Про того, у кого «ветер в голове, или Про скрепки

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4


Работая в школе, заметила, что каждый четвертый год у нас, учителей начальных классов, «високосный». Каждые четыре года мы вновь за одну руку берем первоклассников, за другую руку их родителей.

И каждые четыре года нам жизнь преподносит ящик, как в передаче «Что? Где? Когда?» Только вопросы другие. И вопросов намного больше. Из множества вопросов выделю три…

Кто? Как? Зачем?

КТО? Современный ученик.

Как хочется, чтобы в школу приходили здоровые, творческие и любознательные, направленные на саморазвитие и самостоятельность, социально ответственные дети… Обладающие умением ставить и решать проблему, с критическом и системным мышлением, с умением работать с информацией и с коммуникативными умениями, да еще и умеющие слушать и слышать. Мечта, а не ученик. И такую мечту нам диктуют ФГОС.

Вернемся в реальность 21 века? Ускорение темпа жизни. На детей обрушивается огромный поток информации. И под этим обвалом информации, словами В.А.Сухомлинского, «исчезают и пытливость, и любознательность» учеников.

Современные дети просто избалованы впечатлениями. Кружки, секции, бассейн, репетиторы, аниматоры на семейных праздника. Исчезает время на игры во дворе, исчезает общение. Друзей в соцсетях много, а со сверстниками дружить разучились.

От излишней опеки родителей уходит самостоятельность и инициативность.

А еще часто болеют, быстро устают.

Вот исчезает жизненная необходимость в получении знаний. Исчезает интерес.

И выбегают с урока на перемену «сломя голову». А до этого сидели тихо-тихо, или «улетали в облака», мечтая о чём-то своём. У них точно «ветер в голове».

«Вот была б такая скрепка или специальный клей, чтоб они держали крепко улетающих детей» (Клод Руа, перевод Михаила Яснова)

Как заинтересовать таких учеников, вселить в них уверенность в своих силах, какие условия создать для познавательной активности таких детей?

КАК?

Если взять количество технологий в педагогике по Селевко Г.К., это примерно около ста, умножить на количество учебных предметов, которые ведет учитель начальных классов, далее умножить на количество методов и приемов работы с технологиями, получится приблизительно более двух миллионов ответов на вопрос КАК?

Да и ФГОС подсказывает, что надо формировать функциональную грамотность, как «условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности»(Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.)

Мой педагогический опыт осваивает уже ФГОС третьего поколения. И сколько бы этих поколений ни было, у учителя главная задача - это качественное обучение, развитие способностей детей самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Эти способности не развить без внимания. «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира», сказал К.Д.Ушинский.

Ответ на вопрос КАК? я нахожу в педагогическом методе, которые назвала «эффект скрепки».

Прямое назначение этого предмета… Что делать? Соединять. Закреплять. Фиксировать.

Любой урок можно сравнить с «ломаной линией». А системность в организации урока и логическая взаимосвязь этапов указывает на то, чтобы эта линия была замкнутая. И вершинами этой замкнутой будут так называемые мной «скрепки». Соединение, закрепление и фиксация.

Мне очень повезло, я работаю в начальной школе. У детей младшего школьного возраста есть такое качество, с которым работает данный «эффект скрепки». Это умение удивляться! А познание начинается с удивления.

СОЕДИНЕНИЕ

Прием этой «скрепки» я сформулировала так: «Соединять несоединимое».

Что общего между скрипкой, очками, зеркалом и куском сыра? А как Робин Бобин оказался в школе кулинаров?

Как связаны молоко и лягушка? Книжка и корова?

А нарисованный очаг в каморке папы Карло с билетом на балет? Что общего между деревянным кочем (кораблем) и зданием МГУ?

Вы сможете ответить на эти вопросы, если их вам зададут? Не сразу. Но при этом начинается мыслительная деятельность.

«Соединяя несоединимое» запускаю определенную эмоциональную реакцию.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Информация в головах детей размещается, точно в компьютере, в файловые папки, которые прочно закрываются.

И уже извлечь информацию из этих файловых папок ребенок иногда не может.

Помочь открыть эти папки и воспользоваться полученной информацией помогает такая система «скрепок», при которой используя знания и опыт ученика, решаются поставленные задачи и проблемы, некая педагогическая поддержка ученика, нацеливание его на результат.

Еще в 2006 году, разрабатывая рабочую тетрадь «Устная речь», понимала, что работа с любой информацией развивает речь младшего школьника. Именно речь является способом познания действительности. Дети с развитой речью успешнее.

Но… В начале было слово. (Евангелие от Иоанна)

Да и за словом в карман не полезешь. А вот в учебники, словари, книги, в интернет-ресурсы сам ФГОС велел…

«ПроСТО слово»

На примере данного приема покажу, как работаю над привлечением внимания и закреплением интереса «улетающих» детей.

