Рабочая программа учебного предмета «Индивидуальный проект» для 10–11-х классов

Разделы: Руководство учебным проектом

Классы: 10, 11


Пояснительная записка

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и др.). Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Рабочая программа курса составлена на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (последняя редакция);
  • Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ (последняя редакция);
  • приказа Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
  • приказа Минобрнауки РФ от 17.05.2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
  • примерной основной образовательной программой среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к структуре основной образовательной программы и одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 12 мая 2016 г. № 2/16);
  • письма Минобрнауки РФ от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»);
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
  • приказа Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» от 9 января 2014 года № 2;
  • Федерального перечня учебников, утвержденного приказами Минпросвещения РФ от 28.12.2018г. № 345,от 08.05.2019 N 233, от 20.05.2020 №254 (с изменениями от 23.12.2020 №766);
  • положения об индивидуальном проекте МБОУ СОШ №20;
  • учебного плана МБОУ СОШ №20 на 2022-2023 учебный год;
  • ООП СОО МБОУ СОШ №20;
  • рабочей программы воспитания МБОУ СОШ №20;
  • примерной программы метапредметного курса «Индивидуальный проект» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования /Д.А.Логинов. - Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018.

Цели и задачи изучения курса

Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Задачи курса:

  • реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы;
  • формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
  • повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий.

Общая характеристика учебного курса

Содержание программы в основном сфокусировано на процессах исследования и проектирования (в соответствии с ФГОС), но вместе с тем содержит необходимые отсылки к другим типам деятельности. При этом программа предполагает практические задания на освоение инструментария исследования и проектирования в их нормативном виде и в их возможной взаимосвязи.

Тематически программа построена таким образом, чтобы дать представление о самых необходимых аспектах, связанных с процессами исследования и проектирования, в соответствии с существующими культурными нормами. С помощью данного курса предполагается адаптирование этих норм для понимания и активного использования школьниками в своих проектах и исследованиях.

Большое значение для реализации программы имеют лица в статусе эксперта. Для старшеклассников, занимающихся проектами и исследованиями, чрезвычайно важна интеллектуально насыщенная среда, в которой их работа могла бы быть проанализирована с разных точек зрения. Регулярное сопровождение процесса работы над проектом или исследованием ведёт ответственный за это педагог. В дополнение обязательно нужны публичные слушания, во время которых проявляются и проверяются многие метапредметные и личностные результаты обучения в школе, достигнутые к моменту её окончания.

В качестве экспертов могут выступать учителя школы, выпускники школы - студенты вузов, представители власти, бизнеса, государственных структур, так или иначе связанных с тематикой и проблематикой работ старшеклассников. При этом важно понимать, что необходимо предварительное согласование с экспертами их позиции и функций. С одной стороны, эксперт должен честно указывать на слабые или ошибочные подходы в рассуждениях ученика, а с другой - непременно обозначать пути возможных решений, рекомендовать источники необходимой информации, дополнительные методики, с тем чтобы у автора идеи не опустились руки и не пропало желание продолжить работу.

Программа, по сути, является метапредметной, поскольку предполагает освоение ряда понятий, способов действия и организаторских навыков, стоящих «над» предметными способами работы ученика. К ним относятся постановка проблем, перевод проблем в задачи, схематизация и использование знаков и символов, организация рефлексии, сценирование события. Несмотря на то что программа называется «Индивидуальный учебный проект», значительная часть занятий предусматривает групповую и коллективную работу.

Описание места учебного курса в учебном плане

На уровне среднего общего образования курс «Индивидуальный проект» является обязательным и представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Программа курса «Индивидуальный проект» рассчитана на 67 учебных часов, на изучение курса в 10 классе предполагается выделить по 34 часа, в 11 классе - 33 часа (из расчета 1 час в неделю, всего 34 учебных недель в 10 классе, 33 - в 11 классе).

Сроки реализации программы - 2 года, 1 час в неделю.

Форма аттестации: предзащита/ защита проекта.

