Патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики

Разделы: Краеведение, Патриотическое воспитание

Ключевые слова: патриотическое воспитание


В современной российской школе особое внимание уделяется патриотическому воспитанию учеников. Такая необходимость возникла в последние десятилетия, в связи с выявленным низким уровнем патриотизма среди жителей страны.

Музейная педагогика в этом случае является отличным способом повысить уровень сформированности патриотизма среди школьников. Проведя теоретический анализ практической музейно-педагогической деятельности, в 1934 году К.Фризен предложил ввести термин «музейная педагогика» - художественное воспитание музейными средствами с опорой на просветительскую работу и музейную дидактику [2].

В России понятие «музейная педагогика» начало употребляться с начала 1970 годов и постепенно получало все большее распространение. В 1982 году Аврам Моисеевич Разгон на конференции в Иваново «Музей и школа» первым сказал о том, что создание такой научной дисциплины, как музейная педагогика, «находящейся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной практической задачей» [3].

Основное внимание музейной педагогики сосредоточено на детской и подростковой аудитории. В этой связи главным в музейной педагогике становится создание многоступенчатой системы музейного образования, приобщение посетителей к музею и его культуре [4]. В современных исследованиях музейная педагогика - это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему [5].

В рамках данной статьи, было проведено исследование уровня сформированности патриотического воспитания среди учеников МБОУ СОШ №10 станицы Медведовской, Муниципального образования Тимашевский район. Всего в исследовании приняли участие 50 респондентов в возрасте от 12 до 17 лет.

Была поставлена следующая цель исследования - выявить уровень сформированности патриотического воспитания и отношения к музейной педагогике у подростков. Ученикам необходимо было заполнить анкету, которая состояла из 10 вопросов, среди которых были открытые и закрытые вопросы, вопросы с одним и несколькими вариантами выбора.

Рассмотрим результаты нашего анкетирования более подробно.

1. Первый вопрос звучал так: «Являетесь ли вы патриотом?», 59% учеников дали утвердительный ответ, 23% - дали отрицательный ответ, затруднились ответить - 18% школьников (Таблица 1).

- Являетесь ли вы патриотом?

Таблица 1

Ответы

Количество выборов

1

Да

59%

2

Нет

23%

3

Не знаю

18%

Согласно ответам, у учеников школы средний уровень сформированности патриотизма. Но, стоит также разобраться в том, что действительно подразумевают ученики под определением «патриот».

2. Второй вопрос анкетирования звучал так: «В чем на Ваш взгляд наиболее ярко проявляется патриотизм?». Были зафиксированы следующие ответы (Таблица 2):

- В чем на Ваш взгляд наиболее ярко проявляется патриотизм?

Таблица 2

Ответы

Количество выборов

1

В любви к Родине

15%

2

В желании делать свою страну лучше

29%

3

В желании защищать родную страну

31%

4

В желании жить, работать в своей стране

5%

5

В заботе о своем доме, семье, родном городе/станице/поселке

16%

5

В поддержке власти/президента

4%

Таким образом, по мнению респондентов, патриотизм - это любовь к своей Родине, стране, городу; желание защищать свою семью, свою землю, заботиться о Родине, жить и работать на родной земле.

3. Далее мы спросили, посещают ли наши респонденты мероприятия, посвященные историческим событиям края/страны (Таблица 3).

- Посещаете ли Вы городские мероприятия, посвященные историческим/литературным событиям края/страны?

Таблица 3

Ответы

Количество выборов

1

Да

54%

2

Редко

24%

3

Не знаю

22%

Большая часть анкетируемых ответили утвердительно - 54%, 24% ответили, что изредка посещают такие мероприятия, остальные, 22% респондентов, ответили отрицательно.

4. Вся группа анкетируемых учеников не смогла назвать конкретных мероприятий, посвященных историческим событиям края, а ограничилась лишь общими формулировками, такими, как: Парад Победы, Первомайский парад, День Рождения А.С.Пушкина (отмечается на площади Пушкина), концерты кубанского казачьего хора и т.п.

