Урок-презентация «Карелия моя, земля любви – Карелия!» (О жизни и творчестве О.Э.Мошникова)

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Краеведение

Ключевые слова: Карелия


Цель - подготовка к творческой встрече с поэтом и прозаиком Мошниковым О.Э.

Задачи:

  • Образовательная - познакомиться с биографией и вехами творчества поэта.
  • Воспитательная - развивать патриотическое сознание обучающихся посредством знакомства с творчеством поэта.
  • Развивающая - формировать стремление к раскрытию собственного творческого потенциала.

Формируемые универсальные учебные действия:

  • Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно-следственных связей, аргументирование.
  • Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии.
  • Личностные УУД: содействие развитию у учащихся критического мышления, поиску и определению учащимися собственных личностных смыслов и ценностных отношений.
  • Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения.

1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы подготовимся к встрече с карельским поэтом и прозаиком Мошниковым Олегом Эдуардовичем.

2. Формулирование темы урока, постановка цели

Послушайте стихотворения поэта и ответьте на вопрос, какие темы в творчестве являются главными? (патриотизм, Родина)

Кадеты читают стихи О.Мошникова

Бессмертный полк Мы несли на руках
Победивших и павших,
Как когда-то они
На руках нас носили:

Сколько их воевавших,
Внучат не видавших
Марширует в Бессмертных полках
По России.

Белорус, молдаванин,
Карел, украинец -
Нам сегодня единой
Вернули страну!

Мы на улицы
Семьями вышли своими,
Чтоб солдатское имя
Осталось в строю.

Рукоплещут героям, -
Кто нас вынес из боя! -
Для последней атаки
Поднявшимся в рост:

До сих пор ваши раны
Окопные ноют
Севастополь, Синявино,
Петрозаводск.

Внучке маленькой видится
Просто и ясно:
Поднял на руки в небо
Вернувшийся дед!

Вспоминаем, гордимся…
Всех выше казался -
В череде миллионов -
Отцовский портрет.

Карелия моя

Карелия моя,
Карелия моя,
Земля любви - Карелия!
Высокая звезда,
Как капелька с листа,
В ладонь скатилась
Севера.

И в глубине тайги
Расходятся круги -
Удары дятла гулкие.
И рано поутру
Знакомое: Ау! -
Волнует сердце
Звуками.

Озерные глаза
Окутали леса
Медвяной дымкой осени.
Позолотив стволы
Живицею смолы,
Встречают солнце
Сосенки.

В сплетение ветвей
Ворвался новый день,
Блеснул росой жемчужную.
И ручеек в лесу
Развеял грусть-тоску
И суету
Ненужную.

Плывет в лучах корон
Парящих хвойных крон
Земля моя -
Карелия:
У мира на краю
Пою твою зарю,
И умолчать о ней
Не смею я…

3. Изучение нового материала

Знакомимся с основными фактами из биографии поэта (презентация, распечатки):

Мошников Олег Эдуардович

Дата рождения: 01.11.1964

Место рождения: г. Петрозаводск

Общие сведения:

Поэт, прозаик. Член Союза писателей России с 1998 года. Награждён Почетной Грамотой Главы Республики Карелия (2015 год). Заслуженный работник культуры Республики Карелия (2019 год).

В 1988 г. закончил Свердловское высшее военное политическое танко-артиллерийское училище. Служил заместителем командира военно-строительной роты. После сокращения военно-строительного отряда служил в органах МВД и МЧС - инспектором и пропагандистом пожарной охраны. В 1996 г. закончил Ивановское пожарно-техническое училище /заочно/. Подполковник внутренней службы - в отставке. Живет в Петрозаводске.

Автор - лауреат-победитель 6-го Международного поэтического конкурса «Звезда полей-2015» (Москва) в номинации «басни, сатира, юмор», победитель конкурса исторической поэзии «Словенское поле - 2016» (Псков-Изборск) в номинации «Профи».

Член Союза писателей России. Публиковался в журналах «Север», «Карелия», «Урал», «Уральский следопыт», «День и Ночь», интернет-журнале «Пролог», «Юность», «Наш современник», «Огни Кузбасса», еженедельнике «Литературная Россия».

Поэзия

  1. «Птица-ночь» (1995),
  2. «Духов камень» (1999),
  3. «Солнечные письма» (2009)
  4. «Край земли» (2017)
  5. «Листья на ветру» (2022)

Проза -

  1. «Космонавт» (2002),
  2. «Живая и разная» (2014),
  3. «Kodiman vagi» («Сила родной земли») (2015).

Просмотр видеоролика

Юбилей отмечает карельский поэт и писатель Олег Мошников - Изображение (движущееся; двухмерное): видео - 07 ноя. 2019 г.// YouTube.com. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=ku-3q8HDAvc - Режим доступа: свободный.

Сюжет был снят к 55-летию поэта, в 2019г.
- Какие факты перекликаются с той информацией, которую вы узнали из биографической справки? Что узнали нового?