Формами контроля над усвоением материала могут служить отчёты по работам, самостоятельные творческие работы, тесты, итоговые учебно-исследовательские проекты. Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции или круглого стола, где заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской работе.

В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии: ИКТ, тьюторские технологии, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии, творческие проекты).

Для реализации программы используются пособия для педагога:

  1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление /Н.Г.Алексеев // Развитие личности. - 2002. - № 2. - С. 92-115.
  2. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы/ Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.Ю.Басик и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова. - М.: Просвещение, 2017.
  3. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе / В.С.Лазарев. - Сургут: РИО СурГПУ, 2014.
  4. Леонтович А.В. Исследовательская и проектная работа школьников.5-11 классы / А.В.Леонтович, А.С.Саввичев; под ред. А.В.Леонтовича. - М.: ВАКО, 2014.
  5. Логинов Д.А. Примерная программа метапредметного курса «Индивидуальный проект» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования /Д.А.Логинов. - Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018

Планируемые результаты освоения учебного курса

Планируемые личностные результаты включают:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
  • сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.

Планируемые метапредметные результаты включают:

  • освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике;
  • самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
  • способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Планируемые предметные результаты:

  • умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
  • владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

В результате освоения учебного курса «Индивидуальный проект»:

Учащиеся получат представление:

  • о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
  • о понятиях: концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
  • об отличительных особенностях исследования в гуманитарных областях и исследования в естественных науках;
  • об истории науки;
  • о новейших разработках в области науки и технологий;
  • о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.).

Учащиеся научатся:

  • решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
  • использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
  • использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
  • использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
  • использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
  • формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
  • восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
  • оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
  • находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
  • адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
  • адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
  • вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
  • самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
  • адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков.

Содержание учебного курса

10 КЛАСС

Модуль I. Введение (2 часа)

Цели, задачи и содержание курса обучения. Определение понятия «проект» и егопонятийно-содержательные элементы. Нормативная правовая база учебного курса«Индивидуальный проект». Виды проектных и исследовательских работ: доклад,тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья,научный отчет, реферат, проект, модель и др. История технологии проектов. Типоваяклассификация проектов в соответствии с требованиями ФГОС среднего общегообразования.

Модуль II. Организационные основы индивидуального проекта (3 часа)

Основные требования к проекту. Структура учебного проекта. Циклограмма работынад проектом. Классификация проектов (по доминирующей деятельности учащихся,характеру контактов, продолжительности). Формы продуктов проектной деятельности.Паспорт проекта. Оформление проектной папки. Виды презентации. Система оцениванияпроектной деятельности.

Модуль III. Методология проектирования, учебно-исследовательской (научной) деятельности, творчества (19 часов)

Общая характеристика проектной и учебно-исследовательской деятельности. Структураи специфика проектной и учебно-исследовательской (научной) деятельности. Основныепонятия: проблема, предмет и цель исследования. Взаимосвязи проблемы, предметаи цели исследования. Источники и условия исследовательского поиска.

Основные понятия для изучения: наука, факт, научное знание, закон, теория, логика, проблема, предмет, объект, цель исследования, диагностика, интерпретация.

Методы исследования и их характеристическая составляющая. Тема исследования. Актуальность исследования. Противоречия и проблемы. Определение объекта, предмета,гипотезы, цели и задач исследования. Исследовательские методы и методики. Методытеоретического и эмпирического исследования. Статистические методы и средстваформализации.

Основные понятия для изучения: тема исследования, актуальность, противоречие,проблема, объект, предмет, цель, задача, эмпирические методы, теоретические методы,методы диагностики, объяснения, наблюдения, эксперимента, опроса, метод беседы,метод изучения продуктов деятельности, статистические методы.

Вариативность поиска и обработки информации. Виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная), методы поиска информации. Этические законызаимствования информации, соблюдение авторских прав.

Модуль IV. Оформление исследовательского проекта

Оформление результатов исследования. Правила оформления письменных работучащихся. Основные требования к структуре работы. Оформление титульного листа.

