Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Инфознайка»

Разделы: Дополнительное образование


Возраст обучающихся: 7-10 лет.

Срок реализации: 4 года.

Направленность: естественнонаучная.

Уровень программы: ознакомительный.

Лист согласования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Инфознайка»

Раздел 1. Пояснительная записка

Общая характеристика программы включает в себя:

  • направленность (профиль) программы естественнонаучная;
  • уровень программы - ознакомительный;
  • актуальность программы - знание информатики и математики и владение ее методами лежит в основе практически всей жизнедеятельности современного человека. Не все дети рождаются с математическими способностями, но можно создать возможности для развития интереса к точным наукам в ходе творческого изучения предмета. Дети приобретают навыки работы с числами, способность к аргументированному отстаиванию своих взглядов и суждений, теоретическому обобщению, анализу и синтезу, что имеет в практической жизнедеятельности каждого большое значение. Этим обосновывается актуальность программы.
  • педагогическая целесообразность - Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
  • отличительные особенности - Описываемая образовательная программа интересна тем, что совмещает в себе несколько важных направлений, одновременно необходимых сегодняшнему школьнику. Это знакомство с историей развития математики в контексте с развитием других направлений жизнедеятельности человека путем погружения в данную историческую эпоху, т.к. подростки изучают потребности общества, которые привели к открытию тех или иных математических закономерностей. Это применение полученных знаний на практике. Применение игровых методов при решении нестандартных задач. Решение задач нового формата, которые предлагаются на современных конкурсах. Возможность заниматься творчеством, связанным с оформлением, изготовлением различных пособий, т.е. того, чего ребята лишены на уроках, ограниченные жесткими временными рамками обязательной программы. Привитие навыков обработки полученных результатов и создание презентаций на персональном компьютере. В этом состоит новизна данной образовательной программы.
  • адресат программы - содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников (в данной программе детям 7-10 лет) и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Цель и задачи программы:

  • Цель программы - создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
  • Задачи программы - с обязательным указанием процессов обучения, воспитания и развития детей. Это конкретизация процесса достижения цели. Задачи - для педагога, а не для детей!!!

Обучающие: Формирование специальных знаний, умений и навыков по предмету и научного мировоззрения посредством:

  • Знакомства с историей возникновения информатики и арифметики, арифметических знаков, цифр, чисел, десятичной системы счисления;
  • Расширения математического кругозора по темам «Десятичная запись натурального числа»,«Числовые игры», «Четность», «Признаки делимости», «Остатки», «Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное»;
  • Изучения приемов вычислений, приемов устного счета;
  • Решения текстовых задач повышенной трудности «на переливание», «перекладывание», «движение», «части», «производительность»;
  • Решения задач на логику и смекалку;
  • Решения задач с геометрическим содержанием.

Развивающие:

Расширение кругозора детей посредством:

  • развития познавательного интереса через знакомство с историей развития информатики и математики;
  • знакомства с математическими играми, головоломками, фокусами и применение их на практике;
  • развития наблюдательности, смекалки, умения выделять главное;
  • развития монологической речи, составления самостоятельного речевого высказывания на основе поставленной учебной задачи.

Воспитательные:

  • воспитание настойчивости и упорства в достижении поставленной цели;
  • воспитание умения работать в коллективе;
  • воспитание уважительного отношения к мнению других.

Возраст обучающихся по программе, объем программы, срок ее реализации, особенности комплектования групп.

Возраст обучающихся 7-10 лет. Срок реализации программы - 4 года. Занятия 1 раз в неделю, первый год обучения 36 часов, 2 год обучения 36 часов, 3 год обучения 36 часов, 4 год обучения 36 часов. Продолжительность каждого занятия 45 минут. Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

Форма обучения - очная.

Форма занятий - групповая. Количество обучающихся в группе первого года - 15-17 человек, второго года обучения - 15-17 человек, третьего года обучения - 15-17 человек, четвертого года обучения - 15-17 человек. Формирование групп ведется с учетом возраста и уровня знаний обучающихся (возможны занятия в смешанных группах). Дети могут приступать к занятиям с любого этапа в соответствии со своими знаниями и интересами.

