Летние литературные недели для детей с особыми образовательными потребностями в детском саду “Поиграем-Почитаем”

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование


Лето - лучшее время для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего развития. Основная цель работы педагогического коллектива в летний оздоровительный период - это создание в дошкольном учреждении максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы и развития познавательного интереса дошкольников.

С целью развития у дошкольников с особыми образовательными потребностями интереса к художественной литературе и чтению книг, формирования умения чувствовать красоту и выразительность поэтического слова нами в июне 2023 года были подготовлены и проведены "Литературные недели".

Деление на недели было условным. Наибольшее количество занятий было посвящено русским народным и авторским сказкам. Также прошли недели поэзии и рассказов. А последние дни были полностью посвящены работе с книгой.

В занятиях принимали участие дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет, имеющие особые образовательные потребности, в том числе сочетанные нарушения и отставание в развитии, а также воспитанники, испытывающие трудности в освоении основной образовательной программы.

Работа в формате литературных недель позволила нам решить целый ряд образовательных, развивающих и воспитательных задач:

  • Развивать навыки общения со сверстниками, взрослыми и окружающей природой с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
  • Формировать навыки активности и самостоятельного мышления;
  • Обеспечить широкие возможности для использования всех органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира;
  • Формировать навыки самостоятельного обдуманного речевого высказывания и диалога со сверстниками и взрослыми;
  • Развивать самостоятельную игровую и театрализованно-игровую деятельность;
  • Продолжать работу по формированию гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств;
  • Формировать представление об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.

Организованные формы образовательной деятельности были спланированы в групповой форме как в помещении, так и на улице с включением подвижных игр, с элементами соревнований, развлечений.

Неделя сказок

Ребята вспомнили о том, что бывают сказки народные и авторские, сказки волшебные и сказки о животных. Подробно познакомились с творчеством В. Сутеева. Послушали и посмотрели сказки "Жихарка" и "Гуси-лебеди". По всем сказкам ребята выполнили ряд развивающих и творческих игровых заданий, направленных на закрепление изученных в течении года лексических тем, совершенствование грамматических навыков и связной речи, а также неречевых психических функций и мелкой моторики.

Выполнение всех заданий вызывало у ребят живой интерес, использование пальчикового кукольного театра для проигрывания сказочных сюжетов помогло ребятам проявить свои актерские и творческие способности: с помощью педагогов наши воспитанники сами создавали декорации.

Неделя поэзии

На этой неделе мы с ребятами постарались найти ответы на следующие вопросы: Чем поэт отличается от писателя? Что такое рифма? Кто сочинил стихи про игрушки? Что бывает вечером, когда делать нечего?

Мы вспоминали известных детских поэтов и их произведения, читали стихи наизусть, угадывали стихотворение по иллюстрации и с помощью пазлов. Поработали над выразительностью и созданием образа при чтении наизусть.

На занятиях ребята познакомились со стихами-загадками и стихами-считалками. Послушали стихи об игрушках и людях, и, конечно, о природе. Стихи А.С.Пушкина, А.Н.Плещеева, И.З.Сурикова, Ф.И.Тютчева помогли ребятам живо представить русскую природу во всем её великолепии в каждом из четырех времен года. На одном из занятий стихи-загадки "Мир растений" были представлены в виде кроссворда, ответы в который дети вписывали самостоятельно.

Неделя рассказа

В сердце каждого юного читателя особое место занимают рассказы о родной природе. А веселые рассказы В.Драгунского "Заколдованная буква" и Н.Носова "Мишкина каша" никого не оставят равнодушными. Ребята познакомились с рассказом В.Бианки "Кто чем поёт?", посмотрели иллюстрации Н.Чарушина и послушали в аудиозаписи пение героев рассказа, звуки живой природы. Это вызвало у слушателей особый восторг, восхищение! Ребята задавали много вопросов, просили повторить аудио записи, а значит такое занятие по-настоящему заинтересовало их.

Книжкина неделя

С помощью родителей наших воспитанников мы организовали выставку детских книг, на которой были представлены издания всех жанров художественной литературы, с которыми мы знакомили ребят ранее. Дети увидели насколько разными бывают книги. Среди них были: книжки-игрушки, книги-пазлы, подарочные издания и даже "книжки-старушки", которые бережно сохранили бабушки для своих внуков.

Ребята сравнили печатную и электронную книгу, порассуждали о том, какая из них лучше и почему. Подержав книги в руках, пролистав их, дети поняли, что книги требуют к себе бережного отношения! Мы сформулировали правила обращения с книгами и представили их в виде картинок-символов. С ребятами мы организовали мини-мастерскую для ремонта книг.

Завершились литературные недели выставкой книг и викториной.

В современном мире дети всё больше и больше находятся под влиянием IT-индустрии, а интерес к живому общению угасает. Мы рассматриваем книгу не только как источник знаний, но и как посредника в построении диалога между ребёнком и взрослым, как участника и помощника в этом диалоге. Формат "литературные недели" позволил нам погрузить детей в мир художественной литературы, а детям позволил сделать более уверенные и осознанные шаги в этот увлекательный мир.

Таким образом, пропедевтика формирования читательских компетенций стала одной из первостепенных задач нашей работы. Достойным продолжением литературных недель мы видим мероприятия, направленные на возрождение традиций семейного чтения.