Информатика рассматривается как важнейший компонент общего образования современного человека, играющий значимую роль в решении одной из приоритетных задач образования - развитие познавательной активности, формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков и основных психических качеств учащихся, в том числе и младших школьников.
Начальный этап обучения информатике носит развивающий характер и призван заложить основы общей информационной культуры школьников, дать первоначальные представления об информации и информационных процессах в окружающем мире, стать основой интеграции предметов начальной школы. Правильно организованная система внеурочной деятельности позволяет максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося. Встают вопросы «Как организовать внеурочную деятельность для всех и одновременно для каждого обучающегося?», «Как, используя часы внеурочной деятельности, вывести большее количество обучающихся на путь становления своего «Я»?
Применительно к информатике формы внеурочной воспитательной деятельности необходимо рассматривать с учетом этапов информатизации системы внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике. Они должны быть реализованы с учетом разнообразных мотивов детей и подростков в области информатики и представлены широким спектром фундаментальных, прикладных и интегрированных курсов.
Основными принципами организации внеурочной деятельности в нашей гимназии стали:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы гимназии;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Последовательность этапов формирования ИКТ-компететности:
- Определение информации.
- Управление информацией.
- Доступ к информации.
- Интеграция информации.
- Оценка информации.
- Создание информации.
- Передача информации.
Объект исследования: модель внеурочной деятельности в МБОУ «Гимназия п.Н.Куранах».
Предмет исследования: особенности организации внеурочной деятельности в кружке «Пиксель».
Цель: формирование ИКТ-компетентности обучающихся через реализацию программы внеурочной деятельности кружка «Пиксель».
Задачи:
- изучить и проанализировать методическую учебную и специальную литературу по выявлению форм организации внеурочной деятельности;
- рассмотреть особенности формирования ИКТ-компетентности обучающихся на занятиях внеурочной деятельности;
- разработать программу внеурочной деятельности кружка «Пиксель», способствующую развитию познавательных способностей;
- проверить эффективность внедрения программы через анализ работы кружка «Пиксель»;
- обобщить результаты исследования.
Гипотеза: реализация программы внеурочной деятельности кружка «Пиксель» будет способствовать формированию ИКТ-компетентности учащихся младших классов.
Методы исследования:
- анализ педагогической и методической литературы,
- методика накопления фактов из педагогической практики,
- метод наблюдения,
- анализ результатов исследования.
«Пиксель» 1 класс.
Целью программы является овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере и освоение основ проектно-творческой деятельности через создание мультипликационных фильмов в программе «Конструктор мультфильмов и комиксов «Мои любимые герои».
«Пиксель» 2 класс.
Целью программы является овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности через создание проектов мультипликационных сказок в программе «Конструктор мультфильмов «Мульти-Пульти».
«Пиксель» 3 класс.
Актуальность данной программы состоит в том, что робототехника в школе представляет учащимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал.
Цель программы: развитие навыков конструирования, моделирования, элементарного программирования.
Задачи:
- обучение решению творческих, нестандартных ситуаций на практике при конструировании и моделировании объектов окружающей действительности;
- развитие коммуникативных способностей учащихся, умения работать в группе, умения аргументировано представлять результаты своей деятельности, отстаивать свою точку зрения.
«Пиксель» 4 класс.
В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что современные тенденции требуют более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс.
Целью программы является овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности (издательское дело) в программе Word.
Задачи программы:
- умение использовать компьютерную грамотность в практической деятельности;
- формирование мышления и творческих способностей;
- развитие мышления и творческого воображения;
- эстетическое воспитание учащихся.
Формируются навыки, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Заключение
Главной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению. Именно внеурочная деятельность способствует развитию стремления к самосовершенствованию и обучению в первую очередь у детей с низкой мотивацией. Сейчас в школе формируется новое поколение, которому предстоит преобразование общества. Сегодняшним школьникам предстоит много сделать, а для этого им надо выйти из школы всесторонне развитыми, творческими людьми. Достичь этих целей можно только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.
В процессе проведения исследования реализованы поставленные задачи: изучена и проанализирована методическая учебная и специальная литература по выявлению форм организации внеурочной деятельности, из которых выбрана кружковая форма работы, как наиболее эффективная и подходящая на наш взгляд. Рассмотрены особенности формирования ИКТ-компетентности обучающихся на занятиях внеурочной деятельности, включающие в себя поэтапное формирование ИКТ-грамотности и повышение познавательного интереса. Разработана программа внеурочной деятельности кружка «Пиксель» для начальных классов. Проверена эффективность программы через анализ работы кружка «Пиксель», систему мониторингов и анализ портфолио обучающихся. В данной работе обобщены результаты исследования.