5. Пятый вопрос был посвящен музею, расположенному на территории школы №10. Мы спросили: «Когда Вы последний раз были в музее?» (Таблица 4).

- Когда Вы последний раз были в музее?

Таблица 4

Ответы

Количество выборов

1

В этом году

22%

2

Более года назад

16%

3

Очень давно

13%

4

Никогда

51%

22% ответили, что были последний раз в этом году, 16% были более года назад, 13% - очень давно, остальные 51% анкетируемых ответили, что никогда не были в данном музее.

7. При ответе на вопрос «Принимали ли Вы в последнее время участие в мероприятиях патриотического характера (круглый стол, туристско-краеведческие походы, праздники)?» были получены следующие результаты (Таблица 5):

- Принимали ли Вы в последнее время участие в мероприятиях патриотического характера (круглый стол, туристско-краеведческие походы, праздники)?

Таблица 5

Ответы

Количество выборов

1

Да

46%

2

Нет

54%

8. Современное состояние российского социума характеризуется проявлением значительного интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности. Очевидно, что сегодня решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребностей в духовно-нравственном совершенствовании, от уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России [1]. В связи с этим участники опроса указали, какие направления должны быть приоритетными в деятельности государства для воспитания патриотических ценностей среди молодёжи.

Так, 31% респондентов отмечают, что государству следует заниматься воспитанием уже в детском саду, школе, институте; создавать патриотические кружки, клубы, проводить военно-патриотические игры - 25%; улучшать условия жизни населения (создавать рабочие места, повышать зарплату, предоставлять жильё) - 20%; патриотическая тематика должна быть больше представлена в СМИ, нужна цензура - 15%. Затрудняются что-либо посоветовать в этом направлении 10 % опрошенных. Поэтому основным средством для решения этой важной и сложной задачи должно стать активное включение подростков в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения.

9. Мы попытались также выявить отношение респондентов к разнопрофильным музеям (Таблица 6).

- Музеи какого цикла Вам нравятся больше всего?

Таблица 6

Ответы

Количество выборов

1

Музеи эстетического цикла

45%

2

Музеи художественного цикла

34%

3

Музеи исторического цикла

21%

45% студентов отметили, что готовы общаться с музеями эстетического цикла, 34% проголосовало за художественные музеи и 21% - за музеи исторического цикла.

10. Заключительный вопрос звучал так: Хотели бы Вы более активно принимать участие в патриотических мероприятиях/быть организатором таких мероприятий? Большая часть респондентов - 65% ответили, что хотели бы больше участвовать в подобных мероприятиях, в том числе и быть организатором; затруднились однозначно ответить 26%, отрицательно ответили - 9% человек.

Результаты первичного опроса учеников позволили сделать вывод о недостаточном уровне сформированности патриотической направленности в обучении и необходимости проведения специальной работы по ее развитию. Тем более, что большинство проанкетированных учеников проявили интерес к данного вида мероприятиям (65%).

На основании статистического исследования мы пришли к выводу, что заниматься развитием патриотического воспитания учеников школы необходимо. Результаты проведенного анкетирования стали предпосылкой для разработки программы патриотического воспитания средствами музейной педагогики в МБОУ СОШ №10.

Список использованных источников

  1. Лутовинов, В.И. Военно-патриотическое воспитание молодежи [Текст] / В.И.Лутовинов // под общ. ред. С.В.Смульского. - М.: Изд. РАГС, 2019. - 172 с.
  2. Лутовинов, В.И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления [Текст] // Педагогика безопасности, 2019. - №78. С. 27-32.
  3. Макарчук, Я.В. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики. Диссертация на соискание степени канд. пед. наук, Абакан, 2018. С. 64.
  4. Матвеева, С.В. Воспитание патриотизма у старшеклассников в условиях целостного педагогического процесса в современной общеобразовательной школе [Текст]: дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. / С.В.Матвеева. - Нижний Новгород, 2016-205 с.
  5. Мышева, Т.П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте / под ред. Н.П.Рыжих. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. Пед. ин-та, 2018. - 160 с.