Методические рекомендации по проведению первого родительского собрания в учебном заведении закрытого типа

Разделы: Работа с родителями

Ключевые слова: родительское собрание, взаимодействие с родителями


Актуальность. Проведение родительских собраний необходимое условие в воспитательной работе училища, сотрудничестве родителей с воспитателями учебных курсов и с педагогами.

Родительское собрание - это среда, где встречаются воспитатели, педагоги и родители, где обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса на год, четверть, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и училища, оказание помощи в воспитании нахимовцев.

Данные методические рекомендации являются методическим руководством для воспитателей и классных руководителей в учебных заведениях закрытого типа на примере филиала НВМУ Севастопольское ПКУ.

Цель методразработки: оказание методической помощи воспитателям и классным руководителям при организации и проведении первого родительского собрания.

Задачи:

  • Изучить алгоритм моделирования родительского собрания
  • Рассмотреть структуру первого родительского собрания.
  • Предложить методические рекомендации воспитателю по организации и проведению каждого этапа родительского собрания, исходя из собственного опыта работы.

Формы и методы работы:

  • семинар, инструктивно-методическое занятие;
  • рассказ, практическая работа.

План.

  1. Вступление.
  2. Основная часть. Этапы родительского собрания
  3. Рекомендации воспитателю и классному руководителю
  4. Заключение.

1. Вступление

С каждым новым набором детей в училище возникают новые трудности при общении с воспитанниками и с их родителями. Уже давно в педагогических кругах стало расхожей фразой: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Но взаимодействие педагогов с родителями всегда было и есть важным элементом в воспитании и обучении детей. Насколько тесным будет этот контакт, насколько хватит нам взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга, настолько комфортнее ребенок будет чувствовать себя в новых жизненных условиях, а, следовательно, успешнее будет его развитие и обучение.

Взаимодействие с родителями редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать микроклимат семьи, а также родительские запросы. Сегодня педагог, общаясь с родителями, может рассчитывать только на ту информацию, которую ему готовы доверить родители, поскольку вмешательство в чужую жизнь, а тем более использование частной информации во вред семье и ребенку в условиях демократии совершенно недопустимы. Родительское собрание проводится в начале учебного года, в конце каждой четверти и итоговое собрание за год. Итого 5-6 раз в учебном году.

Существуют такие формы взаимодействия классного руководителя с родителями:

  • родительские собрания
  • индивидуальные беседы по телефону и при встречах
  • совместная деятельность

Наиболее важной формой является - родительские собрания! Огромное значение в работе с родителями воспитанников филиала НВМУ Севастопольское ПКУ имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания, встречи с семьями воспитанников ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.

2. Основная часть. Этапы проведения родительского собрания

Первое знакомство с родителями происходит, как правило, на первом родительском собрании. При первой встречи с родителями педагог должен дать понять свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что видит в них партнеров, единомышленников.

  • Для родителя важно, чтобы воспитатель был с ним заодно, был его союзником. Ощущение, что твой ребенок воспитателю небезразличен, что педагог стремится позаботиться о нем, - важнейший фактор в формировании контакта.
  • Родитель хочет получить от воспитателя конкретную помощь, ясные и четкие рекомендации.

Здесь важна именно помощь от вас. Многие родители молодые, это первый их опыт в воспитании ребенка. На последующих родительских собраниях рассказывая об успехах и проблемах детей, старайтесь рассказать об особенностях и трудностях возраста, в котором сейчас находятся их дети. На что стоит обратить внимание, о чем следует побеседовать с ребенком дома во время увольнения. Как начать разговор, общаясь по телефону.
Первое родительское собрание уместно проводить в середине сентября, когда дети и родители немного окунулись в атмосферу специфики учебного заведения. Такой подход позволяет дать время на осмысление новых жизненных условий, как для детей, так и для родителей. Поступая в училище, дети попадают совершенно другую среду, и период адаптации у каждого проходит по-разному. Как детям, так и родителям в этот период нужна помощь.

Здесь на родительском собрании встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе - педагоги и родители - для того чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Именно поэтому в разделе функциональных обязанностей классных руково­дителей и воспитателей отведена первая строка проведению родительских собраний. Это обстоятельство налагает большую ответственность, как на классного руководителя, так и на воспитателя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.

Цель первого родительского собрания: знакомство классного руководителя и воспитателя с родительским составом класса.

Задачи родительского собрания: создать эмоциональный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями, классным руководителем, и воспитателем; изучить ожидания родителей; ознакомить родителей с основными направлениями воспитательной деятельности в филиале НВМУ Севастопольское ПКУ.

Форма проведения: традиционное собрание с элементами беседы и диалога.

Участники: классный руководитель или воспитатель, родители воспитанников.

В подготовке родительского собрания можно выделить следующие этапы:

Этап I. Организация родительского собрания

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы гораздо важнее. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, подготовить фотографии и видеоматериалы, освещающие первые дни адаптации нахимовцев в училище, раздаточный материал.

В век информационных технологий быстрый и удобный способ распространения информации - это с помощью мессенджер приложений создать групповой чат, например, на «Вайбер» или «Ватсап». С помощью такой созданной вами группы вы сможете знакомить родителей с важной информацией и рассылать различные оповещения.

