Отдавать ли ребенка в школу с углубленным изучением иностранного языка

Разделы: Иностранные языки, Работа с родителями


Для родителей поступлению в первый класс - это важнейшее событие, волнительное, трогательное, и, вне всяких сомнений, сопряженное с сильнейшим стрессом. Как выбрать школу правильно? На что обратить внимание? Необходимо учесть все тонкости, чтобы сделать переход из детского сада в школу как можно более комфортным, приятным и интересным. К выбору школы для первоклассника важно подойти со всей ответственностью, взвесить за и против каждого варианта, особенно если родители решили выбрать школу с углубленным изучением иностранных языков.

Почему нужно изучать иностранные языки?

Выбирая школу с углубленным изучением иностранных языков, родителей одолевают сомнения: не будет ли это большой нагрузкой для ребенка, не будет ли он путать алфавит и готов ли он к дополнительным нагрузкам? Однако некоторые родители даже не подозревают, насколько благотворно иностранный язык влияет на развитие ребенка.

Изучение иностранного языка в 6-7 лет полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка.

При изучении иностранного языка улучшается логическое мышление, внимание становится более сконцентрированным, что создает предпосылки для хорошей успеваемости по всем предметам. Иностранные языки поддерживают тонус мозга и его функциональность на высоком уровне, а также проводят ему прекрасную тренировку. Ребёнок, изучающий несколько языков, способен без труда решать в уме разные проблемы, свободно переключаться между задачами.

Изучение иностранных языков укрепляет память. Ведь ребенку необходимо запоминать в разы больше слов и правил речи. Тому, кто изучает языки, легче запоминать последовательность, считать в уме, быстро читать и усваивать новую информацию.

Иностранные языки имеют стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка. Они расширяют его кругозор, влияют на его восприятия и эмоции, его фантазия и воображение выходят на новый уровень.

Неоспорима воспитательная и информативная ценность обучения иностранному языку, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. При этом постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, восприятия им действительности позволяет детям лучше осознать явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка.

Благодаря урокам иностранного языка у ребенка формируются навыки межличностного общения, ему легко взаимодействовать в коллективе. Он становится коммуникабельным, устойчивым к стрессу, более толерантным, он развивает умение сопереживать.

Изучение первого иностранного языка открывает возможности для изучения второго, третьего иностранных языков, необходимость владения которыми становится все более очевидной. В конце концов, никто не знает, как сложится жизнь у ребенка, и, возможно, именно незнание языка в определенный момент времени будет означать упущенную возможность.

Почему нужно начинать изучение иностранного языка в 1 классе?

Во-первых, в 6-7 лет система освоения родного языка ребенком практически закончена, однако нервные процессы еще достаточно подвижны, система взаимосвязей между разными участками коры головного мозга еще не утратила пластичность, поэтому дети овладевают разговорной речью без особых усилий. В этот период развития речи закладывается правильное произношение, слова и грамматические конструкции запоминаются автоматически. Логопеды отмечают, что раннее обучение иностранным языкам развивает фонематический слух и совершенствует артикуляционный аппарат. А вот после 9 лет иностранные языки даются сложнее из-за медленного формирования новых межнейронных связей, необходимых для переключения с одной знаковой системы на другую.

Во-вторых, в 6-7 лет дети открыты миру, они готовы познавать новое, и не потому, что их принуждают к этому, а потому что им интересно. Они относятся к изучению нового языка уже осознанно. У них нет понятия «языковой барьер», ведь они изучают язык в интересной игровой форме, тем самым развивая свои языковые навыки без затруднения и страха.

В-третьих, они начинают занятия иностранным языком в первом классе за год до основного обучения, чтобы ко второму классу у ребят уже был достаточно широкий словарный запас, они могли говорить и воспринимать на слух речь на какие-то простые темы. Все это станет отличной платформой для последующего осмысленного обучения чтению и письму.

Однако надо помнить, что хотя у детей отличная память, они не всегда правильно извлекают из нее информацию, иногда испытывают трудности при воспроизведении уже знакомых слов и выражений в новой ситуации. Это обстоятельство часто приводит в замешательство родителей: ребенок учит иностранный язык, но ничего не может сказать на нем. Не стоит паниковать - нужно просто запастись терпением, так как со временем дети начнут вспоминать слова и фразы, которые, казалось, вовсе не запоминают. Неспособных учеников не существует - тот, кто владеет родным языком, способен изучить и ещё один.

Не будет ли первокласснику слишком тяжело изучать иностранный язык?

В 1-м классе ребенку особенно сложно из-за нового образа жизни и больших нагрузок. Однако занятия иностранным языком начинаются в октябре, когда период адаптации для первоклассников закончен, и они привыкли к новому окружению и новым правилам. Более того, у детей в этом возрасте очень высокая приспособляемость к предлагаемым обстоятельствам. Если взрослые не скажут им, что сделать что-то сложно или невозможно, то они, зачастую, не раздумывая справятся с поставленной задачей.

Есть ли минусы в изучении иностранных языков в 1 классе?

Если начать обучение иностранному языку у неподготовленного ребенка с задержкой речи, то ребенок, скорее всего, будет разговаривать не так хорошо, как его сверстники. Специфика произношения звуков и букв может накладываться на родную речь. Две параллельно формирующиеся сигнальные системы могут конфликтовать друг с другом, что может привести к смешению произношения, путанице алфавита, препятствовать глубокому усвоению речевых навыков и может создать предпосылки для возникновения неврозов.