В начале учебного дня определяю ключевое слово. Условия - найти информацию с ним на всех предметах без исключения. Зафиксировать в некой шпаргалке найденную информацию. Поместить в конце дня в итоговую ведомость, на всех ли предметах удалось прочитать, найти, услышать данное слово и связанные с ним сведения.

Итоги можно подводить в конце дня, за неделю, за модуль.

Приведу конкретный пример.

«Словом дня» определен союз «ЕСЛИ».

Литературное чтение. С.Михалков «Если взять все эти лужи и соединить в одну, и потом у этой лужи сесть, измерить глубину…» и еще две строфы, которые начинаются на «если».

Окружающий мир. «Экономика и экология». Что будет, если произойдет… Находят ситуации с данным словом.

Математика. А там нет информации с таким словом. Но надо внимательно слушать друг друга, то при решении уравнения можно услышать «Если произведение разделить на известный множитель, то получится неизвестный».

Литературное чтение на родном языке. Текст Ольги Марковны Гурьян «Мальчик из Холмогор». Из него, узнаем, что Ломоносов поступил в школу в 19 лет. Читаем информацию о школе. «В Спасских школах - четыре низших, два средних и два высших класса». Михайло через полгода переходит во второй класс, к концу года в третий. Если он так же усердно будет учиться, во сколько лет он закончит школу?

Лингвистика. Работа с пословицей. Если идет работа, спать неохота…

Шахматная азбука. Если пешка, дойдет до конца шахматной доски…

Вот и читают внимательно, перечитывают, ищут, а самое главное слушают учителя и друг друга. Этот прием еще и дисциплинирует, нельзя вслух говорить, где это слово встретилось, это некое соревнование, личное первенство. На звание «самый внимательный», «самый наблюдательный», «самый старательный»… самый… самый…

Отлично работает этот прием с первоклассниками, когда нужно научить следить за текстом, понимать прочитанное, передать информацию с заданным словом.

В самом начале определяет слово учитель. Это может быть не только слово дня, но и герой дня, действие дня, событие дня, картина дня.

Любят дети, когда сами определяют слово дня. Обязательно в конце делаем выводы, какую роль несет ключевое слово. В приведенном примере союз «ЕСЛИ», по мнению детей, отвечает за воображение, фантазию, за некоторые условия.

Немного о шпаргалках. Это стикеры, на которых дети фиксируют страницу, абзац, начало предложения, пословицу, фразеологизм. Все то, что напомнило бы им о слове.

Кто проверяет? При парной работе - друг у друга. В группе - ответственный, которого назначают сами дети или учитель. Самопроверка тоже может иметь место.

Так выглядит итоговая ведомость и итоговая диаграмма результатов за модуль.

При работе с приемом данной «скрепки» решается основная задача - это научить свободно владеть всеми видами речевой деятельности, уметь слушать и слышать, а также самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Как это точно подметил К.Д.Ушинский: «Надо обязательно формировать у детей умение зорко наблюдать, правильно сводить наблюдения в одну мысль и верно выражать эту мысль словами».

ФИКСАЦИЯ

Значение слова «фиксировать» делать прочным, постоянным. Эта «скрепка» ответит на важный вопрос ЗАЧЕМ? ЗАЧЕМ это надо?

Я уверена, что «успех школьника может создать только тот, кто сам переживает счастье успеха». Вот и создаешь ситуацию удачи, доверия, поддержки и доброты. Это дает возможность почувствовать радость достижений и побед.

И при этом, обойтись без громких слов и нравоучений! Не сломать и не нарушить неповторимую индивидуальность. Потому что ждут… Ждут от меня веры в свои способности, поддержки и понимания.

Я заменила слова «ты ошибся», «неверно» и «неправильно» словами «не хватило пяти минут Моцарта». Многие, наверное, слышали, что прослушивание произведений Моцарта стимулирует работу мозга и благотворно воздействует на мышление. Музыка, как «скрепка» часто с нами на уроках.

Согласна с Малколм Форбсом, что успех приходит к тому, кто делает то, что любит. А что любят дети?

Играть. Искать. Фантазировать. Творить.

А мне остается только этим воспользоваться.

Не навязывать верное единственное решение, а давать возможность самому пробовать, действовать, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты.

Вот и бегут с вопросами. Их вопросы не кончаются. Не молчат, спорят, говорят, делятся… Значит, у меня получилось. Значит, смогла заинтересовать, увлечь, затронуть душу, зацепить за живое…

Скажешь ребенку приятное и позитивное и видишь его живую радость. Радость от встречи с неизведанным. Не это ли огромное счастье учителя?

Счастье не в конечном результате, а в процессе его достижения, процитирую Гёте. Вот и идёт это счастье нога в ногу с громадным желанием развивать и совершенствовать.

Нет и не может быть абсолютно одинаковых взглядов и позиций, нет точных подсказок, где найти эти «скрепки». Да и ряд «скрепок» продолжать можно бесконечно. Только в единстве, во взаимосвязи они помогают современным детям не потеряться в огромнейшей лавине информации, а файловые папки в голове учеников смогут всегда открываться при жизненной необходимости.