Н-р:

Уважаемые родители ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­воспитанников 5-Б класса

Оповещаю Вас о том, что в субботу, 01.09.22, в 11.00 в кабинете № 355 состоится родительское собрание.
Явка строго обязательна.
В случае, если вы, по каким-либо причинам, не сможете прийти, прошу в письменном виде объяснить причину отсутствия и указать дату прибытия в училище для беседы с начальником курса и воспитателем взвода (классным руководителем)

Приглашение является очень удобной формой, но личный звонок каждому родителю, удостоверит вас в том, что явка будет максимальной.
Завершает организационную часть этапа подготовка кабинета для проведения родительского собрания.

Этап II. Подготовка сценария и проведение собрания

Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога-воспитателя. Родительское собрание должно включать в себя 4 обязательных компонентов:

1. Знакомство родителей с системой обучения в специальном учебном заведении закрытого типа.

В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с:

1

1 Курс, взвод 1-12

В группе 20 человек - мальчики 10-11 лет

2

Устав образовательного учреждения

(Приложение 1)

3

Регламент образовательного учреждения

(Приложение 2)

4

Правила внутреннего распорядка

(Приложение 3)

5

Учебный процесс

- время учебных занятий
- расписание учебных занятий;
- требования к учебному процессу;
- знакомство с LMS школой;
- сроки учебных периодов (1, 2, 3, и 4 четверть);
- самоподготовка (отведенное время и требования)
- консультации педагогов-предметников.

6

Дисциплинарный журнал

Заведен журнал поведения, в котором преподаватели выставляют оценку по поведению класса на уроке, если кто-то плохо себя вел, может быть записан в журнал и оценка снижается (оценка по поведению влияет на рейтинг для ухода в увольнение)

7

Воспитательный процесс

- знакомство с планов воспитательной работы на курсе;
- внеурочная деятельность;
- дополнительное образование (работа кружков и секций)
- личное время нахимовца;
- время, отведенное для общения с родителями (в телефонном режиме)
- выходные и праздничные дни (рейтинговая система ухода в увольнения)
- каникулы (порядок убытия и прибытия)

10

Внешний вид и трудовое воспитание

Каждый день нахимовец обязан следить за своим внешнем видом, быть опрятным. Каждое утро наводить порядок в своей комнате, заправлять постель, и следить за порядком в гардеробной комнате закрепленном за ним месте.

11

Посещение воспитанников

Посещение воспитанников осуществляется только в выходной день в строго отведённое время в комнате посещений на КПП училища

12

Родительский комитет

Выбор председателя и членов родительского комитета

13

Стипендия

В течении всего обучения в училище каждый воспитанник получает стипендию в размере 1000.00 рублей.

14

Успеваемость

За итогами успеваемости своего ребенка можно проследить через LMS школу. Здесь же можно задать вопрос педагогу, обсудить пути решения возникших проблем с успеваемостью.

2. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе

Классный руководитель (воспитатель) делится наблюдени­ями о поведении воспитанников в значимых для них ситуациях (на уроках, в расположении спального корпуса, в личное время, на мероприятиях, в столовой и т. д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид воспитанника, и другие вопросы.

Родители должны понимать миссию училища как института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма знаний.

3. Анализ учебных достижений учащихся взвода

В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности (Адаптация к новому учебному заведению, отношение к учебе, выполнение самоподготовки). В самом начале стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.

4. Личные беседы с родителями

На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители воспитанников, имеющих проблемы в обучении, поведении или адаптации. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласна!».

Этап III. Осмысление итогов родительского собрания

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию к следующему собранию. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей.

Все это впоследствии станет предметом размышлений для воспитателя (классного руководителя). Предметом анализа должны также стать:

  • явка родителей, причины отсутствия;
  • персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу;
  • вопросы родителей в ходе собрания, их участие в обсуждении вопросов.

Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до начальника курса и коллег-воспитателей.

Советы классному руководителю по проведению собрания

  • Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
  • Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часов;
  • Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
  • Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
  • Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
  • Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием воспитанников.
  • Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов);
  • Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться и жить в новых жизненных условиях;
  • В личной беседе оценивайте успехи нахимовцев относительно их потенциальных возможностей;
  • Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит

  • Сравнивать успехи отдельных учащихся;
  • Давать негативную оценку всего класса;
  • Переоценивать значение отдельных предметов;
  • Избирать для общения назидательный тон.

Заключение

Без организации невозможно осуществить ни одно дело. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. Каждое собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся. Классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями, давать им возможность высказать свою точку зрения и мнение в ходе родительского собрания, а не после него. Родительское собрание не должно быть длительным по продолжительности. Главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность. И самое главное ваше родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.

Литература

  1. Людмила Петрановская «Тайная опора» - привязанности к жизни ребенка. Издательство АСТ Москва, 2018. - 288с.
  2. Дереклеева Н.И. «Родительские собрания 5-11 классы», М., «ВАКО», 2004.
  3. Дюкина О.В. «Родительские собрания», М., «ВАКО», 2008.
  4. Воскобойников В.М. «Как определить и развить способности ребенка» СПб, 1996.
  5. Коляда М.Г. «Шпаргалка для родителей», Донецк, 1998.

Интернет-ресурсы

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad - как подготовить и провести родительское собрание.
  2. https://urok.1sept.ru/article/567752/ - все для родителей.