Интерактивные игры в развитии коммуникативных универсальных учебных действий учащихся начальной школы

Разделы: Начальная школа


Актуальность создания условий развития коммуникативных навыков учащихся сегодня не становится меньше. Однако, по наблюдениям учителей-практиков, проблемы, связанные с умением детей общаться друг с другом, взаимодействовать с другими людьми, принимают несколько иной характер: снижается уровень коммуникативной культуры, в том числе способности взаимодействовать, понимать и учитывать индивидуальные особенности других людей.

В связи с этим, наряду с другими факторами, развитию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся отводится особое место в основной образовательной программе начального общего образования, которую разрабатывает образовательная организация самостоятельно. При этом важно, чтобы развитие коммуникативных универсальных учебных действий ребенка в начальной школе проходило комплексно и систематично, так как все аспекты коммуникативных универсальных учебных действий исключительно тесно связаны между собой, и каждому из них необходимо уделить внимание, иначе должного эффекта развития наблюдаться не будет. На решение этих задач может быть направлена программа развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся младшего школьного возраста, которая включает возможность групповой формы и предполагает формирование умения осуществлять: коммуникацию как взаимодействие (с помощью методов дискуссии, диалога и анализа проблемных ситуаций); коммуникацию как кооперацию (с помощью заданий, требующих объединения усилий для решения поставленных задач); коммуникацию как интериоризацию (с помощью заданий, предполагающих возможность выступления с ответом от малой группы). При этом под коммуникативными универсальными учебными действиями мы понимаем действия, обеспечивающие социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (А.Г.Асмолов).

В рамках реализации программы развития коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младшего школьного возраста, в том числе во внеурочной деятельности, эффективными, как показывает практика, являются игровые технологии, которые дают возможность создания необходимых условий формирования умений общаться и взаимодействовать.

Игра является одним из наиболее значимых видов детской активности, в которой происходит формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Из раскрытия понятия игры философами, просветителями, историками культуры, педагогами и психологами различных научных школ можно вычленить ориентировочно ряд общих положений, отражающих сущность игры:

  • Игра - многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации его жизни и неигровой деятельности.
  • Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего "Я", личного творчества, активности, самопознания, самовыражения.
  • Игра, обладая синтетическим свойством, вбирает в себя многие стороны иных видов деятельности, выступает в жизни ребенка многогранным явлением. Игра - первая ступень деятельности ребенка-дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков и юношества, меняющая свои цели по мере взросления обучающихся.
  • Игра - путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во выселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.
  • Игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры - наслаждение ее процессом, конечный результат - развитие реализуемых в ней способностей.
  • Игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей.

Игротехническая деятельность обладает значительным потенциалом, позволяющим педагогу решать различные задачи: помочь детям ощутить единение с другими, развивать в детях открытость и мужество выражать свое отношение к другим, показать детям, как можно жить без насилия, помочь детям открыть для себя искусство достигать внутренней гармонии и уравновешенности, помочь детям развить в себе сильные стороны своего характера. В том числе, игра является одним из эффективных методов развития коммуникативных универсальных учебных действий.

Одним из наиболее эффективных и актуальных способов, позволяющих влиять на уровень сформированности коммуникативных УУД учащихся начальной школы, является интерактивная игра. Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность - это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем - либо или непосредственно с самим человеком, это - одна из характеристик диалоговых форм познания.

Интерактивную игру принято рассматривать как активный метод обучения, основанный на опыте, полученном в результате специально организованного социального взаимодействия участников с целью изменения индивидуальной модели поведения.

Главным субъектом в интерактивной игре выступают дети. Важно при этом обеспечить им удобное расположение и полное отсутствие отвлекающих факторов. После объяснения правил игры дети включаются в самостоятельное взаимодействие, главной задачей учителя становится умелое направление процесса в нужное русло.

Успех интерактивной игры (особенно на начальных этапах) зависит от учителя, от его умения создать мотивацию и условия взаимодействия и общения. Педагогическая деятельность в рамках интерактивной игры приобретает характер авторской деятельности.

Нами разработан кейс интерактивных игр, который помогает во внеурочной деятельности в начальной школе создать необходимые условия развития коммуникативных универсальных учебных действий учащихся. Как показывают наблюдения и результаты диагностических исследований, с помощью кейса интерактивных игр во внеурочной деятельности учитель может создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей с друг с другом и с учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения. Дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни.

Литература

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В, Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / М.: Просвещение, 2011. - 152 с.

2. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии. 1989. - с. 105.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2011. - с.536.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ URL https://pravo.edusite.ru/Order-of- Ministry-Education-6-10-2009-N-373-with-adds.pdf

5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1.- М.: Генезис, 1998.- 160 с, ил.

6. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем. - 2-е изд. - М.: Генезис. 2004. - 267 с.