Конспект урока по теме "Любовь в лирике Ф.И.Тютчева"

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии

Класс: 10

Ключевые слова: любовная лирика, Ф.И.Тютчев


Класс: 10.

Предмет: литература.

Единица содержания: структурно-содержательный анализ как способ работы с художественным текстом.

Цель урока:

обучающий аспект:

  • уметь применять способ структурно-содержательного анализа (познавательные универсальные учебные действия);
  • знать литературоведческие термины (эпитеты, метафоры, ассонанс, аллитерация, цветопись, психологический параллелизм) и понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания поэтического произведения (познавательные универсальные учебные действия);
  • уметь определять смысловое содержание произведения (познавательные универсальные учебные действия);

развивающий аспект:

  • развивать логическое мышление при подборе аргументов для подтверждения собственной позиции, сопоставлять факты и суждения, выделять причинно-следственные связи, делать выводы (личностные универсальные учебные действия);
  • развивать монологическую речь с применением литературоведческих терминов при выражении собственного мнения (коммуникативные универсальные учебные действия);
  • развивать эмоциональный интеллект при создании творческой работы (личностные универсальные учебные действия);

воспитывающий аспект:

  • воспитывать ценностно-смысловое восприятие поэтического произведения (личностные универсальные учебные действия);
  • формировать эстетический вкус при изучении художественных средств русского языка, используемых при создании поэтических образов литературных произведений (личностные универсальные учебные действия);
  • воспитывать культуру продуктивной совместной деятельности (коммуникативные универсальные учебные действия).

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Этапы урока:

  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
  • домашнее задание;
  • применение знаний и способов деятельности;
  • подведение итогов на рефлексивной основе.

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. 10 мин.

Задача: обеспечение мотивации, актуализация знаний
Методы: репродуктивный
Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Проводит фронтальный опрос - актуализация темы (Приложение 1).

Формулирует цели через постановку проблемного вопроса.

Организует работу по реализации инд. домашнего задания и активному слушанию (обращает внимание на заполнение рабочего листа в тетради).

Оценивает работу за реализацию индивидуального домашнего задания - отметка.

1. Слушают учителя и отвечают на вопросы.
2. Определяют проблемные вопросы (цель) урока.
3. Слушают Сергея. «Адресаты любовной лирики Тютчева» (Приложение 2), заполняют таблицу (Приложение 3).

Информация о домашнем задании. 3 мин.

Задача: фиксация содержания домашнего задания
Методы: репродуктивный
Форма работы: индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задаёт домашнее задание по выбору (Приложение 4).

Слушают ДЗ и по необходимости задают вопросы.

Применение знаний и способов действий. 25 мин.

Задача: обеспечение умения самостоятельно в комплексе применить знания в стандартной и новой ситуациях.
Методы: репродуктивный, продуктивный.
Форма работы: групповая, индивидуальная.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организует групповую работу. Анализ лирического текста - приём осмысленного чтения «Структурно-содержательный анализ» (Приложение 5).

Работают в группе. Выполняют структурно-содержательный анализ текста. Готовят выступление.

Группа 1
Сергей
Тимур
Дарья
Андрей
Сергей

Группа 2
Егор
Дмитрий
Кристина
Олеся
Александр

2. Организует взаимооценку работы в группе по критериям.

Критерии оценивания групповой работы:

Глубина, полнота ответа - 2 балла (0-1-2)

Аргументированность ответа:

- приведено 2 и более примера - 2 балла;
- приведён один пример - 1 балл;
- не приведено примеров - 0 баллов.

Речь (языковое оформление ответа) - 2 балла (0-1-2)

2. Взаимооценка групповой работы (по критериям).

3. Организует работу по ознакомительному чтению стихотворений Тютчева о любви.

Оценивает инд. д/з (Александр)

3. Слушают стихотворение, во время прослушивания определяют адресатов лирики. (Источники информации: видеофрагмент - актёрское чтение; романс «Я встретил Вас…»; выразительное чтение стихотворения обучающимся (Александр - инд. д/з).

4. Проводит проверку в формате верно / неверно (задание по функциональной грамотности) (Приложение 6).

Критерии оценивания работы:
Всё верно - 2 балла.
Допущены 1-2 ошибки - 1 балл.
Выбраны другие варианты ответа или ответ отсутствует - 0 баллов.

4. Выполняют задание и самопроверку по образцу.

Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе. 7 мин.

Задача: обеспечение оценки собственной деятельности с учетом поставленных в начале урока целей.
Методы: репродуктивный.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организует рефлексию. Приём «Карточки-мотиваторы» (Приложение 7)
2. Организует итоговое оценивание по количеству набранных за урок баллов.

1. Отвечают на поставленный в начале урока проблемный вопрос. Осуществляют выбор мотиватора, поясняют свой выбор.
Выставляют отметку по количеству набранных баллов по шкале:
7-8 баллов - «5»
5-6 баллов - «4»
3-4 балла - «3»