Тамара Сергеевна Старкова

Место работы:
МБОУ школа № 90, г. Самара
Должность:
учитель биологии

Темы Открытых уроков автора

  • Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс 2013

    Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и практику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей практической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами.

  • Школьная научно-практическая конференция по теме "Вселенная" на уроках природоведения в 5-м классе 2012

    Учебный курс природоведения решает задачи, важные для успешного изучения детьми естественнонаучных дисциплин: развитие мотивационной сферы учения; формирование умения использовать научные методы познания; поддержка личностного становления, творчества учащихся. Научно-практические конференции развивают у ребят умение отбирать информацию, наглядно представлять результаты своей работы, доходчиво преподносить материал, касающийся сложных проблем современной науки.

  • Ботанико-краеведческое исследование юных экологов в аспекте формирования экологической культуры личности 2011

    В статье представлен опыт работы по экологическому воспитанию и образованию учащихся в МОУ общеобразовательная школа № 90 г. Самары. Опыт работы показал, что экологические спецкурсы, полевые практики, факультативы – мощное средство формирования познавательной самостоятельности учащихся. Они направлены на построение содержательного взаимодействия учителя и ученика с целью личностного развития обеих сторон, формирования творческой активности школьников и совершенствования их самостоятельности.

  • Экологические задачи по теме "Природные сообщества". 6-й класс 2010

    Процесс решения экологических задач предполагает мысленное экспериментирование. Он включает в себя формирование цели, задачи, гипотезы исследования, разработки его плана, прогнозирование и результаты. В работе с задачами особое значение имеет системность – регулярное использование их на уроках, на занятиях факультативов, олимпиадах, на мини-зачетах.

  • Способы краеведческой работы по зоологии 2009

    Изучение флоры и фауны родного края дополняет учебный материал конкретными фактами, способствующими пониманию природы в целом. Одним из средств, вызывающих интерес учеников к предмету, являются коллекции животных. Алгоритм работы с коллекциями включает в себя методику работы с коллекцией, работу с источниками информации, непосредственные наблюдения учащихся.

  • Летние учебные задания для самостоятельной работы в природе 2008

    Изучение на уроках биологии мира животных и растений является недостаточным. Компенсацией отрыва школьной биологии от живой природы являются рассчитанные на самостоятельную работу учащихся, дифференцированные летние задания, в ходе выполнения которых происходит накопление сведений, нужных для последующего изучения того или иного раздела школьной биологии. Материалы летних заданий можно использовать в мероприятиях разного уровня, имеющих сходную тематическую направленность.

  • Экскурсии по памятнику природы "Рачейский бор" 2007

    Одной из организационных форм обучения, которые позволяют изучать объекты, явления, закономерности непосредственно в природе, являются экскурсии. Во время экскурсии важно сосредоточить внимание учащихся на объекте, затем детально понаблюдать и проанализировать объект, создать образное представление о нём, раскрыть взаимосвязи, существующие в биотопе.

  • Методика школьных научных исследований популяций редких видов растений 2006

    На основе многолетнего опыта работы нами разработаны методические рекомендации по организации научных исследований по изучению редких видов растений. Примерные варианты программ составлены с учетом времени, требующегося для их выполнения: однократное изучение маршрутным способом одного вида растений; полустационарные наблюдения в течение одного или нескольких месяцев; стационарные мониторинговые исследования в течение ряда лет. Предлагаемые варианты являются базой для выполнения программы исследований по изучению популяций редких видов растений:

  • Научно-исследовательская работа эколого-краеведческой направленности со школьниками 2005

    На наш взгляд, краеугольными камнями, на которых можно строить экологическое образование и воспитание, являются краеведение и туризм. Осуществление взаимосвязи краеведческой и туристической работы наиболее реально в такой форме полевой практики, как экологический лагерь. Здесь удается сочетать отдыхшкольников с изучением окружающей природной среды.


Работы учеников

Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:

  • Мониторинг ботанического памятника природы "Овраг Верховой"

    "Овраг Верховой" Кинельского района Самарской области является мало изученным ботаническим памятником природы. Многие представители флоры оврага — редкие и исчезающие виды растений. Из 119 видов растений 5 занесены в Красную Книгу РСФСР, 14 — в Красную Книгу Самарской области. Мы предлагаем внести в список редких степных растений 13 представителей, произрастающих на Верховом Овраге. В настоящее время существует опасность дальнейшей антропогенной деградации каменистых степей и утраты их научной ценности. Значительный ущерб каменистой степи наносят выпас скота и степные пожары. Они приводят к снижению численности редких представителей флоры.

  • Флористический мониторинг ботанических памятников природы гор Лысая и Красная (Красноярский район)

    В современный период интенсивной эксплуатации земель и стремительного прогресса идёт резкое сокращение природных экосистем. Особую значимость приобретают вопросы защиты и охраны растительного мира. Без изучения флоры невозможно решить задачу сохранения генетического фонда растительного мира. Для наших исследований были взяты памятники природы — гора Лысая и гора Красная Красноярского района г. Самара. Они характеризуются как комплексные объекты охраны, несущие реликтовые сообщества.

  • Сравнительная характеристика флоры памятников природы "Серноводский Шихан" и "Успенская Шишка" (Сергиевский р-н, Самарская обл.)

    Самарская область отличается разнообразием растительного мира, многие объекты взяты под охрану. Особый интерес и особую трудность для охраны в нашем регионе представляют степи — сообщества ксерофильных растений. Для изучения флоры Сергиевского р-на Самарской обл. были взяты памятники природы "Серноводский Шихан" и "Успенская Шишка", на территории которых присутствуют участки как луговых, так и каменистых степей.