Формирование учебного коллектива через сотрудничество классных руководителей и учителей-предметников

Разделы: Классное руководство


Ключевая роль в процессе формирования учебного коллектива принадлежит классному руководителю. Но известно, что невозможно выстроить эффективную систему взаимодействия без привлечения всех участников образовательного процесса.

Как правило, классные руководители выстраивают взаимодействие связей горизонтали "Ученик - Родитель - Учитель", представляя лично категорию учителей и обеспечивая связь со всеми учителями-предметниками через себя.

Чаще всего взаимодействие классного руководителя и ведущего в его классе учителя-предметника направлено на решение текущих учебных задач, регулирование отношений между учителями класса, между учителями и детьми, между педагогами и родителями, а не на совместное формирование учебного коллектива.

Учителя могут полагать, что внеучебная воспитательная работа - дело только классного руководителя, а классный руководитель, что предметные задачи - дело учителей-предметников.

Имея опыт классного руководства, и учителя-предметника без классного руководства, можно проанализировать потребности и проблемы каждой стороны. Классный руководитель испытывает острую потребность в поддержке со сторону учителей-предметников в организации воспитательной предметной работы с классом, а учитель-предметник испытывает дефицит информации о личных качествах и интересах учеников вне урока.

Возникает потребность в организации педагогически обоснованном использовании возможностей педагогов-предметников в организации воспитательной работы классного руководителя с детьми и родителями через классного руководителя в рамках своей предметной области, направленной на формирование учебного коллектива в пределах класса, параллели, ступени образования.

Для формирования единства мнений и требований педагогов классному руководителю нужно регулярно взаимодействовать в учителями, знать не только о личных потребностях учащихся и их родителей, но и о о личностных особенностях ведущих педагогов, их возможностей в организации воспитательной работы с детьми.

Это давно известные истины, все это понимают, но что же происходит на деле во время учебного процесса?

Классный руководитель использует различные инструменты по сплочению и формированию учебного коллектива, выявлению интересов и потребностей учащихся, например, проведение анкетирование по выявлению позиции учеников «я хочу, мне интересно учиться в этом коллективе», «Класс моей мечты».

Результаты анкетирования, как правило, остаются в "копилке" класса, и не используются для организации взаимодействия учащихся с учителями-предметниками.

А учителя жалуются, что давали объявление о мероприятии или конкурсе, но ученики не пришли или пришли те, кому совсем не интересно, но их заставили, а после подведения итогов оказывается, что желающие были, но они вовремя о мероприятии не узнали.

Если создать систему обмена информацией о потребностях учащихся класса среди учителей-предметников с целью адресной организации внеурочной деятельности, будет качественнее выстроена взаимосвязь классных руководителей, учителей и учащихся. При этом важно, чтобы на классного руководителя не ложилась вся нагрузка по обеспечению этой системы.

Приведем пример, классный руководитель провел опрос по выявлению интересов учащихся, составил таблицу или диаграмму интересов (ФИО, предметные интересы, непредметные увлечения, достижения). И предоставил эту информацию учителям предметникам по своему классу в рамках общего документа. Для этих целей хорошо подойдет электронная таблица в любом облачном сервисе с ограничением права на просмотр и редактирования для соблюдения сохранности персональных данных.

Учитель-предметник испытывает потребность в учениках для участия в конкурсах, олимпиадах, экскурсиях, но у него нет доступа к информации об интересах учеников и с целью информирования учеников о предстоящем событии, но не отправляет обезличенное объявление всем классным руководителям, а выявляет конкретных учеников, которые готовы и интересуются данной предметной областью, делая объявление персонализированным, адресным.

Получая адресное предложение, ученики активнее и качественнее включаются в деятельность, а классный руководитель перестает быть просто передатчиком объявлений.

Конечно, ведущий учитель-предметник может сам сделать объявление в своем классе, если мероприятие организуется для небольшого числа детей, но для организации крупных мероприятий, мероприятий на параллель или в рамках профиля, вертикали, есть потребность в адресном поиске учащихся из классов, в которых педагог не ведет уроки.

Другой пример взаимодействия учителя-предметника и классного руководителя решает проблему подбора участников для специфических конкурсов и мероприятий, например, таких как Кидскиллс, Ворлдскиллс, Абилимпикс.

Участие в данных конкурсах индивидуальное или в парах, только в некоторых компетенциях малой группой. К участникам предъявляются специфические предметные требования, психологическая устойчивость и временные возможности на подготовку и участие. Учитель-предметник, желающий подобрать участников конкурса, часто испытывает дефицит информации, из-за чего могут происходить проблемы с последующей подготовкой и участием. А классные руководители чаще всего не понимают особенностей компетенций и качеств участников для грамотного подбора и помощи ведущему учителю.

Помочь в данном случае смогут мастер-классы, которые проводят учителя-специалисты для классных руководителей. Они выделяют такие знания и качества, предъявляемые к кандидатам-участникам, которые являются определяющими для достижения успеха.

Например, мастер-класс для классных руководителей начальной школы по подбору компетенций детского чемпионата Кидскиллс.

Пройдя все этапы выбора и поняв требования разных компетенций, научившись выполнять задания, классной руководитель сам сможет выступить в роли наставника или более грамотно и адресно предложить учеников своего класса для участия в конкурсе.

По ключевым вопросам формирования учебного коллектива привлекать учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидеть их в иной, отличной от учебной, обстановке.

В свою очередь учителя-предметники предлагают классному руководителю помощь в организации тематического и предметного досуга учеников, выездные мероприятия, профориентационные мастер-классы.

Взаимодействие классного руководителя и учителя-предметника обеспечивают целостность и целенаправленность педагогического процесса. Эффективность взаимодействия во многом зависит от согласованности действий педагогов, работающих с учениками одного конкретного класса.

Привлечение учителей-предметников к работе с классом обогащаем урочную и внеурочную деятельность, так как определение общих целей, организация совместной деятельности по их достижению позволяет наладить общение и понять друг друга.