Режим занятий:

  • На первом году обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут (время занятий включает 35 мин. учебного времени и обязательный 10 - минутный перерыв).
  • На втором году обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут (время занятий включает 45 мин. учебного времени и обязательный 10-минутный перерыв).
  • На третьем году обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут (время занятий включает 45 мин. учебного времени и обязательный 10-минутный перерыв).
  • На четвертом году обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут (время занятий включает 45 мин. учебного времени и обязательный 10-минутный перерыв).

Планируемые результаты освоения программы:

После первого года обучения:

  • знать правила поведения в компьютерном классе;
  • знать основные возможности применения компьютеров;
  • знать назначение основных устройств компьютера;
  • знать понятие операционной системы;
  • знать понятия файла и папки;
  • знать, что такое информация, способы получения информации человеком, виды информации;
  • знать основные информационные процессы;

После второго года обучения:

  • знать способы представления и обработки информации;
  • знать основные понятия и термины раздела графический редактор;
  • знать основные понятия и термины раздела текстовый редактор;
  • знать понятия истинного и ложного суждения;
  • знать понятия множества, класса, элементов множества;
  • знать основные операции, которые можно выполнять над множествами;
  • знать понятие модели;

После третьего года обучения:

  • знать понятия алгоритм, исполнитель алгоритма, система команд исполнителя;
  • знать способы записи алгоритмов;
  • знать виды алгоритмов: линейный, с ветвлением;
  • уметь включать и выключать компьютер;
  • уметь загружать программы и прекращать их работу;
  • уметь работать с операционной системе Windows;

После четвертого года обучения:

  • уметь выполнять различные действия над файлами и папками;
  • уметь выполнять операции над множествами;
  • уметь работать с исполнителем Транспортер;
  • уметь составлять линейные алгоритмы и алгоритмы с ветвлением;
  • уметь создавать рисунки в графическом редакторе Paint;
  • уметь создавать текстовые документы в текстовом редакторе Microsoft Word;
  • уметь использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами;
  • уметь использовать возможности текстового и графического редакторов для создания творческих работ.

Кроме того у учащихся должен быть сформирован познавательный интерес к предмету и представления об информатике. Полученные знания и умения учащихся способствуют развитию мышления и формированию информационной культуры младших школьников.

На первом и втором году обучения данная программа направлена на достижение первого уровня воспитательных результатов, то есть на приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. На третьем и четвертом году обучения в кружке возможно достижение второго уровня воспитательных результатов, т.е. формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. На данном этапе обучения учащиеся активно взаимодействуют между собой в группе. Участвуя в школьных творческих выставках, они получают первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинают их ценить.

Раздел 2. Содержание программы

Учебно-тематическое планирование на первый год занятий кружка «Инфознайка»

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения

Четвертый год обучения

Содержание программы

Первый год обучения - 36 часов

Наш компьютер - верный друг (15 часов)

Знакомство с кабинетом информатики. Правила поведения в кабинете информатики. Компьютеры вокруг нас. Применение компьютеров в жизни людей. Основные возможности и назначение компьютеров.

Основные устройства компьютера. Системный блок, монитор, клавиатура, мышь. Указатели и стрелка. Работа с мышью (щелчок, двойной щелчок, перетаскивание мышью). Ввод букв с клавиатуры по определенным правилам. Работа с клавиатурным тренажером. Включение и выключение компьютера. Запуск программ. Завершение выполнения программ.
Графика. Раскрашивание компьютерных рисунков. Конструирование из мозаики.

Практические работы:

  1. Работа с компьютерной мышью.
  2. Работа с клавиатурным тренажером.
  3. Работа с запуском программ на выполнение.
  4. Сбор рисунков из кусочков.
  5. Головоломки.
  6. Раскрашивание готовых рисунков в соответствии с образцом.
  7. Конструирование различных графических объектов.

В мире информации (5 часов)

Информация в нашей жизни. Роль и место информации в жизни человека. Получение информации человеком из окружающего мира. Органы чувств человека. Виды информации.

Информационные процессы. Хранение информации. Передача информации. Способы получения и передачи информации.

Практические работы:

  1. Поиск информации в окружающем мире.
  2. Соотнесение текстовой и графической информации.

Введение в логику (13 часов)

Элементы логики. Истинные и ложные суждения. