Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов (методическая разработка)

Разделы: Литература


Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречать с книгой как можно чаще? Именно эта проблема - формирование навыков чтения без насилия над ребенком на основе развития мыслительных процессов, на основе постоянного роста интереса ребенка к чтению - является актуальной. Основной точкой работы над проблемой является убеждение, что качество всех параметров может быть повышено не столько путем многократного прочитывания, сколько за счет овладения такими действиями, который дают качественный сдвиг в чтении. При этом обязательно учитывать возрастные психологические особенности ребенка.

Навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

I. Восприятие

Восприятие - это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств.

Чтение как психологический процесс начинается со зрительного восприятия. Оно происходит в два этапа: первичное восприятие и его обработка.

Для увеличения скорости и эффективности чтения необходимо:

  • увеличить ширину поля зрения;
  • уменьшить число фиксаций на одну строчку печатного текста, т.е. формировать умение воспринимать в одну фиксацию большее число печатных знаков;
  • сократить время каждой отдельной фиксации;
  • избавиться от регрессий;
  • развитие антиципации текста.

1. Упражнение на увеличение поля зрения проводиться следующим образом:

  • подготовительный этап - зафиксировать взгляд в центре таблицы, видеть ее целиком и найти все видимые цифры или буквы по порядку нарастания в цифровом ряду или алфавите (время выполнения 25 секунд);
  • исполнительный этап - последовательный поиск всех цифр или букв. Найденные буквы указываются карандашом.

а) При работе с буквенной таблицей после выполнения основных упражнений предлагается игра «Печатная машинка».

«Напечатать» называемые учителем слова (это могут быть словарные слова на уроках русского языка; термины - на уроке «Мир вокруг нас» и т.д.)

е

м

т

а

о

И

Ю

г

ш

р

х

в

П

Й

З

Э

Ё

У

Ф

Б

Я

Ч

Д

Л

к

ц

ц

н

щ

Ж

б) По типу предыдущего упражнения используются слоговые таблицы и таблицы слов. Сначала проводится работа над расширением поля зрения, а затем карандашом указываются слоги из называемых слов, предложений.

Лимон, панама. У Оли лимон. У Коли панама.

ли

ма

Па

О

Ко

На

ка

у

мон

2. Следующее упражнение. В ряду слов предлагается найти слово, идентичное тому, которое в начале строки, и выделено жирным шрифтом.

Вол/мол мул вол волк столб болт вол тол вот
Мак/маг мак мат мал смак бак мак лак мак рак гак
Ручка/тучка кучка рубка ручка рюмка речка
Маска/ манка марка каска пасха маска миска

Быстро передвигаясь по строчке найти два одинаковых слова.

Каркас карась карат каркать карниз карниз карст
Катер кратер катет катет катион катод каток

3. Упражнения, направленные на сокращение времени каждой отдельной фиксации.

  • быстрое чтение слов в столбцах по вертикали, когда каждое предыдущее слово закрывается карточкой;
  • назвать предмет, слово, словосочетание, показанное за минимальную единицу времени.

4. Избавление от регрессий.

Для избавления регрессий используется такой вид работы, как чтение с карточкой.

(2х5см). ребенок придерживая карточку левой рукой, закрывает ею уже прочитанные слова. Таким образом, он не дает себе возможности вернуться к уже прочитанному. Карточка должна двигаться в одном заданном темпе, что стимулирует достаточно быстрый темп чтения.

5. Развитие антиципации текста.

А) На доске написаны скороговорка или придуманное детьми четверостишие, загадка.

После предварительного прочтения учитель убирает окончания нескольких слов и просит восстановить текст. Убираются целые слова, восстановить текст предлагается по памяти.

Б) Прочитать предложения, у которых пропущены окончания отдельных слов. Для этого задания подбираются тексты из известного детям произведения «Репка»

По.. де.. ре.. . Вы.. ре.. бо..-пре.. . Ста.. де.. ре.. тя.. . Тя.. - потя.., вы.. не мо..

В) Восстановить слова на основе заданных комбинаций согласных.

Написать слова, у которых есть такие согласные:

  • К - н (кино, океан, конь, окно …)
  • С - л (сила, соль, осёл, село, слон…)

Г) Дописать пропущенные слова в пословицах, фразеологизмах, предложениях.

Он сам во всём …

Сделал дело …

Дверь была…

Тише едешь …

Д) Восстанови диалог:

- Ты уже читал эту книгу?

- …

- Я тебе дам её почитать.

- …

- Ты что, медленно читаешь?

Дети самостоятельно придумывают диалоги и предлагают одноклассникам их восстановить.

II. Развитие внимания

Чтение - вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико, так как без умения сосредоточиться, организовать внимание, быстрое чтение невозможно.

Поэтому ученикам предлагаются такие задания, позволяющие повысить уровень внимания, развить такие свойства внимания, как усидчивость, распределение, переключение, а также увеличить объем внимания.

1) Для расширения объема и распределения внимания используются корректурные пробы.

М - а / м с а ы у м а м а у ы с у о н о с а м и у о;

У - ы / м с а у с ы п а м л е ы и у ы а о д т ж и р.

2) Для развития избирательного внимания используется методика Мюнстерберга. Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их:

К н о с л и к п р с л о н т д к в о л к м и т

П р щ у к а т ь к а р а с ь т п с о м т д н

Найти общее понятие для слов каждого ряда. Какое из них лишнее?

3) Найти ошибки в тексте:

Я вчера буду купаться.
Мы завтра были на даче.

III. Чтение и память

Игровые упражнения, направленные на развитие вербальной памяти детей.

  1. Игра «Слова» (записать как можно больше слов к определенной теме)
  2. Игра «Кто больше запомнит?» (первый участник называет любое слово, следующий повторяет названное слово и называет свое и т.д.)
  3. Игра «Запоминаем, рисуя» (список из 20 слов, последовательно называют слова, после каждого названного слова считают до трех, за это время ученик знаком рисует названное слово, в конце игры он должен назвать слова по порядку)
  4. Игра «Запоминаем слова»(проводится в парах)

IV. Приемы осмысления текста

Первый прием: выделение опорных пунктов предполагает деление текста на части, его смысловую группировку, т.е. выделение в тексте основных идей, значимых слов, фраз, и из них создание логической цепи.

Второй прием: антиципация - предвосхищение или смысловая догадка.

Третий прием: реципация - мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникающих во время чтения.

Определение смысловой структуры текст:

  • Подобрать к каждому заголовку (пункту плана) соответствующую часть текста (определить, где она заканчивается).
  • Работа с деформированным текстом:
      собери рассыпанные тексты;
    • собери предложения из частей.
  • Нарисуй структуру текста, изображая каждую часть кругом. Впиши заглавия этих частей.
  • Разбери текст на смысловые части. Выдели главную мысль в каждой смысловой части текста.

Работа над прогнозированием текста.

  1. Допиши словосочетания.
  2. Дополни предложение.
  3. Допиши текст.
  4. Восстанови пропущенные строчки в произведении.

Предложенные упражнения позволяют работать над развитием навыков быстрого чтения на любом уроке. Эти упражнения не занимают много времени на уроке, а дидактический и раздаточный материал, подготовленный для формирования навыка чтения, можно использовать для решения других учебных задач.

Найти способы повышения скорости чтения можно на сайтах

  1. http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=2454
  2. http://festival.1september.ru/articles/418413/
  3. http://www.zanimatika.ru/neobyiknovennoe-chtenie/chitat-beglo-i-ili-osoznanno.html
  4. http://gulshkola1.ucoz.ru/blog/2008-02-05-7
  5. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,34505/Itemid,118/