Опольская Людмила Аполлинарьевна

Людмила Аполлинарьевна Опольская

Место работы:
МБОУ СОШ № 5, г. Анапа, Краснодарский край
Должность:
учитель русского языка и литература

Темы Открытых уроков автора

  • Подготовка к ЕГЭ по русскому языку на тему «Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)». 11-й класс 2015

    Занятие входит в цикл консультаций по подготовке к ЕГЭ. Проводится занятие с презентацией PowerPoint и тестами, выполненными в программе Word. Материалы занятия обобщают и систематизируют сведения по теме, совершенствуют навыки орфографического разбора и написания суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-), а также навыки выполнения тестового задания 10.

  • Правописание чередующих гласных в корне -лаг- (-лож-) 2014

    Урок входит в цикл занятий «Правописание корней с чередованием», соответствует требованиям ФГОС. УМК под редакцией С.И. Львовой, проводится с презентацией PowerPoint. Предметные цели — знать правило о написании О-А в корне -лаг- // -лож-, уметь использовать его на письме правило, различать орфограммы «Безударная гласная в корне слова» и «Гласная в корне с чередованием», корни-омофоны.

  • Урок русского языка по теме "Деепричастный оборот" 2013

    Урок «Деепричастный оборот» входит в цикл занятий по теме «Деепричастие». Занятие сопровождается презентацией PowerPoint. Цель урока: повторить и систематизировать сведения о деепричастном обороте, совершенствовать практические умения находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания.

  • Пьеса Жана Батиста Мольера "Мещанин во дворянстве". Жизненные характеры комедии. Общечеловеческий смысл произведения 2012

    Представлены две объединенные презентации ("Пьеса Жана Батиста Мольера "Мещанин во дворянстве"" и "Словарь урока"). Цель урока: расширение представлений о жанре урока, развитие умения воспринимать текст драматического произведения, характеризовать персонаж.

  • Подготовка к ЕГЭ "Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами)". 11-й класс 2012

    Урок входит в цикл консультаций по подготовке к ЕГЭ. Сопровождается презентацией и тестами, выполненными в программе Excel. Материалы занятия обобщают и систематизируют сведения по теме, совершенствуют навыки пунктуационного разбора и расстановки знаков препинания при однородных членах предложения, а также выполнения тестового задания А22.

  • Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями 2011

    Урок по одной из самых сложных тем в школьном курсе русского языка входит в цикл занятий по этой тематике. Проводится занятие с помощью электронного пособия, которое представляет собой две взаимосвязанные презентации и тест, выполненный в программе Excel.

  • Итоговое занятие по литературе в 5-м классе с использованием ИКТ (урок-кроссворд) 2010

    Итоговый урок в 5-м классе, посвящённый обобщению и систематизации изученного, составлен по программе А.Г. Кутузова. Проводятся занятия с использованием презентации PowerPoint. Нетрадиционная форма проведения урока-кроссворда помогает избежать однообразия, обеспечивает интенсивную работу учащихся и позволяет эффективно проконтролировать их знания и умения.

  • Уроки с использованием ИКТ в 8-м классе по теме "Портретный очерк" 2009

    Уроки развития речи в 8-м классе проводятся с использованием презентации Power Point. Время проведения – 3 часа. Цель первого урока: сформировать у школьников общее представление о жанре портретного очерка, его композиции, используемых в нём типах речи и языковых средствах. Два последующих урока посвящены работе над изложением с элементами сочинения (на основе картины Б.М. Кустодиева "Портрет Ф.И. Шаляпина" и фрагмента из очерка В.Липатова).

  • Литературно-художественная композиция "Здравствуй, гостья-зима!" 2008

    Литературно-художественная композиция из цикла "Времена года в поэзии и живописи" знакомит школьников с пейзажной лирикой поэтов ХІХ–ХХ веков, а также с творческими работами самих учащихся; содействует эстетическому воспитанию учеников, помогает вызвать у них интерес к чтению пейзажной лирики, способствует развитию навыков выразительного чтения. Восприятие стихотворений происходит через сопоставление их с произведениями живописи, воспевающими красоту зимней природы.

  • "Осенняя песня" (литературно-художественная композиция) 2006

    Литературно-художественная композиция знакомит школьников с пейзажной лирикой поэтов ХІХ–ХХ веков, а также с творческими работами самих учащихся, содействует эстетическому воспитанию учеников, помогает вызвать у них интерес к чтению стихотворений о природе, способствует развитию навыков выразительного чтения. Восприятие стихотворений происходит через сопоставление их с произведениями живописи и музыки, воспевающими красоту осенней природы.


Работы учеников

Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:

  • Портрет литературного героя. (Опыт создания иллюстрации к художественному произведению)

    Работа представляет собой творческий проект создания иллюстрации к художественному произведению. Автор демонстрирует умение оценивать выдвинутые идеи и реализовывать задуманное. В работе отражены этапы выполнения проекта. Прилагается презентация, которая использовалась при защите.

  • Слово «взятка» и его синонимы

    В работе рассматриваются исторические изменения в лексическом значении слова "взятка" и его синонимов. Определён синонимичный ряд к слову "взятка", проведён анализ этимологии слова и его синонимов. На материалах Национального корпуса русского языка и различных толковых словарей исследованы исторические изменения в лексическом значении исследуемого слова и его синонимов.

  • Биографии слов «балл» и «оценка»

    В работе проанализировано происхождение слов «балл» и «оценка», проведено сравнение их лексических значений (ЛЗ) в толковых словарях разных лет, дан анализ исторических изменений ЛЗ на основе информации, полученной из толковых словарей разных лет и языковых материалов Национального корпуса русского языка.

  • Бранная лексика как средство речевой характеристики героев пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»

    В работе исследуется этимология и лексическое значение слов из текста пьесы Д.И. Фонвизина, которые можно отнести к бранным; структура предложений, в которые входит бранная лексика; роль бранной лексики как средства характеристики героев пьесы Фонвизина.

  • Использование аббревиатур в названиях различных организаций (на примере организаций города-курорта Анапа)

    Работа посвящена изучению лексического значения (ЛЗ) и восприятия носителями языка аббревиатур, входящих в состав названий организаций города-курорта Анапа. В ходе работы составлен список аббревиатур, при этом указано их ЛЗ в контексте названий организаций и проведено сравнение с ЛЗ этих аббревиатур в различных словарях. Работа с материалами Национального корпуса Русского языка и лингвистический ассоциативный эксперимент позволили выявить, каково восприятие аббревиатур носителями языка.

  • Лексика в речи героев как средство создания образа (по былинам и современным мультфильмам о богатырях)

    Работа посвящена изучению речи богатырей (лексика) в былинах и в современных мультфильмах и восприятию образов, которые складываются в воображении читателей и зрителей благодаря лексическому наполнению речи героев. В качестве методов исследования использовали этимологический, словообразовательный, лексико-семантический анализ, работу с Национальным корпусом русского языка, лингвистический ассоциативный эксперимент, лингвистический анализ текста.