История и обществознание

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Урок повторения по теме "Древний Восток" в форме интеллектуальной игры "Своя игра" с использованием информационных технологий 2007

    Автор: Первушина Татьяна Аскаровна

    Одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету является организация их игровой деятельности. Игра оказывает большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. Игра пробуждает у школьников желание найти новую информацию, познакомиться с дополнительной исторической литературой. Игра учит работать в команде, ответственности за общий результат.

  • Урок-игра "Киевская Русь в IX–XII вв." 2007

    Автор: Супчук Татьяна Ивановна

    Представленная разработка интеллектуальной игры посвящена одной из интересных и героических страниц прошлого нашего Отечества - Древней Руси. Её можно применять в качестве дополнительных материалов к итоговому занятию по теме "Древнерусское государство Киевская Русь. IX - первая половина XII в." в 6-м классе общеобразовательной школы, а также во время проведения предметной недели. Отдельные задания могут использоваться для проведения школьной олимпиады. Сценарий этой интеллектуальной игры будет полезен учителям истории для использования как на уроках, так и во внеклассной работе по предмету.

  • Литературно-исторический материал к разделу "Россия в XIX веке" 2007

    Автор: Кисляк Валентина Дмитриевна

    Литературно-исторический материал к разделу "Россия в XIX веке" может быть использован в преподавании предметов гуманитарного цикла для погружения школьников в историческую эпоху, для эмоционально-личностного восприятия школьниками происходящих процессов в обществе и проявления творческого потенциала.

  • Тема урока: "Церкви Руси" 2007

    Автор: Блинкова Татьяна Андеевна

    Цели урока: познавательный аспект - охарактеризовать основные тенденции развития архитектуры X-XVII вв., которые во многом определялись внешней политикой Руси, продемонстрировать достижения русского зодчества; развивающий аспект - формирование способности передачи содержания прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; сравнения, сопоставления, анализа архитектурных особенностей рассматриваемых периодов; создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости; воспитательный аспект - воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины.

  • Урок истории в 4-м классе: "Возникновение городов. Древний Киев. Великий Новгород" 2007

    Автор: Самсонова Любовь Юрьевна

    История самый интересный и увлекательный предмет в начальной школе. На этих уроках дети знакомятся с разнообразными культурами: Древняя Греция, Древний Рим, культурой Египта, и конечно же, знакомятся с культурой Древней Руси. Стараются найти ответы на вопросы: Как появились города? Как построить замок? Кто наши предки? Кто такие купцы? Как образовалось наше государство? и т.д. На уроках истории мои дети совершают путешествие во времени, хотя понятие времени для детей абстрактно, осмыслить то, что произошло сотни и тысячи лет назад, для детей очень сложно. Для того, чтобы максимально приблизить историческую эпоху, предлагаю детям самим стать на какое-то время мореплавателями, купцами, простыми крестьянами или горожанами. Стараюсь как можно больше использовать на уроках наглядный материал: исторические картины, карты, создаю различные презентации, использую на уроках электронные энциклопедии "Кирилла и Мефодия". Такие уроки захватывают детей еще больше, увлекают в мир истории и подталкивают к поиску новых сведении, к самостоятельному изучению истории.

  • Тема урока: "По пути парламентаризма" 2007

    Автор: Лещенко Валентина Ивановна

    В связи с установлением региональных компонентов государственного образовательного стандарта в школах Карачаево-Черкесской Республики введена учебная дисциплина "История и культура народов Карачаево-Черкесии". Программа предусматривает изучение Конституции Карачаево-Черкесской Республики. Данный курс способствует формированию у школьников гордости и любви за свою "малую" Родину, возможно считать себя частицей большой России. Урок по теме "По пути парламентаризма" закрепляет и углубляет знание школьников Карачаево-Черкессии Основного Закона Карачаево-Черкесской Республики, дает возможность провести канву между Конституцией Российской Федерации и Конституцией Карачаево-Черкесской Республики.