Как проходят занятия у первоклассников?

Занятия у первоклассников проходят с учетом особенностей их возраста. На занятиях учителя активно применяют игровые технологии и разнообразные упражнения, позволяющие детям двигаться. Первоклассники изучают иностранные языки на устной основе с использованием аудио и видео материалов. Они учат простые слова, разговорные фразы, разучивают песни, отгадывают загадки, играют в ролевые игры, рисуют - все это весело и увлекательно. Такие занятия в игровой форме очень полезны, ведь так у детей сформируется положительное отношение к учебе, а значит, им будет проще усваивать новый материал. Но не стоит ждать от ребенка глубоких познаний в иностранном языке даже спустя несколько месяцев регулярных занятий: это не будут привычные «академические» уроки.

Как узнать, готов ли ребенок к обучению в школе?

Основой успешного обучения в школе для первоклассника является психологическая готовность ребенка, т.е. сформированность определенных психических сфер, а именно: познавательной, произвольной, аффективно потребностной, речевой.

Психологически готовый к школе ребенок имеет определенный уровень познавательных интересов. Он испытывает желание учиться, он умеет доводить начатое дело до конца и преодолевать трудности при достижении поставленной цели. Он умеет хотя бы краткосрочно концентрировать и удерживать внимание на предмете познания. У него сформированы элементарные аналитические навыки (умеет сравнивать и делать на основании сравнения простейшие выводы), навыки общественного поведения и жизни (понимает кто он, что и зачем он делает и для чего идет в школу).

Как узнать, готов ли ребенок к изучению иностранных языков?

Ребенок способен изучать иностранные языки и готов к обучению, если он рано научился говорить или читать на родном языке. Он сам хочет изучать иностранный язык. Он может фиксировать внимание и слушать объяснение не менее 15 минут. Он проявляет любовь к чтению, интерес к значению новых слов, умеет сочинять рифмы, желает выводить русские буквы, владеет образным мышлением.

Однако основой успешности изучения иностранного языка первоклассником является достаточно высокий уровень владения родным языком. К началу обучения в школе с углубленным изучением иностранных языков в области развития речи дети должны уметь:

  • хорошо понимать родную речь, ясно и четко выражать собственные мысли;
  • строить сложные предложения разных видов;
  • составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
  • находить слова с определенным звуком;
  • определять место звука в слове;
  • членить простые предложения на слова;
  • членить слова на слоги (части);
  • различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
  • самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения.

Родителям не стоит "напрягать" первоклассника изучением иностранного языка, если у ребенка:

  • логопедические проблемы, он испытывает трудности в произношении ряда звуков, у него заикание;
  • нет интереса к занятиям или он не может сконцентрировать свое внимание на них;
  • нет понимания на родном языке. В таком случае, ему невозможно будет объяснить значение иностранных слов и убедиться, что он это понял;
  • нарушение коммуникативных действий, психологические трудности в общении со сверстниками и установлении контакта с ними;
  • низкий уровень адаптационных возможностей, слишком быстрая утомляемость, невроз;
  • чрезвычайная эмоциональность, нерегламентированность поведения, гиперактивность, не позволяющая просидеть спокойно даже 5 минуту.

Готов ли ребенок к обучению в школе с углубленным изучением иностранных языков?

Принимая решение, отдавать ли своего ребёнка в школу с углубленным изучением иностранных языков, нужно оценивать и все сложности, с которыми могут столкнуться как ученики, так и родители.

Школы с углубленным изучением иностранных языков известны высокой учебной нагрузкой за счет увеличения часов на изучение языков, повышенных требований и интенсивных занятий. Также в такой школе изучается второй (обязательно) и третий (по желанию) иностранные языки. А это значит, что ребенок много времени будет проводить в образовательном учреждении и дольше выполнять домашнее задание, углубленное изучение языка подчас требует «зубрежки». Интенсивные занятия и большое количество домашних заданий, как правило, вынуждают учеников сокращать количество внеклассных активностей, меньше внимания уделять своим хобби, общению с друзьями и даже прогулкам на свежем воздухе.

В школе с углубленным изучением иностранных языков всегда выше уровень конкуренции, так как больше учеников показывают высокие результаты обучения. С одной стороны, конкуренция учит ребенка проявлять себя, быть активным и уметь побеждать. С другой стороны, нельзя не отметить, что для ребенка это может стать источником стресса и ежедневного напряжения.

Готовы ли родители, чтобы их ребенок обучался в школе с углубленным изучением иностранных языков?

Современные родители уже давно записали знание иностранного языка в базовые навыки каждого ребенка. Но бывает, что иностранный язык не дается ученику так просто, как хотелось бы мамам и папам. Изучение иностранного языка - это сложная работа на долгие годы и для ребенка, и для родителей. Чтобы язык развивался, его нужно поддерживать, им нужно заниматься постоянно. Готовы ли родители помогать ребенку по данному предмету? Готовы ли контролировать его успехи в изучении иностранных языков? Какие ресурсы для поддержания мотивации и развития языка они будут использовать? Где ребенок будет практиковаться и как? Если у родителей есть четкие ответы на эти вопросы, значит, они осознают всю ответственность, которая лежит на них перед поступлением ребенка в школу с углубленным изучением иностранных языков.