, как создается идеальный образ святого в литературе.
-
Проектная деятельность как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках литературы и во внеурочное время 2011
В настоящее время сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу – воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности.
-
Музейный урок литературы "Отражение истории Ставрополького края в ромне А.Губина "Молоко волчицы" 2011
Урок с использованием экспозиции школьного музея помогает вызвать интерес учащихся к творчеству ставропольского писателя А.Губина, научить их собирать и анализировать информацию музейных экспозиций, соотносить ее с прочитанным текстом романа.
-
Урок-КВН "В мире литературных сказок". 5-й класс 2011
Урок по литературным сказкам целесообразно проводить при обобщении, закреплении или повторении пройденного. КВН способствует развитию творческого потенциала и мотивации школьников, содействует формированию эстетических вкусов юных читателей.
-
Роман В.Д. Дудинцева "Белые одежды" 2011
Большое место в литературе 70-80-х гг. XX в. занимают произведения о сложных нравственных поисках людей, о проблемах добра и зла, о ценности жизни человека, о столкновении равнодушной безучастности и гуманистической боли. В этом плане очень значительно творчество такого писателя, как Владимир Дмитриевич Дудинцев: его роман "Белые одежды" отражает ключевые проблемы современности.
-
"В гармонии музыки и слова…" 7–8-е классы 2011
Внеклассное мероприятие посвящено вечному союзу музыки и слова, решает важную задачу в духовном становлении личности ребенка: оно формирует его нравственное и эстетическое отношение к миру прекрасного, стимулирует творчески одаренных детей, учит просто воспринимать или наблюдать чудесные образы, которые несет нам музыка, но и по-настоящему любить их, чувствовать близкими.
-
Методическая разработка занятия по литературе по повести В.Г. Распутина "Живи и помни" 2011
Занятие составлено как прочтение отдельных эпизодов повести. Слайды презентации с использованием иллюстраций и кадров картины Александра Прошкина (2007) помогут в этом прочтении. Война – причина не только физической гибели людей, но и духовной, потому что если в сильных она воспитывала стойкость, героизм, то в сердцах слабых – трусость, жестокость, отчаяние.
-
Урок-семинар "Невероятная явь войны" (по повести К.Воробьева "Убиты под Москвой"). 11-й класс 2011
На уроке выявляется взгляд К.Воробьева на события Великой Отечественной войны. Рассматриваются проблемы, которые затрагивает писатель в повести «Убиты под Москвой»; продолжается работа над развитием самостоятельного мышления, творчества; воспитывается непримиримое отношение к войне.
-
Опыт работы в проектно-исследовательском режиме в урочном пространстве. Философия жизни Н.А. Некрасова 2011
Логика работы позволяет учащимся освоить методологическую культуру проекта и исследования, осознанно подойти к решению поставленных проблем, реализовать свои творческие потенциалы, сформировать коммуникативные возможности. Цель урока – расширить представление о жизни Н.А. Некрасова, чтобы глубже и полнее понять его творчество.
-
Анализ лирического стихотворения. Ф.И. Тютчев. "Листья". 6-й класс 2011
Представлен конспект урока, направленного на обучение школьников анализировать лирическое произведение в единстве формы и содержания. При работе над текстом особое внимание уделяется анализу изобразительно-выразительных средств, вводится понятие «философская лирика». В ходе урока формируется представление о подлинных жизненных ценностях.
-
Русский бунт. Изучение трагедии С.А. Есенина "Пугачев" 2011
В предлагаемом материале рассматривается проблема русского бунта в ходе анализа трагедии С.А. Есенина «Пугачёв». Произведение изучается в контексте отечественной истории и литературы, проводятся параллели с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина, историческими и культурными событиями XX века.
-
Ф.И. Тютчев. Лирика природы. 9-й класс 2011
Этот урок поможет детям разобраться в особенностях пейзажной лирики Тютчева. Тютчев-мыслитель, часто обращаясь к природе, видит в ней неиссякаемый источник для размышлений. В его стихах красота поэтических образов сочетается с глубиной мысли и остротой философских обобщений. Особое место в лирике занимает тема человека и природы.