Чтение стихотворений и обсуждение

БРУСНИКА

«...ежегодно спасатели Карелии
обезвреживают до трех тысяч единиц боеприпасов
времен Великой Отечественной войны»
из газетной статьи

Утратив цели, цельность, порох,
Зарос травой бетонный дзот.
Колючий проволочный ворох
Гадючьи норы стережет…
Над лесом замер стрекот птичий,
Застыла зыбь болотных троп…
Не наступает мир для тысяч
Снарядов, мин, авиабомб,
По взгорьям, ельникам, болотам
Карельским, эхо хороня.
Берет брусника насыпь дзота…
За лето не было и дня,
Чтоб с той войны из ям раскисших
«Солдаты» ржавые не шли…
Шипы стальной «колючки» финской
Ладонь до крови обожгли.
Рука спасателя-минера
В борах, где ягоды красны,
Гадючье жало вырвет снова
У страшной памяти войны

- Что поэт называет «гадючьим жалом»? (мины, снаряды, оставшиеся в земле после Великой Отечественной войны).

- Почему стихотворение называется «Брусника»? Символом чего является? (Брусника - символ мирной жизни, на страже которой стоят саперы).

МАТЬ

У окна старушка
Уж какой денек:
«Саша и Павлушка,
Срок уже истек» ...
Не бегут сыночки
Полем, через лог:
В колких стебелечках
Брызнул василек.
У печи старушка
Стряпает пирог,
Саше и Павлушке
Выбрала кусок:
«Кушайте, ребята,
Счастья дай вам Бог!»
Пальцы виновато
Теребят платок.
Паводком размыло
Жизни берега:
Строжила, любила -
Не уберегла...
Под резным окошком
Темная скамья:
«Курица да кошка -
Вся моя семья...»
В злое лихолетье
Канула война:
Только мать на свете
Все одна, одна...
Присушило горе
Уходящий день.
Пронеслась по полю
Облачная тень.
Налетевший ветер
Подхватил платок:
«Не пожгите дети
Об осоку ног!» -
Саша и Павлушка,
Младшенький сынок...
Ждет и ждет старушка
Сыновей не в срок.

- О какой трагедии матерей стихотворение? (гибель сыновей на войне).

- Как зовут сыновей? (Саша и Павлушка).

- Найдите строки, которые указывают на то, что материнское сердце отказывается верить в гибель сыновей.

* * *

Кто в войну погиб в бою -
битым не был:
мир Отечеству вернул,
детям - Небо.
Ввек не думал о себе
при народе,
если Родина - в судьбе,
честь - в пехоте.
Кто в блокадную нужду
бедным не был -
ел с ладоней тишину
вместо хлеба:
под бомбежкой - в десять лет -
стержень нужен,
кипяченый снег в обед,
печка - в стужу.
Кто победным дням весны
шел навстречу -
видя смерть, душою слыл
человечьей:
под звездою огневой
в небе синем
Нет Победы без него,
нет - России!

- Кому посвящено стихотворение? (воину, защитнику Отечества)

- В чем заключается подвиг защитника Отечества? Найдите строки в стихотворении («мир Отечеству вернул, детям - Небо»)

- Какие трудности он преодолевал? («ел с ладоней тишину», бомбежка, «кипяченый снег в обед», стужа)

- Солдат видел смерть, ожесточила его война? (Нет, сохранил душу «человечью»).

ПЕТРОЗАВОДСК

Храм.
Свечной теплеет воск.
Щит Державы -
Не искал Петрозаводск
Ратной славы,
Не искал… А все одно
С вех Петровых
Шел чугунный лом на дно,
Чтобы снова
К небу вздыбилась волна
И упала,
Затопила край война,
Захлестала,
Перебив в концлагерях
«Сброд» не финский…
Крест на кладбище в Песках -
В память близких -
О прощении блажит,
Боже, свете…
Близь часовенка стоит,
В сенцах ветер.
Пряча в теплую ладонь
Пламя свечки,
Сохраним в душе огонь
Светлый, вечный.

- Кто погиб в концлагерях? В память о ком поставлен крест в «Песках»? (жертвы финских концлагерей)

- Почему слово сброд в кавычках? (оккупанты считали пленных «сбродом»)

- Объясните смысл двух последних строк: «Сохраним в душе огонь светлый, вечный». («Вечный огонь» - память о погибших)

На даче

Близится время - открытий великих…
Из непролазных тенет
Пыльных запазух - старые книги
Ждут появленья на свет.

Томик Лескова. «Мир приключений» …
Дальним круизам в пример -
Следуют курсом моих предпочтений
За Паустовским - Гомер.

Старые книги, дачное лето
И - путешествовать лень:
Вдоль половицы - Краешек Света
Там, где кончается тень…

- Как предпочитает путешествовать поэт? Что предпринимает вместо круизов? (Путешествует по страницам книг)

- Назовите любимых авторов поэта (Лесков, Паустовский, Гомер)

Строка

«Каждому будет - дорога,
Каждому будет - река»
Н.Абрамов

В реанимацию друг угодил.
Утром звонок: «Вот, готовлюсь на выход…
Маршем -
сквозь строй медицинских светил!
После увидимся…» В комнате тихо.

