Педагогические условия формирования доверительных отношений педагога и младших школьников

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Работа с родителями, Профессия — педагог

Ключевые слова: младшие школьники


Перед российским образованием стоит сегодня очень важная задача, помочь каждому человеку не только овладеть современными знаниями, но и сформировать потребность в постоянном развитии и готовность к непрерывному обучению на протяжении всей жизни, найти новые пути для саморазвития. В условиях оптимизации педагогического процесса, происходят изменения в содержании образования, разрабатываются новые педагогические технологии, осуществляется переход от традиционного к личностно-ориентированному и дифференцированному обучению, но при этом наблюдается рост числа детей, испытывающих трудности в обучении. Практика показывает, что чаще всего, это происходит из-за высокого уровня тревожности ребенка, заниженной самооценки, неудовлетворенности результатами в учебной деятельности. Этому также способствуют не выстроенные отношения между учителем и учениками, что чаще всего приводит к социальной дезадаптации последних. Современные учителя обратили внимание на данную проблемы, и все активней стали использовать ресурсы доверительных отношений между субъектами педагогического процесса.

Проблема построения доверительных отношений исследуется Н.А.Бердяевым, И.А.Ильиным, Н.К.Рерихом, В.С.Соловьевым, С.Л.Франком и др. В работах данных философов ценностный аспект доверия включается в этическое понимание веры, нравственного долга, «христианского откровения».

В зарубежных исследованиях К.Роджерса, Э.Эриксона и в работах отечественных ученых Е.П.Ильина, В.Н.Мясищева, Т.П.Скрипкиной отмечается, что доверительные отношения между людьми - это основной путь развития социальных норм сотрудничества. «Доверие выступает условием целостного взаимодействия с миром», и степень доверия детей к миру, к окружающим людям и к себе пропорциональна заботе, проявляемой педагогом к ребенку [7; 11].

В трудах Л.И.Божович, И.Ю.Кулагиной, Н.С.Лейтес, Д.И.Фельдштейна, Д.Б.Эльконина, Э.Эриксона подчеркивается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования внутренней направленности, приобщения к общечеловеческим ценностям, оценки нравственных поступков людей, формирования доверительных отношений с педагогом [11]. Это возрастной период, по мнению ученых, очень важен в развитии младшего школьника, так как это период «впитывания», искренней заинтересованности и склонности к подражанию.

В исследованиях Е.В.Бондаревской, Б.Т.Лихачева, В.Я.Лыковой, В.Г.Маралова, В.В.Серикова, В.А.Ситарова, А.П.Сманцера, И.С.Якиманской подчеркивается важность личностно-ориентированного педагогического взаимодействия, построенного на принципах гуманизма, ненасилия, сотрудничества, доверия, терпимости, бережного отношения к ребенку [12].

В работах мастеров педагогики Ш.А.Амонашвили, Я.Корчака В.А.Сластенина, Л.С. Подымовой просматривается стремление к гармонизации отношений «учитель-ученик» на основе доверительного диалога, взаимопонимания [9].

В современной науке педагогическая сущность доверия и доверительных отношений еще до конца не раскрыты. Возможно, это связано с трудностями, вызванными отсутствием критериев для оценки степени доверия и доверительных отношений, сложностью и многофакторностью процесса их становления [5].

Под доверительными отношениями младших школьников к учителю начальных классов понимают субъективно переживаемые избирательные связи младшего школьника с учителем, обеспечивающие принятие значимой для ребенка информации, способствующие повышению доверия к себе и преодолению барьеров психологической защиты личности, основанные на проявлении доверия как позитивного отношения к происходящему, себе и другим людям. Критериями для оценки уровней проявления доверительных отношений младших школьников выступают: наличие осознанных представлений о доверительных отношениях; степень проявления гуманных чувств, ориентация на приоритет доброжелательных отношений; реализация доверительных отношений во взаимодействии с педагогом; степень развития рефлексии [8].

Формирование доверительных отношений к учителю начальных классов базируется на трех основных принципах: открытости, сотрудничества и ценностного отношения.

