Семья как субъект образовательной деятельности

Разделы: Работа с родителями

Ключевые слова: семья


«Воспитание может все»
Гельвеций (французский философ)

«Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить ее приносить желуди».
В.Г.Белинский

Семья как субъект педагогического взаимодействия

1. Семья как жизнедеятельная система

Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции.

Существует много определений семьи, но, на мой взгляд, наиболее полно его дает наука социология. С точки зрения содержания структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой является гетеросексуальная связь, система родственных отношений и развитие социальных и индивидуальных качеств личности, и осуществление определенной экономической деятельности.

Известный отечественный социолог Баранов С.П. определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственности. Поскольку семья, как правило, представляет более сложную систему, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также их родственников, семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социальный институт.

Под социальным институтом понимается организованная система связей и социальных норм, которые объединяет значимые общественные ценности процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Институт семьи включает в себя совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь), общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязанности); переплетение ролей и статусов (статус и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.

Таким образом, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии; система правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институты поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

2. Функции семьи

Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества.

Семья может рассматриваться как социальный институт, и как семейная группа, выполняющая определенную социальную задачу. Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи:

Репродуктивная функция. Выполняет две основных задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях.

Воспитательная функция. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Но особенно большое значение имеет ее влияние на подрастающее поколение.

Хозяйственно-экономическая функция. Выполняя её, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

Восстановительная функция. Направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня.

Регулятивная функция. Назначение ее состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития.

Коммуникативная функция: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством.

Досуговая функция. Осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга.

Социально-статусная функция. Она связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

Эмоциональная функция. Предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Функция духовного общения. Предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

Сексуальная функция. Она осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

3. Социально-педагогические аспекты развития личности

Важной категорией для понимания процесса развития ребенка во времени служит понятие социальной ситуации развития - определенного соотношения условий социальной среды и внутренних условий формирования личности.

Существует неравномерность процесса развития, и два его типа:

  • Медленное, постепенное накапливание изменений - литический период;
  • Резкие, бурные взломы кризисы развития.

Кризис, является необходимым периодом развития, в ходе которого происходит разрушение старых и образование новых форм, которые будут существовать на протяжении последующего литического периода развития. Поэтому во время кризисного этапа на протяжении относительно коротко промежутка времени (месяц, год) происходят резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Развитие принимает бурный, стремительный, катастрофический характер.

Основными чертами кризисных этапов развития, отличаемых исследователями, являются:

  • Нечеткость границ периода;
  • Относительная трудновоспитуемость детей в состоянии кризиса;
  • Негативных характер развития, на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания того, что образовалось на предыдущих стадиях.

Значит, самым существенным содержанием развития в кризисе будет возникновение новообразований, носящих переходный характер. Эти новообразования не входят в интегральную структуру будущей личности и отмирают вместе с наступлением следующего возраста.

4. Стили воспитания: какой выбрать?

Воспитание - это то, что делают родители и другие взрослые для того, чтобы ребенок рос именно таким, каким они хотят его видеть. Попробуем рассмотреть различные типы воспитания и понять, какого типа воспитания придерживаетесь вы, как это может повлиять на развитие вашего ребенка.

Традиционное воспитание (1) «Ребенок всегда должен слушаться старших»

При таком типе воспитания дети должны всегда слушаться родителей, так как те лучше знают, что хорошо, а что плохо. И если дети не слушаются, взрослые в той или иной форме прибегают к принуждению: повышают на ребенка голос, ругают его, стыдят, угрожают наказанием или наказывают. В результате традиционное воспитание оказывается дважды противоречивым. Во-первых, ребенок нуждается в теплых эмоциональных отношениях с родителями или он будет часто болеть, чахнуть, медленнее развиваться. При необходимости строгого принуждения поддержание теплых эмоциональных отношений практически невозможно. Во-вторых, чем старше (а значит, самостоятельнее и сильнее) становится ребенок, тем труднее его принуждать и тем меньше он поддается воспитанию. Если родители продолжают последовательно требовать от ребенка послушания, то по мере взросления их отношения становятся все более отчужденными. В подростковом возрасте чаще всего такое воспитание заканчивается, так как ребенок полностью отстраняется от родителей, и ориентируется на ценности своих сверстников. Привыкнув слушаться (так как эта система основывается на послушании) и, перестав воспринимать родителей в качестве авторитетов, подросшие дети поддаются всевозможным влияниям (наркотики, криминальные структуры и т.д.).

Развивающее воспитание. (2) «Ребенок должен стать умным и талантливым»

Ребенок находится в центре внимания мамы, которая уделяет ему много времени, покупая ему всевозможные развивающие игрушки и радуясь его успехам. Такие дети, как правило, рано начинают говорить и читать, играть на музыкальных инструментах, рисовать. Они хорошо развиты интеллектуально, поступают в школы «повышенного типа». Однако поглощенность родителей развитием способностей ребенка может привести к определенному перекосу: с ребенком, особенно с его занятиями, начинают считаться в ущерб интересам других членов семьи. У ребенка начинает складываться ощущение себя как центра семьи: «Если я хорошо занимаюсь, то со всем остальным ко мне не приставайте». Вырастая, ребенок может стать умным, талантливым и воспитанным эгоистом, который может добиваться профессиональных успехов, но не умеющим строить отношения с окружающими людьми, неспособным переживать жизненные кризисы. Теплых отношений с родителями у него чаще не бывает.

Программирующее воспитание. (3) «Мы знаем, кем должен стать наш ребенок, и будем готовить его к этому с детства»

Если ребенку внушать те или иные ценности (должен вырасти монархом) и жизненные цели, то можно столкнуться с проблемами, когда ребенок вырастет. Чаще это происходит в подростковом или юношеском возрасте. Подросшие дети из-под родительского влияния могут попасть под чье-то другое влияние. Если оно оказывается сильнее родительского, то все планы родителей рушатся, и они оказываются в ситуации полнейшего кризиса. Например, родители готовят из ребенка первоклассного инженера, стремятся, чтобы он поступил в математическую школу, а затем в престижный институт. Ребенок действительно поступает в институт, но после первой сессии бросает и становится барменом. В других случаях, когда ребенок все-таки следует программе родителей, он не становится счастливым, не может изменить свою жизнь так, чтобы решить возникшие проблемы (за него все решали родители).

Эпизодическое воспитание. (4) «Сначала работа, и дети - потом»

Ребенок большую часть времени предоставлен сам себе, а оставшееся время его воспитывают, совмещая и эмоциональную близость, и строгость. Это воспитание чаще непоследовательно. Сначала у мамы не хватает времени, чтобы остановить нежелательное действие ребенка. Затем, когда она сталкивается с результатом этого действия, она возмущается и наказывает ребенка, а потом мирится с ним при помощи ласки и подарков. Такая непоследовательность приводит к тому, что постоянным элементом жизни семьи становятся капризы и истерики ребенка. При таком воспитании ребенку часто не хватает эмоциональной поддержки в сложных для него ситуациях. В результате у него формируется неуверенность в себе, стремление уклониться от ответственности. Вырастая, ребенок находит эмоциональное принятие и поддержку вне дома (компании). Возможны проявления интеллектуальной недоразвитости ребенка, бедности его внутреннего мира, привязанность к телевизору (а позднее к компьютеру и азартным играм, алкоголю, наркотикам и т.д.).

Потакающее воспитание. (5) «Ребенок должен быть доволен»

В этом случае для родителей важным оказывается непрерывная эмоциональная связь с малышом, активное сопереживание его радостям и горестям. Они готовы отказываться от своих требований или запретов и уступать ребенку, лишь бы он не капризничал. Родители стремятся не конфликтовать с ребенком. Это выливается в отсутствие в семье запретов, выполнение всех желаний малыша, превращение его в центр семьи. То есть, власть и ответственность в семье передаются ребенку. К потаканию приводит и чрезмерное обожание малыша, сопереживание ему. Выполняя желания ребенка, родители делают приятное не только ему, но и себе. Легче идти навстречу ребенку во всем, чем вводить ограничения и настаивать на том, что родители считают должным. В результате ребенок становится избалованным, а иногда, превращается в домашнего деспота. Он не обращает внимания на желания, чувства или интересы других людей. Постоянное потакание малышу приводит к его постоянным капризам и манипулированию взрослыми. Надежда и оправдание родителей: «Сейчас мы все делаем для него, а он вырастет и будет это ценить, будет и уступать нам, и делать все для нас» не оправдывается. Сам по себе ребенок не может научиться ни уступать, ни следовать правилам, ни учитывать чужие интересы. В какой-то момент терпение родителей лопается, они начинают резко эмоционально реагировать, настаивая на своем и эмоционально давить на ребенка. Тогда ребенок принимается капризничать и закатывать истерики.

Личностно-ориентированное воспитание. (6) «Учить ребенка быть самостоятельной, ответственной и творческой личностью»

Родители стремятся, чтобы ребенок вырос самостоятельной личностью. Такой ребенок, вырастая, способен действовать самостоятельно, а не просто следовать в своем поведении нормам, обычаям и приказам других людей (родителей, друзей, руководителей и т.д.). Такой тип воспитания включает в себя элементы традиционного и развивающего воспитания, включая их в новое целое: ребенка учат принятию ответственного и осмысленного самостоятельного решения и обсуждают с ним основания его действий и действий родителей. Родители прививают ребенку те ценности, которых придерживаются сами, но одновременно учат его совершать самостоятельный выбор и занимать самостоятельную позицию по отношению к другим ценностям. Родители учат ребенка занимать и отстаивать свою собственную позицию в любых ситуациях взаимодействия, защищать себя от давления, отстаивать свои права. Однако такое воспитание требует от родителей больше времени и сил, ставя воспитание ребенка порой на первый план, отодвигая на второй карьеру, зарабатывание денег и т.д.

Родители, предпочитающие либеральный стиль, склонны устраняться от воспитания ребенка. Они считают, что воспитывать и обучать ребенка должны люди, имеющие специальное образование, то есть педагоги и воспитатели. Ребенок может пользоваться вседозволенностью, ему предоставляют полную свободу и не требуют при этом отвечать за то, что он делает или говорит.

Родители, предпочитающие авторитарный стиль, не считают нужным считаться с мнением ребенка о том, чего он хочет, что ему нужно и к чему он стремится. Для них совершенно ясно, как будет лучше, а если он с этим сценарием не согласен, то либо мал, либо глуп, либо и то и другое. Авторитарные родители считают себя вправе применять различные физические наказания, кричать на детей, трясти их. Дети таких родителей могут вырасти как слабыми и безответными «жертвами», считающими себя виноватыми во всем плохом, что происходит с ними, так и решительными, жесткими людьми, которые предпочитают независимость и твердость и в то же время во всех своих неудачах винят все и всех, кроме себя.

Оптимальный стиль воспитания, разумеется, демократический, когда родители высказывают свое мнение по разным вопросам жизни, но всегда открыты к диалогу, готовы выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он предлагает разумное решение проблемы, а также, если дело касается его личного выбора: выбора друзей, профессии, занятий и хобби. Такие родители дают ребенку уверенную, поддерживающую заботу, они очень чувствительны к нуждам ребенка. Ребенок ощущает родительские любовь и заботу, охотно и легко принимает помощь, ему комфортно в том окружении, в котором он живет.

Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. Еще более важно, чем согласие в методах воспитания, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда и прийти к согласию по вопросам воспитания гораздо легче. Если между родителями нет согласия, то они по-разному оценивают один и тот же поступок, а мама может похвалить за то, за что папа отругает, и наоборот. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно и что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности.

Сегодня все работники социальной сферы причастны в большей или меньшей степени к решению важнейшей задачи современности - поиску оптимальных путей и способов превращения ребенка как биологического существа в полноценного, ответственного и самостоятельно члена общества. И важнейшим средством на этом пути является воспитание в семье. Поэтому этот социальный институт как субъект педагогического взаимодействия имеет особую важность в обществе.