  • Методическая разработка урока по теме "Терроризм – глобальная проблема современного мира" 2007

    Автор: Фадеева Татьяна Анатольевна

    В наше время большое значение приобретают уроки-дискуссии, творческие и проблемные задания, специальное обучение приемам полемики в сочетании с традиционными методами обучения, использование средств условно-графической наглядности. Данный урок имеет цель расширить использования диалоговых форм в преподавании, помочь учащимся не растеряться в изобилии идей и мнений, нацелить его на выработку собственной мировоззренческой позиции, соотнесенной с личным опытом и общественными ценностями.


  • Конспект урока по теме "Компьютерная графика. Графический редактор. Назначение и основные возможности" 2007

    Автор: Пырьева Вера Владимировна

    Не каждому ребенку от природы даны способности рисовать. Средства компьютерной графики предоставляют учащимся такую возможность. Используя стандартные инструменты и встроенные возможности графических редакторов, учащиеся учатся создавать компьютерные рисунки. Урок направлен на знакомство учащихся с основами компьютерной графики. При выполнении практической работы "Рисование флагов" устанавливается взаимосвязь информатики с историей и географией.

  • Тема урока: "Культура Китая". 5-й класс 2007

    Автор: Петрусева Наталья Николаевна

    В методической разработке представлена информация о важных событиях и изобретениях, которыми пользуются люди и в наше время: письменность на основе иероглифов; материал, на котором писали (бамбуковые дощечки, а затем бумага); фарфоровая посуда; компас. А также представляется материал о самом известном мудреце Древнего Китая - Конфуции. Информация закрепляется практической работой, разгадыванием кроссворда. Материал связан с практическим применением изученного материала в современной жизни: на практической работе учащиеся создают элементы иероглифического письма. Цель проведения данного урока: воспитывать интерес учащихся к культуре Древнего Китая.

  • Урок-суд "Процесс над Золотой Ордой". 10-й класс 2007

    Автор: Мухаметжанова Альфия Хайдяровна

    Предлагаемый материал представляет собой вариант урока на тему "Русь в XIII–XV вв.", подготовленного в соответствии с учебником А.Н. Сахарова, В.И. Буганова "История России с древнейших времен до конца XVIII века" (10-й класс). Учащиеся приобретают опыт "участия" в исторических событиях, учатся эмоциональному "проживанию" судеб действующих лиц, моделированию многих ситуаций.

  • Урок истории по теме: "Принятие христианства на Руси" 2007

    Автор: Мкртумян Таиса Амаяковна

    Урок истории в 6-м классе помогает учащимся сформировать представление о причинах и значении принятия христианства на Руси.

  • "Мир Леонардо да Винчи" (игра для школьников "Умники и умницы") 2007

    Автор: Позднякова Ирина Николаевна

    Материал связан с изучением художественной культуры.

    умники и умницы

  • "Единственной светлой голове в России посвящается…" 2007

    Автор: Мелащенко Валентина Николаевна

    Урок истории в 8-м классе посвящен изучению политического портрета М.М. Сперанского – выдающего государственного деятеля XIX века. Материал позволяет формировать у учащихся умения сравнивать и сопоставлять факты, события, делать самостоятельные выводы. Используя разнообразные источники, формулировать ответы на вопросы учителя. Учитель пытается заставить учащихся задуматься над своим предназначением.

  • Нестандартные формы уроков по истории 2007

    Автор: Низамова Галима Ахмадулловна

    В статье представлены планы урока взаимного опроса, урока-семинара, урока-игры.


  • Проектная деятельность на уроках истории 2007

    Автор: Халинина Татьяна Викторовна

    В современном глобализованном мире произошло смещение акцента со знаниевой парадигмы образования на деятельностную, поисковую, сложились условия востребованности проектного метода в учебном процессе. Точками соприкосновения нового метода и традиционной классно-урочной системы явились проблемный и деятельностный подходы к обучению, ЛОО, педагогика сотрудничества.