Перекричать не дано тишину.
Хочется края каталки коснуться…
Друг под наркозом без боли уснул,
Чтобы уже никогда не проснуться.

Что ж он в деревню уехать не смог? -
Мама по сыну соскучилась очень…
Не заживает на сердце ожог
В личном «Контакте» оборванных строчек:

«Лодка и парус, и брызги в глаза…»
Перед судьбой - медицина бессильна…
Падает навзничь душа в небеса,
Сложены накрест холщовые крылья.

«Каждому (смертному) будет - река» -
Вечная Лета почившему в бозе…
Только попытка и только строка
Другу зачтется и - жить будет после.

- Перечитайте эпиграф к стихотворению вепсского поэта Н.Абрамова.

- В чем заключается смысл этих строк? (У каждой своей жизни и своя смерть)

- О какой личной трагедии повествует поэт? (близкий друг Н.Абрамов ушел из жизни)

- Поэт ушел из жизни, но что после него останется? («строка» - поэзия)

* * *

В вепсской северной деревне
В круг выходят старики:
Оглашают круг степенный
Топотухой каблуки,
Незатейливые байки,
Из одних и тех же слов:
«Тренди
-бренди, балалайка,
Тренди
-бренди про любовь!»
В вепсской северной деревне -
Дай низы, поддай верха! -
Проливается вечерний
Свет в баянные меха.
Как пойдут плясать вприсядку,
Аж захватывает дух:
Сапоги гармошкой - всмятку,
Борода седая - в пух!
В вепсской северной деревне
Зажигают старики:
Руки - как пергамент древний,
Да дела у них легки.
Важно выросшие внуки,
Нежно внучка-егоза
Целовали эти руки
И весёлые глаза!

- Чему посвящено это стихотворение? (вепсской деревне, родной Карелии)

- Что происходит в деревне? (посиделки)

- Найдите строки, которые передают атмосферу вепсской деревни («топотуха» каблуками, «незатейливые байки», баян)

- Кто является носителем вепсской культуры? (старики)

- Через какие строки автор передает идею преемственности поколений? («Важно выросшие внуки, нежно внучка-егоза целовали эти руки и весёлые глаза!»)

Знакомство с прозой. Слушаем рассказ О.Мошникова «Молочные реки, кисельные берега».

Что общего между стихотворением «В вепсской северной деревне» и рассказом? (Передан дух карельской деревни).

Почему этот рассказ можно назвать байкой? (В нем, как и в байке, присутствует неправдоподобность рассказанной истории и незатейливый карельский юмор)

Молочные реки, кисельные берега: [рассказ]/ О.Мошников; исполняет: О.Мошников. - 6 мин. 28 сек. - Формат записи: MP3. - Устная речь: аудио. - URL: http://avtor.karelia.ru/view/perekat.html (дата обращения 09.03.2022).

4. Составление вопросов по биографии и творчеству поэта

Вы познакомились с биографией поэта и некоторыми его поэтическими произведениями. Составьте вопросы к предстоящей встрече.

5. Рефлексия (2 мин)

Сегодня вы окунулись в мир поэзии. Послушайте песню «Берега Карелии» (Исполнитель: Федор Кузьмин; автор музыки: Федор Кузьмин; автор текста: Олег Мошников) и запишите свои ассоциации к словосочетанию «поэзия О.Э.Мошникова».

Берега Карелии: О.Мошников: [песня] / О.Мошников; исполняет: Ф.Кузьмин. - 2мин.40 сек. - Формат записи: MP3. - аудио. - URL: http://avtor.karelia.ru/view/_berega_karelii___.html (дата обращения 09.03.2022).

Интернет-ресурсы

  1. Берега Карелии: О.Мошников: [песня] / О.Мошников; исполняет: Ф.Кузьмин. - 2мин.40 сек. - Формат записи: MP3. - аудио. - URL: http://avtor.karelia.ru/view/_berega_karelii___.html (дата обращения 09.03.2022).
  2. Молочные реки, кисельные берега: [рассказ]/ О.Мошников; исполняет: О.Мошников. - 6мин.28 сек. - Формат записи: MP3. - Устная речь: аудио. - URL: http://avtor.karelia.ru/view/perekat.html (дата обращения 09.03.2022).
  3. Мошников Олег Эдуардович // Электронная библиотека авторов Карелии. - URL: http://avtor.karelia.ru/about/moshnikov_oleg_eduardovich.html?ord=204&ukazatel=1 (дата обращения 09.03.2022). - Текст: электронный.
  4. Олег Мошников.Стихи к 70-летию Победы// - URL: http://avtor.karelia.ru/elbibl/moshnikov/70_let_pobede.pdf (дата обращения 09.03.2022). - Текст: электронный.
  5. Юбилей отмечает карельский поэт и писатель Олег Мошников - Изображение (движущееся; двухмерное): видео - 07 ноя. 2019 г.// YouTube.com. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=ku-3q8HDAvc - Режим доступа: свободный.