План-конспект занятия «Сопровождение ударно-шумовыми музыкальными инструментами пьесы «Мишка с куклой». 1-й год обучения

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку», Дополнительное образование


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Тема: «Ансамбль ударно-шумовых инструментов».

Тип занятия: комбинированный.

Форма проведения занятия: групповая.

Методы проведения занятия: словесный, наглядно-иллюстративный, рассказ, музыкальное сопровождение.

Цель: формирование навыков игры на шумовых музыкальных инструментах при исполнении музыкальных пьес.

Задачи:

Образовательные:

  • развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления)
  • познакомить обучающихся с краткой историей русских народных шумовых инструментов
  • научить применять шумовые инструменты при сопровождении инструментальной пьесы.

Развивающие:

  • развивать чувство ритма при игре на шумовых инструментах

Воспитательные:

  • прививать уважительное отношение к народным музыкальным инструментам

Оборудование: синтезатор, фонограмма к пьесе «Мишка с куклой», набор шумовых музыкальных инструментов (трещетки, бубен, ложки, рубель).

Ход занятия

1. Организационная часть занятия

Здравствуйте, дорогие ребята. Тема сегодняшнего занятия «Сопровождение шумовыми музыкальными инструментами пьесы «Мишка с куклой».

2. Основная часть занятия

Сегодня мы с вами научимся играть на шумовых музыкальных инструментах. Исполним ритмический рисунки на ударных инструментах под песню «Мишка с куклой». Но прежде чем приступить к основной части занятия необходимо разыграть наши пальчики. Итак, приготовьте свои пальчики рук.

Игра-упражнение

«Веер». Собрали пальчики в кулачки, затем выпрямляем поочереди пальчики, начиная с мизинца. Затем собираем пальчики в кулачки, начиная с мизинца и заканчивая большим пальчиком.

«Пианист». Стучим каждым пальчиком правой руки по столу, затем левой. А теперь двумя руками одновременно.

- Молодцы, ребята! Свою инструментальную игру вы будете сопровождать пением, поэтому, чтобы наши голосовые связки были подготовлены к исполнению песни вам необходимо распеться.

Распевка «Я-ох-ти», «На горе, на горе сосна», «Веники» (10-11 мин.)

Объяснение нового материала

А сейчас мы переходим к основной части нашего занятия, знакомство с шумовыми инструментами.

Первые инструменты на земле появились тогда, когда человек только становился человеком. Русские народные музыкальные инструменты разделяются на несколько видов: струнные, баян, духовые, ударные. На сегодняшнем занятии мы с вами поговорим об ударных инструментах. Шумовыми эти инструменты называются потому, что на них нельзя выиграть мелодию.

- Как вы думаете, какой первый ударный инструмент был на Руси?

- Деревянные ложки.

- Правильно. Ложки - простейший музыкальный инструмент. Используются русскими народными музыкантами в качестве ритмического музыкального инструмента. (Слайд 4)

Игра на ложках достигала в прошлом веке высокого мастерства, о виртуозах-ложечниках сохранились в литературе весьма восторженные отзывы. Ложечники выступали соло, сопровождали пение и пляски, а также входили в состав различных ансамблей. В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Оттого что размеры ложек разные возникает впечатление чередования звуков по высоте. В начале ХХ в. В мастерских стали изготовлять ложки с бубенцами и колокольчиками. В наше время ложки узаконили свое место не только в домашних ансамблях и самодеятельных оркестрах, но и на профессиональной сцене.

Какие еще шумовые инструменты вы знаете?

- Бубны, трещотки, бубенцы.

- Молодцы! (слайд 5)

Бубен - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки. Распространен бубен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны с длинной ручкой у народов Сибири и Дальнего Востока. Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов (слайд 6).

Трещотки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письменных свидетельств нет. Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками. Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом (слайд 7).

Рубель, как и ложки, был предметом повседневного быта русского народа. Им пользовались в прежние времена, когда не было утюга.

Отличие музыкального рубеля от бытового в том, что первый - пустотелый, а второй - цельный. Пустотелый звучит более громко, насыщенно. Рубелем хорошо подчеркивать исполнение всякого рода коротких арпеджио или форшлагов. Злоупотреблять им не следует, так как звучание может стать назойливым.

3. Повторение изученного материала

Давайте сейчас повторим песню « Мишка с куклой». Прежде чем приступить к исполнению на инструментах, каждому из вас я дам определенный ритм, который вы сначала прохлопайте в ладоши, затем будете исполнять на инструментах. Счет 1и 2и. Размер 2/4.