  • Открытый урок по курсу "Право и экономика" по теме "Трудовое законодательство. Трудоустройство" 2007

    Автор: Полякова Татьяна Анатольевна

    Настоящий курс может рассматриваться как элективный курс и как составная часть программы "Право и экономика", рассчитан на преподавание в 9-х или 11-х классах. Он в значительной мере призван обеспечивать гражданское, правовое образование учащихся. Содержание курса направлено на адаптацию выпускников в сложном современном мире, развитие практических навыков.

  • Интегрированное внеклассное мероприятие - музыкально-литературная историческая композиция, посвящённая 100-летию окончания войны России с Японией (1904–1905 гг.) 2007

    Автор: Бекаревич Елена Викторовна

    Музыкально-литературная историческая композиция, посвященная памяти героев русско-японской войны (1904–1905) была исполнена хором мальчиков в День защитника Отечества. Данный опыт будет интересен Суворовским, Нахимовским и кадетским училищам, школам в городах со славными морскими традициями, классам с преобладанием мальчиков в коллективе и всем тем, кто чтит и уважает наше героическое прошлое и воспитывает своих учеников в духе патриотизма.

  • Урок "Особенности освоения Камчатки и Аляски (русской Америки)" 2007

    Автор: Несина Елена Васильевна

    Урок рассказывает об освоении русскими Сибири, Дальнего Востока и русской Америки и является составной частью мировой эпохи Великих географических открытий.

  • Викторина по теме: "Древние цивилизации". 5-й класс 2007

    Автор: Хуснутдинова Ильмира Нафисовна

    Урок-повторение в форме викторины с целью обобщить знания учащихся. Класс делится на 2 команды. Накануне дается задание подготовить название и девиз. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В роли жюри (из 3–4 учеников) будут выступать сильные ученики. Они будут отмечать наиболее активных учеников. Неудовлетворительные оценки не ставятся.

  • Программа элективного курса "Основы политологии" для 11-го класса 2007

    Автор: Сидякина Наталья Федоровна

    Представленный элективный курс выполняет функцию углубления раздела "Введение в политологию" профильного общеобразовательного предмета "Обществознание" в 11-м классе в социально-экономическом, социально-гуманитарном профилях. Предлагается учащимся, сделавшим выбор дальнейшего профессионального образования, поэтому может рассматриваться как профильная специализация; также может быть предложен учащимся, для которых политическая сфера представляет личностный интерес, и в этом случае является средством формирования политической культуры.

  • Интегрированный урок с использованием ИКТ в 11-м классе "Сталинградская битва: исторические факты и её художественное отображение" 2007

    Авторы: Лалетина Светлана Семеновна, Олюнина Валентина Саввична

    Интегрированный урок истории и литературы с использованием ИКТ в 11-м классе, изучающий историко-литературные аспекты Сталинградской битвы. Основной целью урока служит создание условий для воспитания чувства патриотизма и гордости за свою страну и её народ. Для этого необходимо было охарактеризовать значимость Сталинградского сражения как коренного перелома в Великой Отечественной и во Второй мировой войне, раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге, проанализировать ключевые эпизоды из художественных произведений, отображающих Сталинградскую битву.


  • Урок мужества, посвященный 110-летию со дня рождения Г.К. Жукова 2007

    Автор: Шепелёва Ольга Анатольевна

    Урок с использованием мультимедиа-технологий проводится в ходе изучения темы "Великая Отечественная война 1941–1945 годов" (9, 11-й классы). Учащиеся знакомятся со вкладом великого полководца Г.К. Жукова в дело Победы над фашистской Германией.

