Урок по теме "Плесневые грибы"

Разделы: Биология, Мастер-класс

Класс: 6

Ключевые слова: плесневые грибы


Предмет: биология.
Класс: 6.

Тема урока: Плесневые грибы.

Технология: ИКТ технология.

Цель урока: сформировать у обучающихся знания о плесневых грибах, их строении, значении в природе и жизни человека.

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Планируемые результаты:

предметные

метапредметные

личностные

Формирование общенаучных знаний:
- знать особенности строения плесневых грибов;
- знать основные особенности жизнедеятельности грибов.
- рассмотреть клеточное строение под микроскопом;
- анализировать и сравнивать строение грибов под микроскопом с их изображениями на микрофотографиях и рисунках, обобщать факты и явления;
- оформлять полученные результаты лабораторной работы;
- определить значение плесневых грибов в природе и жизни человека;
- понимать смысл биологических терминов: микология, мицелий, спорангии, конидии, конидиеносцы, микориза.

- познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.
- коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие работая в парах;
- регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

Формирование положительного эмоционального настроя на урок;
- формирование мотивации обучения на основе проведения лабораторной работы, интересных видеофрагментов
- понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

1. Мобилизующий этап.

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на дальнейшую работу в классе.

Приветствие учеников. Добрый день, дорогие ребята, предлагаю начать урок с просмотра видеофрагмента.

- Скажите, пожалуйста, о чем идет речь?
- Скажите, о каком чуде они говорили?
- Ваши варианты?
Это отрывок из фильма о советском микробиологе, эпидемиологе, создательнице антибиотика СССР, который был в 1,5 раза эффективнее в сравнении с аналогами американских партнеров.
В годы Великой Отечественной войны основное количество смертей раненых бойцов приходилось на гнойно-асептические осложнения. Бороться с ними тогда не умели. Препараты зарубежного пенициллина не продавали.
Зинаиде Виссарионовне Ермольевой, возглавлявшей тогда Всесоюзный институт экспериментальной медицины, правительство поручило создать отечественный аналог антибиотика, что она и сделала.
В 1942 году появился первый советский антибактериальный препарат под названием «Крустозин», а уже в 1943-м его запустили в массовое производство.
Использование этого лекарства в армии резко снизило смертность и заболеваемость, связанную с гнойной инфекцией. Практически до 80% раненых стали возвращаться в строй. Изобретённый Ермольевой препарат в конце 40-х годов исследовали зарубежные учёные и пришли к выводу, что по своей эффективности он превосходит заокеанский пенициллин. Тогда Зинаида Ермольева и получила почётное имя - Мадам Пенициллин».
По некоторым оценкам, благодаря этому антибиотику в годы войны и после нее были спасены около 200 млн человек. Открытие этого препарата не раз признавалось одним из важнейших научных достижений в истории человечества. Пенициллин - антибиотик, обладающий широким антимикробным действием.
- Как думаете, из чего его получают?
- Какая тема нашего сегодняшнего занятия? Какова тема нашего урока?

Обучающиеся готовятся к уроку, настраиваются на работу.

Просмотр видеофрагмента отрывок из фильма «Открытая книга»

Предполагаемые ответы обучающиеся: «медицинское средство», «вакцина», «пенициллин» …)

Видеофрагмент «Плесень». Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Она сказочно красива, но вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима. Она упоминается в священных книгах и приводит в отчаяние ученых. Она способна управлять огромными массами людей и менять ход истории. Все это - о ПЛЕСЕНИ. Микроскопические споры плесени находятся повсюду: в воздухе, домах, они легко проникают в организм человека, вызывая микозы и аллергии, а в случае ослабленного иммунитета - смерть.
Плесень - это грибы, представители совершенно отдельного и огромного царства. Грибки могут расти на самых разных поверхностях - животного или растительного происхождения, на живом и мертвом материале. Ученые находили их даже на ракетном топливе.
Предполагаемые ответы обучающиеся: «получают из некоторых видов плесневого грибка рода Penicillium»
Обучающиеся формулируют тему урока:
«Плесневые грибы», записывают тему в тетрадь.
Просмотр видеофрагмента.

- Как называется наука, изучающая плесень?

Микология

2. Мотивационный этап. Целеполагание.

