Зинаида Алексеевна Сенькив

Место работы:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия № 48", Талнах
Должность:
учитель русского языка и литературы

Темы Открытых уроков автора

  • Проект опытно-экспериментальной площадки "Развитие проектной деятельности" на основе интеграции основного и дополнительного образования гимназии 2014

    В проекте отражено основное содержание и основные этапы деятельности, предусмотрены риски и дополнительные эффекты. Его реализация позволит подготовить учащихся к проектной деятельности через последовательное обучение планированию и созданию условий для мотивации на исследования и проектирование в основном и дополнительном образовании. Кроме того, уровень методической компетентности учителя повысится через обеспечение "инновационного проектного поля", направленного на занятие проектами.

  • Урок литературы в 9-м классе "Природа и Родина в лирике С.Есенина" 2009

    Урок-исследование (анализ и сравнение поэтических текстов Есенина, а также Есенина и Блока, определение особенностей поэтического строя есенинской лирики, ее цветовой палитры и цветовой гаммы живописных полотен русских художников Левитана и Шишкина) позволяет подвести учащихся к пониманию индивидуальности С.А. Есенина в раскрытии темы Родины и природы. На примере лирики Есенина у учащихся воспитывается любовь к Родине, природе, эмоциональная и интеллектуальная отзывчивость.

  • "Приложение" (урок русского языка в 8-м классе) 2008

    Урок по теме "Приложение" разработан с использованием нетрадиционных форм. Лингвистический эксперимент во время работы по репродукции картины И.Э. Грабаря "Февральская лазурь" дает учащимся возможность самостоятельно дать определение приложения. Основой для закрепления теоретической части при выполнении практических заданий является применение проблемно-поискового метода, что позволяет эффективно организовать усвоение навыков правописания приложений (употребление дефиса, знаков препинания).

  • Игра-путешествие "Сказочное царство Пушкина" 2006

    Сказки А.С. Пушкина – настоящий кладезь для нравственного и эстетического воспитания, воспитания читательской культуры, знакомства с секретами поэтического мастерства и художественными средствами литературы. Отличное знание пятиклассниками сказок А.С. Пушкина дает возможность сделать игру занимательной и применять различные формы работы: литературную игру – путешествие по сказочному царству, рассчитанную на повторение сказок А.С. Пушкина и развитие внимания учащихся к слову поэта (для игры используются карта сказочного царства и подорожная грамота); инсценирование эпизодов сказок (по выбору учащихся).

  • Интегрированный урок в 5-м классе по теме: "Пейзаж (времена года) в литературе, музыке, живописи" 2006

    Урок направлен на знакомство учащихся с пейзажной лирикой, развитие творческих способностей пятиклассников, воспитание у них чувства восхищения прекрасным. Восприятие стихотворений дается через сопоставление их с произведениями живописи и музыки; большое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи учащихся, их умению "видеть" и "слышать" красоту родной природы в произведениях поэтов, композиторов, художников, передавать полученные настроение и чувства в собственных рисунках.

  • Внеклассное чтение. Игра "Колесо литературы" 2005

    Урок воспитывает интерес к произведениям классической литературы, творчеству Пушкина, национальным традициям России. Урок в форме игры "Колесо литературы" способствует развитию коммуникативных отношений, творческому содружеству, позволяет создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.


Работы учеников

Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:

  • Цветовая гамма в поэме Лермонтова "Демон" и иллюстрациях Врубеля

    Главное внимание в работе уделено исследованию цветовой гаммы и ее роли в произведениях Лермонтова и Врубеля, смысловому наполнению оттенков цвета, их влиянию на характер и поведение героев. Данный вопрос рассмотрен через призму заключений психолога Г.Э. Бреслава в книге "Цветопсихология и цветолечение для всех".

  • Буран как отражение эпохи и судьбы человека в русской литературе XIX-начала XX веков

    В работе раскрыто взаимодействие и единство человеческих страстей и природной стихии, т.к. внутреннее движение в природе влияет на настроение человека, в том числе на судьбы литературных героев.

  • Тема "чудака" в мировой литературе

    В работе представлен сопоставительный анализ образов чудаков в мировой литературе через осмысление роли, приемов и художественных особенностей изображения героев. Главное внимание уделено сопоставлению образов Дон Кихота и князя Мышкина, показаны общие и отличительные черты внутреннего мира, характера и поведения, обнаружены новые качества, связанные с трудными поисками правды жизни.

  • Элементы сказок и былин на страницах фантастических повестей Кира Булычева

    В исследовании осмысляется роль фольклора в произведениях писателя; раскрывается своеобразие в передаче сказочных сюжетов и отличия в изображении характера, действий и нравственного выбора сказочных и былинных персонажей; изучаются магические секреты, использованные К.Булычевым для раскрытия вечных непреходящих проблем противоборства добра и зла.

  • Понтий Пилат в изображении Булгакова и Айтматова

    В работе рассматриваются вечные проблемы противоборства добра и зла, свободы духа человека, отношения его с обществом. Автором осмыслена роль библейского сюжета в романах М.Булгакова и Ч.Айтматова, раскрыто своеобразие в передаче легенды о Христе и отличие в изображении характера, действий и нравственного выбора Понтия Пилата. Исследование можно использовать на уроках литературы в 11-м классе.

  • Комическое и трагическое в романе Владимира Войновича "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина"

    Работа посвящена исследованию реалистического изображения действительности в романе Войновича "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина". Писатель тесно переплетает комическое и трагическое, показывает приземленную, безрадостную жизнь народа в тоталитарном государстве, причем реальность приобретает фантастические очертания, что помогает раскрыть сущность бюрократического устройства общества. Работа может быть использована на уроках литературы в 11-м классе.

  • Символика цвета и числа в былинах и русских народных сказках

    Знакомясь с фольклором, мы обратили внимание на традиционное использование чисел и цветовой гаммы в произведениях устного народного творчества, обнаружили общие и отличительные черты в их употреблении. Это наблюдение побудило нас к исследованию. Нужно заметить, что исследуемая тема в современной критике раскрыта недостаточно. Поэтому наш проект мы посвятили определению значения цвета и числа в фольклоре на примере русских былин и народных сказок.

  • Проблема взаимоотношений взрослых и детей в произведениях Гайдара и Сент-Экзюпери

    Работа посвящена осмыслению и раскрытию проблемы взаимоотношений взрослых и детей как вечной проблемы поколений, на примере рассказа А.П. Гайдара «Голубая чашка» и сказки А.Сент-Экзюпери «Маленький принц».

  • Мир бездомного детства

    В исследовании на примере произведений В.П. Астафьева "Без приюта" и А.И. Приставкина "Ночевала тучка золотая" раскрывается проблема бездомного детства. В поведении и характере беспризорных детей много общего. Претерпевая многочисленные беды, юные герои остаются душевно щедрыми и духовно непорочными. Эти произведения — повод для глубоких раздумий о судьбе сирот.