Закрепление правописания частицы НЕ с разными частями речи

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Ключевые слова: правописание частицы НЕ с разными частями речи


Урок обобщения и закрепления изученного.

Цели:

  • систематизировать и обобщить сведения по орфограмме "[Не] с частями речи".

Задачи:

  • формировать навык написания [не] со словами разных частей речи.
  • развитие логического мышления, умения анализировать, синтезировать.
  • воспитание интереса к родному языку.
  • формировать навык взаимоконтроля и самоконтроля.

Оборудование:

  • портфолио,
  • презентация,
  • индивидуальные тестовые задания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Определение целей и задач урока

- На доске несколько примеров с орфограммой. Определите, какая орфограмма? Именно она станет предметом нашей беседы и работы на уроке сегодня.

  • (не) обладающий фактом
  • поступил (не) по-товарищески
  • очень (не) красивый зонт
  • (не) доедал во время войны
  • (не) лепица
  • (не) седьмой класс
  • (не) знал причины
  • (не) взирал на трудности
  • (не) мне сказали.

- с 5 по 7 класс мы изучали эту орфограмму, однако по отдельности каждую часть речи, а сегодня систематизируем все теоретические сведения по правописанию "[Не] с частями речи". А в конце урока вернёмся к данным примерам (записанным на доске) и легко раскроем скобки.

III. Обобщение теоретических сведений

- Итак, составляем конспект в портфолио. Работаем в 3 группах; опираемся на знания конспекта, составленные в 5, 6 и 7 классах.

  • 1 группа готовит конспект "[Не] с прилагательными, существительными, наречиями".
  • 2 группа: [Не] с глаголами, деепричастиями; [Не] с числительным, с местоимением.
  • 3 группа: [Не] с причастием;

- Совместно с делегатами от каждой группы составляем обобщающий опорный конспект.

1. [Не] с существительными, прилагательными, наречиями на -о,-е.

Слитно

Раздельно

1. без [Не] не употребляется.
H/p: нелепый.

2. можно заменить синонимом.
H/p: неурожайный год (голодный год).

1. наличие противопоставления с союзом а.
H/p: не широкая, а узкая.
NB! (лат.nota bene - "надо запомнить")
- Неширокая, а спокойная река
- Неширокая, но рыбная река.

- В этих примерах противопоставления нет.

2. слова усиления
далеко не + отрицательные
вовсе не местоимения и наречия.
отнюдь не ничуть не…
никому не…
никогда не…
и др.
H/p: ничуть не глупый

3. полное отрицание
H/p: я не гений
он не шмель
с прилагательными

4. с прил. цвета:
H/p: он не красный

5. с относительными и притяжательными
прилагательными.
H/p: не лисий хвост
не серебряный браслет

6. степень сравнения
H/p: не хуже других
не самый умный

7. словарные слова
H/p: не рад
не готов
не должен
не горазд
не нужен

* Наречия не на -о, -е рассматриваем по другому правилу:

1) если без [не] не употребляется, то [не] пишем слитно.

H/p: неподалёку.

2) если без [не] употребляется, то [не] пишем раздельно.

H/p: не по-зимнему одет.

2. [Не] с глаголами, деепричастиями

РАЗДЕЛЬНО

H/p: не крикнул * приставка недо со значением "мало, ниже нормы"

не вызывая H/p: недосолил суп

не оглянувшись. недосмотрел за ребёнком

СЛИТНО, если без [не] употребляется.

H/p:

  • негодуя
  • негодовать.

Отличать от производных предлогов невзирая на = вопреки

несмотря на

3. Не с числительными, местоимениями

Раздельно:

H/p:

  • не пить
  • не все
  • не каждый
  • не двадцать пятый

NB! Правописание отрицательных и неопределённых местоимений зависит от наличия или отсутствия предлога м/у отрицательными частицами [не] и [ни] и местоимением.

H/p: не у кого ни с кем

некого никем

4. Не с причастием

Слитно

Раздельно

1. без [не] не употребляется
2. одиночное
H/p: несуществующий мир.
3. со словами меры и степени:
очень
крайне
весьма
чрезвычайно
совершенно
абсолютно
H/p: крайне невоспитанный

1. наличие противопоставления с союзом а
2. слова усиления.
3. Наличие зависимого слова
H/p: не написанное вовремя письмо
4. краткое причастие
H/p: статья не продумана

IV. Закрепление материала. Практическое применение теории по данной орфограмме

1) Работа в группах. Раздаются конверты с одним и тем же практическим материалом. У каждой группы своё индивидуальное задание.

  • 1 группа: перечислить слова, которые пишутся с [не] слитно.
  • 2 группа: раздельное написание слов с [не] перечислить
  • 3 группа: указать пункт конспекта, определяющий написание слова

H/p: несмотря на болезнь №3 (правописание гл., дееприч., мат-л *).

Проверка осуществляется экспертами, которые выбраны учителем в каждой группе в начале работы над этим заданием, т. е. 1-ю группу проверяет эксперт из 2-й группы, 2-ю из 3-й, 3-ю из 1-й. Если выступающий из какой-либо группы ошибается, то эксперт обращается к другим учащимся из этой же группы.

Примеры:

  • (Не) смотря на тёплую осень, дни стояли тёплые.
  • Вале (не) было скучно.
  • Обломов - ребёнок, а (не) безнравственный эгоист.
  • Мост ещё (не) построен.
  • (Не) высказанный упрёк светился в глазах героини.
  • Герой оказывается орудием (не) понятой им силы и погибает.
  • Клементьев ушёл, (не) кого позвать в гости.
  • В детстве Чехов был (не) истощим на выходки.
  • Друзья разъехались, и (не) кого позвать в гости.
  • Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не) большой, но быстрой речки.
  • (Не) наше пока это дело
  • Дружба с ним была далеко (не) легка.
  • Я (не) нашёл, что сказать.
  • (Не) городской сад, однако одно загляденье.
  • Всей жизни для этого (не) жаль.
  • Ничуть мы (не) злые, каждый в отдельности и вовсе добрый.
  • Почему ты мне (не) рад.
  • (Не) такой я тебя представлял.
  • Гол забил (не) шестнадцатый игрок, а первый.
  • Абсолютно (не) успевающий ученик из 8 класса.

Ответы:

1 группа - 1,3,5,8,9,10,20

2 группа - 2,4,6,7,11,12,13,14,15,16,17,18,19

3 группа

  1. №2
  2. №2
  3. №1
  4. №4
  5. №4
  6. №4
  7. №2
  8. №4
  9. №3
  10. №1
  11. №3
  12. №1
  13. №2
  14. №1
  15. №1
  16. №1
  17. №1
  18. №3
  19. №3
  20. №4

2) Раскроем скобки и определим, как пишутся слова, которые в начале урока помогли нам определить тему . Объяснение слов происходит согласно опорному конспекту.

V. Рефлексия. Подведение итогов, выставление отметок

- Что прежде всего нужно сделать, если встречается слово с [не]. (Определить часть речи, а уж потом применить портфолио).

Закончи предложения. Сегодня на уроке я научился … У меня получается… Мне следует потренироваться…

- Наиболее эрудированными сегодня были ….

- Покажите с помощью смайликов ваше настроение в конце урока.

VI. Д/з дифференцировано (каждый ученик выбирает сам)

  1. у. 394 (учебник 7 кл. "Русский язык" Авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская).
  2. составить рассказ на школьную тему из 5-6 предложений, в каждом из которых должно быть слово с [не], объяснить их правописание.