  • Альтернативные формы уроков истории. Лабораторное занятие 2007

    Автор: Краснобородкина Татьяна Анатольевна

    Среди нетрадиционных форм учебных занятий не последнее место занимает лабораторное занятие как альтернатива традиционному уроку. Для лабораторного занятия характерны: высокая степень самостоятельности учащихся в изучении темы, использование различных источников знаний, координирующая деятельность учителя. В работе представлена методическая разработка комбинированного лабораторного занятия в 8-м классе по теме "Внутренняя политика Николая I": даны рекомендации, как организовать групповую работу на уроке, приведены тексты документов, задания и вопросы к ним.

  • Воплощение в музыке национально-освободительной идеи: от царя Давида до наших дней 2007

    Автор: Клокова Елена Федоровна

    Интегрированный урок по мировой художественной культуре. Межпредметные связи: история, литература, русский язык, иностранные языки, этика, эстетика. Эпиграфом к уроку взяты слова Солера: "Лети же, мысль, на крыльях золотых..." Этим автором написано либретто оперы, принесшей славу Джузеппе Верди. Итальянский вариант названия оперы – "Набукко" – закрепился, возможно, потому, что полное имя героя, давшего ей название, неудобопроизносимо – Навуходоносор. В ней речь идёт о страданиях израильского народа в вавилонском плену. История эта пронизана тайной – это библейская история.

  • Урок истории в 6-м классе по теме: "В рыцарском замке" 2007

    Авторы: Макаренко Ирина Александровна, Табакова Татьяна Алексеевна

    Урок истории знакомит учащихся 6-го класса с жизнью феодалов, рыцарскими турнирами.

  • Вавилонское царство 2007

    Автор: Махоркин Сергей Владимирович

    Урок по теме "Вавилонское царство" ставит следующие цели: выявить причины возвышения Вавилона и образования Вавилонского царства; раскрыть значение законов вавилонского царя Хаммурапи для исторической науки как ценного письменного источника о быте вавилонского общества, рабстве и государстве.

  • Западная Европа в XI–XV веках 2007

    Автор: Махоркина Лидия Даниловна

    Урок обобщающего повторения составлен в форме заданий, которые позволяют не только повторить пройденный материал, но и сделать это в интересной, увлекательной форме. Для того чтобы уроки обобщающего повторения проходили интересно и увлекательно, я составляю различные формы уроков: урок-КВН, урок-диспут, урок "Устный журнал", урок занимательных заданий.

  • Распространение Реформации в Европе. Борьба Католической церкви против Реформации 2007

    Автор: Сафронова Елена Валентиновна

    Данный урок является продолжением темы "Реформация в Европе". Цели урока: продолжить изучение особенностей протестантских вероучений на примере кальвинизма, ставшего основой трудовой этики протестантов, и распространения Реформации в Европе; рассмотреть методы борьбы Католической церкви против Реформации, показать, что религиозные противоречия, фанатизм могут порождать войны. Продолжить формирование умения работать с историческим источником, строить доказательные рассуждения, составлять тезисные планы.


  • Разработка урока "Серебряный век русской культуры" 2007

    Автор: Барабанова Юлия Борисовна

    Цели урока: раскрыть содержание удивительного мира русской культуры начала XX века; сформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века; создать условия для осознания и принятия учащимися культурных ценностей России конца XIX – начала XX веков; воспитывать уважение к историческому прошлому страны; формировать активную жизненную позицию.

  • Сценарий урока по истории России в 9-м классе: "От идеи мировой революции к поиску выхода из международной изоляции" 2007

    Автор: Ковалькова Надежда Николаевна

    Предложен полный сценарий урока "От мировой революции к поиску выхода из международной изоляции" и слайдовая презентация к этому уроку, в которой предложен звуковой и иллюстративный ряд, схемы. В сценарии дается структура урока; предлагаются задания с использованием исследовательского подхода к изучению истории, работа в группах с документами, составление проекта; рассмотрены способы деления класса на группы; приводятся правила написания синквейна и пример.