Сборник заданий на формирование навыков XXI века

Разделы: Начальная школа


Задания на формирование критического мышления

Задание 1

Цель: формирование критического мышления.

4 класс.

Учебное содержание: задание «Редактор»

В горных лисах Азии жывёт гималайский мидветь. Он весь чорный а на грутке белое треугольное питно. Этот треугольник похож насалфедку.

У гималайского мидведя очень длинные ноги. Он быстро лазает подиревьям. Мидветь любит дикие ябл_ки яг_ды _рехи. Заберётся хитрый мишка начерёмуху наломает в_твей и объедает с них яг_ды. Зимой он спит в дупле большого дерева.

Был интересный случай. Спилили втайге огромный кедр привезли в долёкий посёлок. А из пустого внутри ствола сонный мидветь вылез.

Алгоритм работы учителя с заданием:

1) предлагает текст для редактирования

2) раздаёт листы групповой работы, бланки для оценки выполнения задания

3) управляет групповой динамикой

Алгоритм работы обучающихся с заданием:

1) Прочтите внимательно текст, который необходимо напечатать в одном из сборников для детей. В листе групповой работы отметьте, можно ли его напечатать в таком виде, обоснуйте свой ответ.

2) Составьте кластер допущенных ошибок в тексте.

3) Заполните таблицу орфограмм, которая поможет отредактировать текст:

Название орфограммы

Пример из текста

Способ проверки/правило правописания

Если испытываете затруднения, обратитесь к подсказке: алгоритм работы с изученными орфограммами.

4) Отредактируйте текст.

5) Учебные дисциплины: русский язык.

6) Форма выполнения задания: малые группы.

7) Активные методы обучения, использованные учителем: кластер, сводная таблица.

3 уровень: задание на оценку сформированности действия (самостоятельно).

Задание 2

Цель: формирование критического мышления.

3 класс.

Учебное содержание:

Ширина Садового кольца в Москве 55 м. Можайское шоссе на 20 м шире Тверской улицы, а Тверская улица на 15 м уже Садового кольца. Найди ширину Можайского шоссе.

Алгоритм работы учителя с заданием:

1) мотивирует к выполнению учебного задания

2) раздаёт бланки для оценки выполнения задания

3) организует процесс понимания и выполнения задания

Алгоритм работы обучающихся с заданием:

1) Если можно, запишите более удобную формулировку задачи.

2) Составьте кластер составных частей данной задачи.

3) Составьте схему-рассуждения для решения данной задачи.

4) Сколько обратных задач можно составить к данной?

5) Составь и реши одну из обратных задач.

Учебные дисциплины: математика.

Форма выполнения задания: индивидуально.

Активные методы обучения, использованные учителем: кластер, инсерт (в виде схемы-рассуждения к решению задачи).

2 уровень: задание на отработку навыка (по алгоритму).

Задание 3

Цель: формирование критического мышления.

2 класс.

Учебное содержание:

Практическая работа: Состояния и свойства воды.

Налить в стаканы воду и молоко. Сравнивая при помощи органов чувств воду и молоко, определить свойства воды: цвет, вкус, запах.

Опустить в стакан с водой и в стакан с молоком ложки, определить прозрачность.

Налить воду в разные сосуды, определить форму.

Налить воду на поверхность, провести наблюдение, вывести ещё одно свойство (текучесть).

Провести опыт с нагреванием воды - сделать выводы (проводит учитель, ученики только фиксируют свои наблюдения).

Практическая работа для выполнения дома. Блюдце с водой поставить в холодильник на ночь - зафиксировать свои наблюдения. Холодную ложку поднести к носику горячего чайника - записать результаты наблюдения. Положить ложку с каплями воды в морозильник - записать результаты наблюдения. Сделать выводы о переходе воды в разные состояния.

Провести исследования

Алгоритм работы учителя с заданием:

1) мотивирует к выполнению учебного задания

2) раздаёт материалы для проведения практической работы, листы групповой работы, бланки для оценки и самооценки выполнения задания

3) организует процесс понимания и выполнения задания, управляет групповой динамикой

Алгоритм работы обучающихся с заданием:

1) В ходе проведения практической работы заполните таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

2) Следуя инструкции в листах групповой работы проведите опыты.

3) Внесите результаты в сводную таблицу:

Сравните свойства воды в разных состояниях, укажите, какие свойства не меняются.

4) Результаты практической работы отразите в схеме перехода воды из одного состояния в другое.

5) Учебные дисциплины: окружающий мир.

6) Форма выполнения задания: групповая.

7) Активные методы обучения, использованные учителем: таблица «ЗХУ», сводная таблица.

1 уровень: формирующее задание (с помощью учителя).

Задание 4

Цель: формирование критического мышления.

3 класс.

