Эффективное использование технологии интерактивного тестирования Plickers на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Актуальной на протяжении всей истории педагогики является тема оценивания освоения знаний обучающимися и обработки полученных данных. Использование некомпьютерных форм постоянного оперативного контроля достаточно трудоемко и связано с определенными трудностями. Большое количество времени тратится педагогом для проверки, фиксирования и анализирования полученных результатов.

Сегодня в образовании эффективно работают компьютерные формы поверки. Овладев современными информационно-коммуникационными технологиями, учителя могут использовать технические устройства и компьютерные программы для формирования тестовых заданий для каждого обучающегося. Но не все web-сервисы удобны для использования на уроках, т.к. нет специализированных аппаратно-программных инструментов (пультов, планшетов, телефонов) у каждого ученика.

Несколько лет применяю в своей работе мобильное приложение Plickers. Plickers очень прост в применении и доступен для младших школьников, так как не требует для обратной связи наличие у обучающихся телефонов и различных гаджетов. А также Plickers позволяет провести фронтальный опрос класса всего лишь за несколько минут.

Что нужно для работы с Plickers?

  • один мобильный телефон у учителя с установленным приложением Plickers;
  • набор карточек с QR-кодами;
  • персональный компьютер с выходом в Интернет;
  • проектор с открытым сайтом Plickers в режиме Live View.

Слабые и сильные стороны данного сервиса

Слабые стороны программы:

  1. необходимо устойчивое интернет-соединение у ПК и мобильного устройства.
  2. версия англоязычная, возможно потребуется перевод для определения значений навигационных кнопок.
  3. можно использовать только простую форму ответов (да/нет) и одиночный выбор из 4 вариантов.

Сильные стороны программы:

  1. Одно мобильное устройство (планшет или телефон) и экономия времени при проведении фронтального опроса, оценивания, фиксирования результатов.
  2. Создание тестов и опросов в соответствии с образовательными потребностями каждого класса.
  3. Организация образовательного взаимодействия вносит элемент новизны, что мотивирует детей, повышает познавательный интерес.
  4. Может применяться на разных этапах урока и по разным дисциплинам.
  5. С его помощью можно «включить» в работу каждого ученика.
  6. Срез по классу и сведения по каждому ученику в отдельности в режиме реального времени. Приложение Plickers строит диаграммы ответов и позволяет сразу узнать, какая часть класса поняла изучаемый материал, а кому нужна дополнительная помощь. Это даёт возможность узнать о прогрессе всего класса, а не нескольких его представителей, как бывает, когда опрос ведётся устно.
  7. В результате сканирования учитель получает статистику правильных и неправильных ответов и их авторов прямо на доске.
  8. Сохранение результатов.
  9. Бесплатно.

Как работает приложение?

Работает приложение с применением QR-кодов, более привычных нам в рекламе, магазинах. QR-код (Quick Response в переводе с английского «быстрый ответ») - это двумерный штрихкод, который хранит данные. Информация кодируется с помощью специальных сервисов в виде квадратов контрастных цветов (чаще всего черно-белые). Любой современный телефон сможет без труда распознать и дешифровать данную информацию.

Plickers используется учителем на планшете или смартфоне, в связке с ноутбуком.

Каждому ребёнку выдаётся по одной карточке. Сама карточка квадратная и имеет четыре стороны. Каждой стороне соответствует свой вариант ответа (A, B, C, D), который указан на самой карточке.

Камерой телефона учитель сканирует поднятые детьми карточки с QR-кодами с, по их мнению, правильными ответами. И получает практически мгновенную статистику правильных и неправильных ответов и их авторов прямо на доске.

Инструкция «Использование программы PLICKERS для проведения опроса на уроках»

  1. Регистрируемся на сайте PLICKERS.COM. https://www.plickers.com/ Лучше использовать браузер Google chrome - у него есть функция перевода.
  2. Включаем функцию перевода. Это можно сделать правой кнопкой мыши - «Перевести на русский язык».
  3. Получаем на почтовый ящик сообщение о регистрации в приложении.
  4. Параллельно скачиваем через Play market приложение на смартфон и входим в систему под своим логином и паролем.
  5. Открывается окно приложения, в котором и будет непосредственно осуществляться работа. Окно включает в себя несколько вкладок, рассмотрим некоторые из них.
  6. Для начала создаем класс, добавляем список учеников. Самый простой способ - назвать классы по их реальному названию. После этого каждому тестируемому ученику присваивается номер.
  7. Печатаем карты. Выбираем стандартный размер.
  8. Заходим в библиотеку вопросов. Создаем папку с вопросами (4 варианта). Правильный ответ выделяем галочкой.
  9. Вопросы, сгруппированные по темам или предметам, можно собирать в единую папку (Folder). Это позволяет мобильнее ориентироваться в тестах и опросах. В одной папке может создаваться несколько папок. Далее созданный опрос именуется.
  10. Затем привязываем вопрос к классу или добавляем в очередь.
  11. Чтобы запустить ресурс выбираем тест и класс, который необходимо опросить, и запускаем его на компьютере.
  12. Далее открываем приложение на телефоне и запускаем сканирование. При сканировании высвечиваются те номера, которые уже прочитал сканер и те, которые еще нужно отсканировать. Дети, смотря на доску, сразу видят, кто уже ответил, и могут опустить свою карточку. Так же можно настроить выведение в процентном соотношении правильности ответов и количество ответивших.
  13. Анализируем результаты статистики. Для этого открываем раздел «Отчеты». Выбираем класс, дату, нажимаем «Применить». Проверяем статистику опроса.