Раздел «Введение». Основная часть работы. Выводы (заключения). Оформление спискалитературы, ссылок, рисунков, таблиц, формул.

Основные понятия для изучения: реферат, научный журнал, тезисы, компиляция текста, рабочий вариант, редактирование текста, введение, титульный лист, выводы, заключение, цитаты, ссылки, стилистические «запреты».

Модуль V. Предварительная защита проекта

11 КЛАСС

Модуль VI. Представление результатов исследовательского проекта

Защита исследовательского проекта, презентация проекта. Особенности подготовкик защите письменных работ. Подготовка текста выступления. Подготовка отзывови рецензий. Общие правила процедуры защиты письменных работ. Формы письменнойпродукции: доклад, реферат, тезисы, научный отчет, статья. Виды презентаций проектов.

«Подводные камни» защиты проекта, психологическая помощь. Понятие о научнойэтике, межличностное общение и коммуникативные навыки. Невербальное общениеи проблема эмоционального самовыражения. Вербальное общение. Технология коммуникации. Основные стили в общении. Рефлексия.

Основные понятия для изучения: доклад, статья, тезисы, научный отчет, научные семинары, научная и научно-практическая конференция, конгресс, симпозиум, монография,отзыв, рецензия, процедура защиты, «подводные камни» на защите.

Модуль VII. Индивидуальная практическая работа учащихся над проектом и индивидуальные консультации учителя

Редактирование текста и оформления работы, проектного продукта. Обсуждение способов оформления конечных результатов индивидуального проекта. Технология презентации.

Практическое овладение научным стилем. Написание текста исследовательской/проектной работы в соответствии с целями и задачами исследования, планом работы.

Модуль VIII. Итоговая защита

Тематическое планирование


п/п

Название модуля

Кол-во часов, отводимых
на освоение темы

10 класс

1

Введение

2

2

Организационные основы индивидуального проекта

3

3

Методология проектирования, учебно-исследовательской (научной) деятельности, творчества

19

4

Оформление исследовательского проекта

8

5

Предварительная защита проекта

2

ИТОГО:

34

11 класс

1

Представление результатов исследовательского проекта

12

2

Индивидуальная практическая работа учащихся

18

3

Итоговая защита

3

ИТОГО:

33

Средства обучения и воспитания

Список литературы

  1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление /Н.Г.Алексеев // Развитие личности. - 2002. - № 2. - С. 92-115.
  2. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы/ Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.Ю.Басик и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова. - М.: Просвещение, 2017.
  3. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе / В.С.Лазарев. - Сургут: РИО СурГПУ, 2014.
  4. Леонтович А.В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / А.В.Леонтович, А.С.Саввичев; под ред. А. В. Леонтовича. - М.: ВАКО, 2014.
  5. Логинов Д.А. Примерная программа метапредметного курса «Индивидуальный проект» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования /Д.А.Логинов. - Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018

Интернет-ресурсы

  1. Проект «Экологическая тропа» (https://komiinform.ru/news/164370/)
  2. IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758)
  3. Объект и предмет исследования - в чём разница?
  4. (https://nauchniestati.ru/blog/obekt-i-predmet-issledovaniya/)
  5. Всероссийский конкурс научно-технологических проектов (https://konkurs.sochisirius.ru/custom/about)
  6. Школьный кубок Преактум (http://preactum.ru/)
  7. Большой энциклопедический словарь (http://slovari.299.ru)
  8. Понятие «цель» (http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217)
  9. Лучшие стартапы и инвестиционные проекты в Интернете (https://startupnetwork.ru/startups/)
  10. Переработка пластиковых бутылок (http://promtu.ru/mini-zavodyi/mini-pererabotka-plastika)
  11. Кто такой эксперт и каким он должен быть (http://www.liveexpert.ru/forum/view/1257990)
  12. Как спорить с помощью метода Сократа (https://mensby.com/career/psychology/9209-how-to-argue-with-socrates-method)
  13. Проведение опросов (http://anketolog.ru)

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Индивидуальный проект» 10-11-й классы