Smart Notebook: инновационная технология обучения английскому языку

Разделы: Иностранные языки

Класс: 5

Ключевые слова: английский язык


Как показывает практика, использование инновационных образовательных технологий нa уроках обучения английского языка является основным проявлением положительных результатов творческой деятельности, которая в свою очередь влечет зa собой повышение мотивации учеников. В связи с поиском более современных форм и методов работы по повышению уровня образования возрос интерес к интерактивным технологиям, использование которых способствует более успешному усвоению учебного материала. Актуальным новшеством становится активное использование интерактивного пособия Smart Notebook как инновационного средства повышения качества процесса обучения за счет интерактивности, наглядности и динамичности подачи материала [2]. Использование интерактивной доски является эффективным средством вовлечения обучающихся в активный процесс познания на основе использования интерактивных способов обучения, что позволяет создать условия, способствующие формированию и развитию различных компетенций обучаемых. Из всего многообразия возможностей Smart Notebook, в данной статье мы хотим выделить некоторые элементы, направленные на развитие коммуникативной компетенции на иностранном языке [1].

Табл. 1. Основные элементы Smart Notebook

Речевая компетенция: развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме).

Для введения или активизации материала урока, повторения и закрепления речевых моделей и грамматических структур, совершенствования навыков чтения и восприятия иноязычной речи на слух, контроля и самоконтроля знаний используются тематические тексты, проверочные упражнения, картинки и аудио- и видеоматериалы (при обучении чтению нами используются элементы «Установи соответствие», «Восстанови текст» или «Выдели необходимую информацию»). При отработке грамматического материала можно использовать элементы: «Найди ошибку», «Убери лишнее», «Заполни пропуски».

Языковая компетенция: овладение новыми языковыми средствами в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке.

Для проведения фонетической и речевой зарядки, введения и отработки лексики и речевых моделей, активизации грамматического материала, обучению правописанию и восприятию иноязычной речи на слух наиболее эффективными являются такие приемы, как: «Распредели по группам», «Убери лишнее», «Сопоставь», «Заполни пропуски».

Социокультурная компетенция: приобщение учащихся к культуре, традициям страны изучаемого языка; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.

Можно использовать элемент «Презентация», «Поиск в Интернете». Необходимую информацию можно найти непосредственно в процессе работы с доской. Также можно создавать и проводить страноведческие викторины.

Компенсаторная компетенция: развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств.

Элементы: «Соотнеси реплики в диалоге», «Продолжи предложение».

Учебно-познавательная компетенция: дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.

Доступный интерфейс. Можно использовать материалы с разных сайтов.

Задания, созданные в Smart Notebook, дают больше возможностей для активного участия обучающихся в учебном процессе. Они облегчают понимание сложного материала в процессе динамичного его введения и предоставляет учителю новые виды и формы работы на уроке. Хотелось бы остановиться на возможностях интерактивной доски. Суть работы с доской заключается в том, что участники учебного процесса действия выполняют на экране посредством специального маркера.

Как было упомянуто выше, данная программа позволяет создавать интерактивные упражнения и уроки самим. Помимо этого, учитель может свободно воспользоваться набором интерактивных заданий, которые уже содержатся в данной программе. Ниже предлагаем вашему вниманию часть заданий, созданных нами для урока с применением интерактивной доски и программы Smart Notebook по теме «Irregular Verbs» в 5 классе:

Imаge mаtch - «Соответствие» - задача ученика соединить слово с картинкой. Ученики стилусом двигают и подставляют слова под нужную картинку. Чаще всего данный тип упражнений подходит для первичного закрепления лексического материла.

Game «Domino» - ученики должны найти пары неправильных глаголов (по аналогии игры «Домино»). Такие задания эффективно срабатывают во время отработки закрепления новых знаний.

Category Sort - «Разделение на группы» - требуется распределить слова на две или три категории. Данное упражнение подойдет для работы с лексическим материалом, фразовыми глаголами или речевыми конструкциями.

Arranging words - «Размещение слов» - требуется расставить слова по смыслу в текст. Это задание можно предложить после прослушивания текста или в качестве опоры при пересказе.

Race - «Гонка» - учащиеся делятся на команды и состязаются в гонке. В процессе гонки на каждом этапе нужно правильно ответить на вопрос. Если ответ выбран верный, прибавляется скорость и команда вырывается вперед.

Такого рода задания вызывают большой интерес у обучающихся. На их выполнение тратится меньше времени, чем на аналогичные упражнения в тетрадях и учебнике. Наш опыт работы с интерактивной доской показал эффективное положительное влияние ее возможностей, новизны, наглядности, интерактивности, обратной связи, сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы, а также личностно-ориентированного обучения. Работа с интерактивной доской и программным обеспечением SMART NOTEBOOK повышает уровень восприятия материала за счет комбинации различных форм передачи информации - визуальной, звуковой и тактильной. Использование интерактивной доски и программного обеспечения Smart Notebook в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала обучающимися при экономии времени, а также мотивирует на успешность. Урок становится живым, вызывает заинтересованность, способствует совершенствованию практических знаний и речевых умений, развитию социокультурной компетенции.

Список литературы

  1. Воронкова О.Б.: Инф ормационные технологии в образовании: интерактивные методы. - Ростов на/Д: Феникс, 2010
  2. Хижнякова Л.Г. О применении интерактивной доски Smart Notebook в процессе преподавания английского языка.- Москва: Просвещение, 2012.- [Электронный ресурс]. URL: http://iyazyki.prosv.ru/ (дата обращения: 16.03.2021). - материал взят с сайта Просвещение http://iyazyki.prosv.ru/2012/12/interactive-table/