-
Литературная композиция "Идут по войне девчата…" 2011
Представлена литературная композиция «Идут по войне девчата», которую можно использовать как для внеклассной работы, так и на уроках литературы. В ней использованы стихи Ю.Друниной, материал из книги С.А. Алексиевич «У войны не женское лицо», который использован для написания небольшой сценки.
-
Система уроков по теме «"Помещики-"расточители" и помещики-"накопители" в поэме Н.В, Гоголя "Мёртвые души"» 2011
Уроки помогут учителю рассмотреть образы помещиков; выделить главные черты характера, особенности портрета для анализа образа. В результате ученики научатся подмечать новые особенности персонажей, работая с текстом.
-
Организация и проведение литературного вечера "Няне А.С. Пушкина посвящается" 2011
Данная статья представляет собой паспорт творческого проекта, разработанного и реализованного группой учащихся 9–11-х классов под руководством учителя русского языка и литературы.
-
Интегрированный урок (литература + ИЗО) по теме "Образ богатыря как образ могучего защитника Родины" 2011
Интегрированный урок в 7-м классе обобщает и систематизирует знания учащихся об особенностях жанра былин, предусматривает исследование образа русского богатыря в литературе и живописи. При подготовке к данному уроку учащиеся разделились на группы: «Исследователи слова», «Историки», «Искусствоведы», «Художники-костюмеры». К уроку была сделана общая презентация с использованием презентаций учащихся.
-
Урок литературы "Уроки дедушки Крылова". 5-й класс 2011
Использование инсценированного чтения и чтения в лицах – необходимый атрибут подобных уроков. Формируются артистические навыки школьников среднего звена, ребята учатся в игре передавать характерные черты героев. Работа на уроке ориентирована на формирование у школьников общекультурных и литературоведческих компетентностей.
-
Мир семьи в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Толстой о семье и современный взгляд на нее 2011
Автор знакомит учащихся с ролью семьи в понимании Толстого и на современном уровне. Учит рассуждать, делать выводы, пересказывать близко к тексту.
-
Воспитательные эффекты уроков литературного чтения 2011
Аналитическая статья о проблемах развития культуры чтения, эстетической грамотности учащихся, умении воспринимать произведения литературы и искусства в соответствии с их природой.
-
"Сплошное сердце". Опыт литературно-лингвистического анализа стихотворения В.В. Маяковского "Лиличка". 10-й класс 2011
Цель статьи – показать опыт литературно-лингвистического анализа работы со стихотворным текстом. Литературно-лингвистический анализ лирического стихотворения позволяет интегрировать уроки русского языка, литературы, словесности, использовать новые педагогические технологии, совершенствовать общеучебные навыки.
-
Понятие об обобщенном образе. Национальный характер (по поэме А.Твардовского "Василий Теркин") 2011
Урок построен на анализе текстов поэмы, стихотворения "Я убит подо Ржевом" и результатах исследовательской работы по литературному краеведению "Закрытые страницы Великой Отечественной войны. Ржевско-Вяземская операция".
-
Словарно-этимологический комментарий к рассказу М.Е. Салтыкова-Щедрина "Богатырь" 2011
Сказки Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины XIX века, в эпоху становления буржуазного строя. Именно в этот период с особой остротой проявлялись основные свойства эксплуататорских классов, их идейные и моральные принципы, их политические и духовные тенденции.
-
"Поэзия – говорящая живопись" (урок литературы, посвященный творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета 2011
Разработка посвящена актуальной теме развития мотивации и творческого характера учебной деятельности на уроках литературы и представляет собой обобщающий урок по лирике русских поэтов, проводимый в группах 1-го курса колледжа.
-
Обзор жизни и творчества С.А. Есенина 2011
На уроке учащиеся знакомятся с биографией и творчеством русского поэта.
-
Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2011
В помощь учителю предложен урок, на котором художественными средствами, описаниями природы, народных обычаев показан колоритный образ народа, населяющего Украину.
-
Урок-проект "Пантеон славянских богов" 2011
Прежде чем начинать преподавание основ православной культуры и мировых религий, необходимо познакомить детей с традиционной русской культурой и дохристианскими верованиями славян. Представлен конспект урока по славянской мифологии, ориентированного на проектно-исследовательскую деятельность учащихся.