Учебное содержание:

1.

И в одно мгновенье там.
Что ж явилося очам
Сына царского? Забор,
Ограждавший темный бор,
Не терновник уж густой,
Но кустарник молодой;
Блещут розы по кустам;
Перед витязем он сам
Расступился, как живой;
В лес въезжает витязь мой:
Всё свежо, красно пред ним;
По цветочкам молодым
Пляшут, блещут мотыльки;
Светлой змейкой ручейки
Вьются, пенятся, журчат;
Птицы прыгают, шумят
В густоте ветвей живых;
Лес душист, прохладен, тих…

2.

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Гуляет честной купец и любуется: на деревьях висят плоды спелые, румяные, сами в рот так и просятся; индо, глядя на них, слюнки текут; цветы цветут распрекрасные, махровые, пахучие, всякими красками расписанные, птицы летают невиданные: словно по бархату зелёному и пунцовому золотом и серебром выложенные, песни поют райские; фонтаны воды бьют высокие, индо глядеть на их вышину - голова запрокидывается; и бегут и шумят ключи родниковые по колодам хрустальным.

Алгоритм работы учителя с заданием:

1) предлагает тексты для работы

2) раздаёт листы групповой работы, бланки для оценки выполнения задания

3) управляет групповой динамикой

Алгоритм работы обучающихся с заданием:

1) Прочтите внимательно тексты. В листе групповой работы отметьте, какой из текстов может быть напечатан в представленной книге, обоснуйте свой ответ.

2) Составьте кластер «Жанры литературы», укажите, к какому из жанров относятся оставшиеся два отрывка.

3) Определите, какие средства художественной выразительности использованы во втором тексте, заполните таблицу:

Средство

Определение

Пример из текста

Учебные дисциплины: литературное чтение.

Форма выполнения задания: малые группы.

Активные методы обучения, использованные учителем: кластер, сводная таблица.

3 уровень: задание на оценку сформированности действия (самостоятельно).

Задание 5

Цель: формирование критического мышления.

4 класс.

Учебное содержание: задание «Секреты слов»

Карточка 1.

Модуль 1

Модуль 2

смеяться
чистый
подъём
ранний
добрый

злой
поздний
плакать
грязный
спуск

1) Идти, шагать, стоять.
2) Медлительный, неспешный, неторопливый.
3) Злой, сердитый, гнев.
4) Быстро, медленно, холодно.


Карточка 2.

Модуль 1

Модуль 2

липкий
труд
говорить
огонь
сторожить

болтать
клейкий
охранять
пламя
работа

1) одежда
2) ключ
3) блокнот
4) кран
5) норка
6) корзина

Карточка 3

Модуль 1

Модуль 2

1) Стена - вата.
2) Учёба - труд.
3) Рисовать - раскрашивать.
4) Быстрый - скорый.
5) Тихий - оглушительный

1) Как сыр в масле.
2) Во весь дух.
3) Черепашьим шагом.
4) Сломя голову.
5) В мгновение ока.
6) От горшка два вершка.

Алгоритм работы учителя с заданием:

1) мотивирует детей на работу

2) раздаёт карточки, бланки ответов, листы групповой работы, бланки для оценки выполнения задания

3) управляет групповой динамикой

4) организует процесс понимания и выполнения задания, управляет групповой динамикой

Алгоритм работы обучающихся с заданием:

1) Прочтите слова модуля 1 первой карточки. Определите, по какому признаку эти слова можно поставить в пары, запишите ответ в бланке. В какой строке модуля 2 первой карточки все слова объединены одним признаком? Запишите в бланк ответов эту строку и признак.

2) Прочтите слова модуля 1 второй карточки. В бланк ответов запишите эти слова парами, укажите по какому признаку. У каких из слов модуля 2 второй карточки есть омонимы. Запишите в бланк ответов эти слова и подтверждающие ответ примеры.

3) Найдите лишнюю пару слов модуля 1 в третьей карточке, запишите её в бланк ответов, объясните почему. Из модуля 2 третьей карточки выпишите фразеологизмы, которые можно заменить словом «быстро».

4) Используйте результаты бланков ответа и заполните таблицу:

Термин

Определение

Пример

5) Укажите истинные утверждения:

  • Антонимы - слова, разные по звучанию и написанию и противоположные по значению.
  • Омонимы - слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.
  • Омонимы - это слова, имеющие несколько лексических значений.
  • Синонимы - слова, разные по звучанию и написанию, но одинаковые или близкие по значению.

Учебные дисциплины: русский язык.

Форма выполнения задания: малые группы.

Активные методы обучения, использованные учителем: сводная таблица, верные и неверные высказывания.

3 уровень: задание на оценку сформированности действия (самостоятельно).

См. продолжение статьи