Учитель актуализирует знания обучающихся с использованием программы Plickers.
Давайте проверим, что вы знаете о плесневых грибах с помощью программы Plickers.
Я установила на телефон приложение Plickers, зарегистрировалась на сайте Plickers.com., распечатала специальные карточки с номерами и буквами. Обратите, пожалуйста, внимание на экран, в базе «Plickers» создан учебный класс с фамилиями и именами ребят нашего класса, каждому из вас присваивается порядковый номер.
Карточка - квадратной формы, каждой стороне соответствует свой вариант ответа (A, B, C, D).
Я задаю вопрос, вы выбираете правильный вариант ответа и поднимаете карточку соответствующей стороной кверху, с помощью мобильного приложения я сканирую ваши ответы. Результаты видны на доске и сохраняются в базе данных.
Молодцы, но вижу возникли затруднения. Почему? И какие?
Вот мы и выяснили, что мы многое еще не знаем о плесневых грибах.
Какова цель нашего сегодняшнего урока? На столе стоят микроскопы, поставьте цели урока.
Как мы будем достигать цель? Что нам необходимо?

Обучающиеся поднимают карточки с ответами.

Обучающиеся отвечают, что недостаточно знают о плесневых грибах.
Формулируют цель урока:
познакомиться с особенностями строения плесневых грибов, узнать их многообразие.

3. Организация познавательной деятельности

Лабораторная работа.
Познакомимся со строением плесневых грибов. Ваша задача разобраться в строении, пользуясь инструктивной картой. Инструктаж по технике безопасности.
Плесень - это бытовое, а не научное понятие. Собирательным словом «плесень» называют колонии грибков. Плесень - это гриб, который имеет микроскопическое строение, но ее можно увидеть невооруженным глазом. Виды плесени очень разнообразны.
Плесневые грибы распространены повсеместно.
Работа с текстом инструктивной карты.

Как вы думаете, где растут плесневые грибы?

Учитель задает наводящие вопросы по теме урока.
Что представляет собой мицелий мукора?
Чем пеницилл отличается от мукора?

Учитель предлагает оформить лабораторную работу, ответить письменно на вопросы, сформулировать вывод.

В тёплых влажных местах, на питательных средах. Такими питательными средами могут быть как разлагающиеся животные и растительные остатки, так и продукты питания человека, запасы кормов, предметы быта, на гниющих остатках растений. Мицелий мукора бесцветный, он не разделён перегородками и представляет собой одну гигантскую многоядерную разветвлённую клетку. На приподнимающихся воздушных гифах развиваются органы бесполого размножения - спорангии. По мере созревания спор они чернеют и лопаются. Мельчайшие споры разлетаются и разносятся потоками воздуха. Если спора мукора попадёт на питательную среду, она прорастает и образует новый мицелий.
Отличается тем, что его ветвящиеся нити разделены перегородками на отдельные клетки.

4. Динамическая пауза

Физкультминутка (Видеофрагмент)

Обучающиеся просматривают видеофрагмент и выполняют физические упражнения.

5. Закрепление изученного материала
Первичная проверка понимания

Учитель проверяет первичное понимание темы урока с использованием программы Plickers.
Давайте проверим, что вы узнали о плесневых грибах с помощью программы Plickers.
Напоминаю, карточка - квадратной формы, каждой стороне соответствует свой вариант ответа (A, B, C, D).
Я задаю вопрос, вы выбираете правильный вариант ответа и поднимаете карточку соответствующей стороной кверху, с помощью мобильного приложения я сканирую ваши ответы. Результаты видны на доске.

Закрепление материала, работа использованием программы Plickers, обучающиеся поднимают карточки с ответами.

6. Подведение итогов

Учитель побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения о результативности достижения учебной цели.
Давайте вспомним цель урока, достигнута ли она?
Каковы итоги урока?
Какие выводы можно сделать?

Обучающиеся делают выводы относительно результативности урока.

7. Рефлексия

Учитель побуждает обучающихся оценить свою работу на уроке, ответив на вопросы в конце лабораторной работы в тетради.
Выскажите своё мнение об уроке в тетради по вопросам:
Я узнал на уроке…….
Теперь я умею…….
Я хотел бы………
Чему научились?
Что вас поразило?
На какие вопросы вы хотели бы найти ответ?

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке.

8. Домашнее задание

Учитель дает творческое задание составить презентацию по теме «Значение плесневых грибов в природе и жизни человека»

Используемые источники

  1. Трайтак Д.И. Биология. Живые организмы. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ под ред. В.В.Пасечника. - М.: Мнемозина, 2020.
  2. https://postnauka.ru/faq/72133
  3. https://www.plickers.com
  4. https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E
  5. https://www.yaklass.ru/p/biologia/5-klass/izuchaem-tcarstvo-griby-14965/otlichitelnye-priznaki-i-znachenie-gribov-14746/re-96f8bd0c-b763-4de2-a88a-661710fd8e53