Приложение на смартфоне англоязычное.

  • CREATE - создать вопрос
  • LIBRARY - библиотека вопросов
  • HISTORY - история опросов
  • QUEUE - очередь вопросов

Процесс опроса

Для опроса очень желательно иметь проектор с подключенным к нему компьютером. На компьютере открываем сайт Plickers, логинимся там и нажимаем на ссылку сверху «Live view». Это специальный режим показа вопросов, которым можно управлять с вашего мобильного телефона. Собственно, сейчас нам и потребуется мобильный телефон.

В мобильном телефоне открываем приложение Plickers. На стартовом экране вам предложат выбрать класс:

После выбора класса вам будет показана очередь вопросов, которую мы задали ранее. Заметьте: вопросы можно создавать непосредственно из приложения, нажав на этом экране кнопку Create. Также, если вы вдруг забыли добавить какой-либо вопрос к очереди, из приложения доступна библиотека, содержащая все вопросы.

Нажимаем на первый вопрос. Вот тут впервые происходит «магия»: как только вы выбрали вопрос на вашем мобильном телефоне, он автоматически отображается на проекторе через режим Live view. То есть вам не нужно находиться у компьютера и переключать что-либо - всё управление ведётся с телефона.

Дети читают вопрос и поднимают карточки с вариантами ответа. Учитель нажимает кнопку Scan внизу экрана и попадает в режим сканирования ответов.

Plickers в реальности

В этом режиме достаточно просто навести телефон на учеников - приложение автоматически распознает QR-коды всех учеников сразу. При этом можно не бояться «считать» один код несколько раз - Plickers учтёт только один, самый последний ответ. Поэтому, кстати, ученик спокойно может поменять своё мнение «на ходу» - всё это учтено разработчиками программы. В приложении сразу же показывается базовая статистика распределения ответов. Справа внизу имеется кнопка для очистки статистики. Кнопка-галочка по центру внизу завершает данный вопрос и возвращает учителя в очередь вопросов. Далее - повторяем операцию для остальных вопросов.

Когда используется приложение?

Plickers не подойдет для проведения контрольных работ, но он идеален для фронтального опроса:

  1. В начале урока для актуализации знаний и определения остаточных.
  2. В середине - для тренировки и отработки новых способов и алгоритмов, изученных на уроке.
  3. В конце урока Plickers поможет ввести новые знания в систему и закрепить изученный материал. Кроме того, приложение удобно использовать для проведения рефлексии в конце урока. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. При этом ответ ребенка увидит только учитель, класс же сможет только оглядеть ситуацию в целом.

С его помощью можно сделать анализ работы в динамике, все результаты сохраняются в форме удобных отчетов.

В этом году использовали приложение Plickers на уроке русского языка в 3 классе, при изучении последнего раздела «Как проверить орфограммы в высказывании?» в четвёртой четверти (см. Приложения 1-6). Обучение в классе ведётся по системе Эльконина-Давыдова. Так как повторялся весь изученный материал, была необходимость оценки остаточных знаний. Результаты опроса, полученные в начале каждого урока, позволили скорректировать ход урока, остановиться на моментах, которые были не поняты или забыты учащимися. При этом были опрошены все учащиеся, а не только те, кто желал ответить, фронтальный опрос не позволил бы это сделать.

После повторения некоторых проблемных мы проводили рефлексию с помощью приложения Plickers. Большинство учащихся оценивали свою работу на уроке на «отлично».

Конечно, приложение Plickers не может в корне изменить учебный процесс, оно лишь делает его привлекательнее. Отвечая на вопросы теста, дети в увлекательной форме контролируют свои знания.

Таким образом, приложение Plickers - инструмент, позволяющий учителю собирать данные формирующего оценивания в режиме реального времени, т.е. мгновенно оценить ответы всего класса и упростить сбор статистики.

Мобильное приложение можно рекомендовать к использованию для организации и проведения оперативной проверки знаний обучающихся.

Литература

  1. Латфуллина В.М. Использование мобильного приложения PLICKERS для организации и проведения оперативного контроля знаний обучающихся. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/iz-opyta-raboty-ispolzovanie-mobilnogo-prilozheniya-plickers-dlya-organizacii-i-provedeniya-operativnogo-kontrolya-znanij-obucha-4605682.html
  2. Морокова О.В. Использование программы PLICKERS для проведения опроса на уроках. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/12/25/ispolzovanie-programmy-plickers-dlya-provedeniya-oprosa-na-urokah
  3. Пискунова Д.А.Технология интерактивного тестирования Plickers на уроке. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/tekhnologiia-interaktivnogo-testirovaniia-plicke-1.html
  4. Проводим опрос всего класса за 30 секунд с помощью Plickers [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://newtonew.com/app/provodim-opros-vsego-klassa-za-30-sekund-s-pomoshchju-plickers