Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ТНР

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: мнемотехника, дети с ТНР


«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое.

В речи детей с ТНР, кроме проблем звукопроизношения существуют множество других проблем:

  • высказывания короткие;
  • состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;
  • отличаются непоследовательностью;
  • содержат низкий уровень информативности;

Поэтому перед воспитателями групп компенсирующей направленности встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для детей с ТНР обусловлена тем, что как раз в дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Это уникальная система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

Мнемотехника помогает развивать:

  • зрительную и слуховую память;
  • зрительное и слуховое внимание;
  • воображение;
  • восприятие;
  • развивает кругозор;
  • развивает все стороны речи.

Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель должен поставить перед собой следующие задачи:

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8.Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному. Её можно разделить на три этапа:

  • 1 этап: Знакомство с символами. Этот этап работы ещё называют - работа с мнемоквадратами.
  • 2 этап: Учим детей «читать» простые схемы из 2-4 символов, а так же учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют - работа с мнемодорожками.
  • 3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Мнемоквадрат - структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы.

Это квадрат (лист бумаги), на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.

Мнемодорожки - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории, рассказывать скороговорки, заучивать стихотворения.

Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно - схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок - желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.

Нужно отметить, если вы сделали, например волка - изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.

Мнемотаблицы, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Обучение по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

  • 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  • 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
  • 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности:

  • при заучивании стихов, потешек, скороговорок;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при отгадывании и загадывании загадок;

Пересказ - более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности.

Если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Заучивание стихов, скороговорок, чистоговорок

Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Этапы работы по запоминанию стихотворений:

  • Выразительно прочитать стихотворение (с родителем, педагогом).
  • Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  • Ответить на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания текста).
  • Разобрать непонятные слова и определения.
  • Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Можно побуждать детей договаривать фразы.
  • Повторить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  • Рассказать стихотворение.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

В практике своей работы при заучивании стихотворений используем прием - «изготовление книжки и запись в нее стихотворения». Используем этот прием в старших группах. На самом первом из занятий, такого типа, объясняем детям, что сегодня они будут делать книжку. В книжке много страничек. В книжке мы будем делать рисунки. Каждая страничка-рисунок будет о чем-то рассказывать, чтобы потом книжку можно было «читать». Далее изготавливаем первую книжку.

После первичного чтения стихотворения предлагаем детям сделать зарисовку на каждый отрывок стихотворения. Читаем по строчкам и рисуем в своей «книжке» на доске, а дети повторяют рисунки в своих книжках (чтобы ускорить процесс изготовления книжки на занятии, делаем изображение простым карандашом, а после занятия можно предложить детям разукрасить свои рисунки). Каждая строка стихотворения - схема. После зарисовки читаем стихотворение и предлагаем детям всем вместе прочесть его, продвигая свой пальчик по страничкам книги. А потом читаем индивидуально по своим книжкам.

Так же в своей работе по заучиванию стихов используем авторский дидактический материал «Волшебные колечки» (автор - Довальтер Татьяна Ивановновна). Данный дидактический материал представляет собой бумажные колечки, на которых изображены рисунки или схемы.

Этапы работы с «Волшебными колечками»:

  • 1 этап. Выбор стихотворения для заучивания.
  • 2 этап. Выразительное чтение стиха.
  • 3 этап. Разбивание стихотворения на части.
  • 4 этап. Чтение данной строки для каждой части сопровождается надеванием «колечка».
  • 5 этап. Повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью «колечек».
  • 6 этап. Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи колечек.

С помощью этого дидактического пособия и эмоционального настроя на позитивный результат, дети получили от этого огромное удовольствие. Ведь у детей проявляется фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихов, и кроме этого, у них развиваются творческие способности.

Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Элементами модели описательного рассказа становятся символы- заместители качественных характеристик объекта: принадлежность к родовидовому понятию; величина; цвет, форма; составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); как он используется (какую пользу приносит)?; за что нравится (не нравится)?

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их также используют :

  • в последовательности одевания и раздевания
  • при дежурстве
  • при работе в центре познавательно-исследовательской деятельности
  • по нравственному воспитанию
  • по трудовому воспитанию
  • на физ. воспитании.
  • на прогулке.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.

Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета; раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна

Результаты обучения детей с использованием мнемотехники.

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.