Базовый уровень: исполняют ритмический рисунок на первую и ли вторую доли - по 2 восьмых.

Продвинутый уровень: исполняют ритмический рисунок только на вторую долю или на счет 2- и.

4. Практическая часть занятия

Исполнять пьесу нам помогут юные балалаечки (продвинутый уровень). Давайте послушаем пьесу в их исполнении. Ученики исполняют пьесу «Мишка с куклой» на балалайках. Прием игры - pizzicato большим пальчиком правой руки. Темп умеренный. Счет 1 -и 2- и.

А теперь вместе с балалаечниками играет ударно - шумовая группа.

Играть на ударных инструментах мы будет во время припева, злоупотреблять всеми шумовыми инструментами не следует, так как звучание может заглушить всю песню. Исполнение пьесы.

- Молодцы, ребята!

Валеологическая пауза

- Мы с вами еще раз пропоем и сыграем песню, но для начала проведем валеологическую паузу. Ведь лучший отдых - это смена деятельности.

Купим мы бабушка тебе курочку

Купим мы бабушка тебе курочку
Купим мы бабушка тебе курочку
Курочка по зернышкам куда-так-так
Купим мы бабушка тебе уточку
Купим мы бабушка тебе уточку
Уточка тя тя-тя-тя

Курочка по зернышкам куда-так-так
Купим мы бабушка тебе индюшонка
Купим мы бабушка тебе индюшонка
Индюшонок шалды-балды
Уточка тя тя-тя-тя

Курочка по зернышкам куда-так-так
Купим мы бабушка тебе поросенка
Купим мы бабушка тебе поросенка
Поросенок хрюки-хрюки
Индюшонок шалды-балды
Уточка тя тя-тя-тя

Курочка по зернышкам куда-так-так
Купим мы бабушка тебе коровенка
Купим мы бабушка тебе коровенка
Коровенок муки-муки
Поросенок хрюки-хрюки
Индюшонок шалды-балды
Уточка тя тя-тя-тя

Курочка по зернышкам куда-так-так
Купим мы бабушка тебе телевизор
Купим мы бабушка тебе телевизор
Телевизор время-факты
Дикторша тра-ля-ля-ля
Коровенок муки-муки
Поросенок хрюки-хрюки
Индюшонок шалды-балды
Уточка тя тя-тя-тя

Курочка по зернышкам куда-так-так
Купим мы бабушка тебе жигуленок
Купим мы бабушка тебе жигуленок
Жигуленок вжики-вжики
Телевизор время-факты
Дикторша тра-ля-ля-ля
Коровенок муки-муки
Поросенок хрюки-хрюки
Индюшонок шалды-балды
Уточка тя тя-тя-тя
Курочка по зернышкам куда-так-так

5. Закрепление

- А теперь давайте с вами повторим нашу песню и с аккомпанируем себе на шумовых инструментах. В результате мы выявим кто из вас самый ритмичный, внимательный, выразительный.

Звучит фонограмма «Мишка с куклой», дети поют песню и аккомпанируют на шумовых инструментах.

Подведение итогов

- Считаю, что у вас все получилось, но некоторые из вас более отличились. Давайте подумаем и скажем, кто из вас был более ритмичный, более внимательный, кто лучше овладел инструментом, кто наиболее точно играл в характере песни (учащиеся называют имя).

- Думаю, что у вас получилось довольно хорошо. Подводя итог нашего занятия, мне бы хотелось узнать у вас, что вы сегодня узнали нового для себя.

- Познакомились с различными шумовыми музыкальными инструментами.

- Научились играть на них.

- Научились аккомпанировать песне.

- Скажите, пожалуйста, что развивается при игре на этих инструментах?

- Чувство ритма.

И в завершении занятия мне бы хотелось узнать, какое у вас настроение в конце занятии. Здесь находятся бубны двух цветов: красный - плохое настроение, желтый - хорошее настроение Вы можете подойти и взять бубен того цвета, которого у вас сейчас настроение.

Дети выбирают цветные бубны которые соответствуют их настроению.

Наше занятие закончено. Всем спасибо.

Литература

  • Кочеков В.Ф. Ударные и духовые русские народные музыкальные инструменты: учеб.-метод. пособие /
  • Кочеков В.Ф. Прасолов А.А.; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2006. - 48 с.

Приложение

1. Презентация к занятию.
2. Видеофрагмент выступления ансамбля струнных инструментов с ударно-шумовой группой на концерте.