Принцип открытости,впервые сформулированный К.Роджерсом, предполагает позитивную открытость педагога по отношению к детям и самому себе, а также детей по отношению к педагогу [4]. В основе позитивной открытости к другим людям, особенно к детям, лежит любовь. Любовь к детям - это не просто положительное эмоциональное отношение к ним, считает В.А.Ситаров, но и специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке [6, с. 100]. Любовь к детям позволяет педагогу увидеть положительное в ребенке и посредством доверительных отношений с ним усилить личностные проявления, развить способность к самоопределению и саморазвитию. Результатом действенной любви педагога является «…эмоционально насыщенное положительное переживание совместных позитивных изменений, происходящих в личности воспитателя и в личности ребенка, как особой ценности, преобразующей индивидуальный смысл для каждой взаимодействующей стороны» [6, с. 101]. Открытость педагога по отношению к детям и самому себе базируется на способности педагога к децентрации, реализации рефлексивного способа взаимодействия с младшими школьниками, развитости у него перцептивных и эмпатийных качеств [10]. Открытость детей по отношению к педагогу предполагает отсутствие у них страхов и механизмов психологической защиты в совместной деятельности, наличие возможности обратиться за помощью и получить ее, желание вступать в доверительное взаимодействие с педагогом [3].

Необходимо отметить, что присутствие тесных межличностных отношений выступает одной из идей педагогического стимулирования и выработки внутренней мотивации школьников в педагогике сотрудничества. Открытость в отношениях между субъектами педагогического процесса является необходимым условием реализации принципа сотрудничества [10]. Основой для построения таких отношений становится диалог. Общение через диалог подразумевает совместный поиск общих позиций, взаимную дополняемость позиций участников общения, соотнесение которых и является целью диалога. Отсутствие диалога может стать основной причиной расхождения в отношениях педагога и обучающегося, стать причиной неуверенности, снижения активности, сотрудничества и самостоятельности мышления.

В основе принципа ценностного отношениялежит принятие педагогом доверия ребенка как высшей ценности педагогического взаимодействия с младшими школьниками. Под ценностями в педагогике понимают идеалы, обращенные в нравственные ориентиры воспитания и обучения (истина, добро, личность, свобода, любовь, творчество, доверие и т.п.). Ценности как предпочтения (или отвержения) идеалов обусловлены проявлением чувств и принимаются сознанием. Они являются жизненными и профессиональными ориентирами педагога и во многом определяют способы его поведения [3, с. 34; 4]. Таким образом, ценностное отношение к ребенку, к его личностному и познавательному росту обеспечивает педагогическую поддержку и помощь каждому воспитаннику в его творческом росте и саморазвитии, формировании доверительных отношений к учителю начальных классов [12].

В завершение отметим, что понимание педагогом необходимости формирования доверительных отношений младших школьников сможет в большей степени повлиять на результаты педагогической деятельности, снизить уровень тревожности ребенка, смягчить проявление кризиса самооценки, тем самым облегчить переход к новым общественным отношениям, которыми характеризуется окончание младшего школьного возраста.

Литература

  1. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие / Е.В.Бондаревская, С.В.Кульневич. - Ростов н/Д: Учитель, 1999.
  2. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса / В.А.Караковский. - М.: Новая школа, 1993.
  3. Куницына В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н.Куницына, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша. - СПб.: Питер, 2001.
  4. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Р.Роджерс; пер. с англ.; общ. ред. Е.И.Исениной. - М.: Прогресс, Универс. - 1994. - 317 с.
  5. Симонова Т.Р. Формирование доверительных отношений педагога и младших школьников в учреждении дополнительного образования: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01; Смол. гос. ун-т.- Смоленск, 2012.
  6. Ситаров В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе / В.А.Ситаров, В.Г.Маралов. - М.: Академия, 2000.
  7. Скрипкина Т.Л. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ). Ростов н/Д, 1997. С. 66 - 84.
  8. Скрябина Л.C. Проблема доверительных взаимоотношений в системе «учитель - ученик» в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения // Проблемы научного обеспечения модернизации российского образования: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2002. - С. 191- 192.
  9. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А.Сластенин, Л.С.Подымова. - М.: Магистр, 1997.
  10. Тарантей Л.М. Педагогика доверия: теоретико-методический аспект: монография / Л.М.Тарантей. - Гродно : ГрГУ, 2014.
  11. Эриксон Э., Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 106 -116.
  12. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С.Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996.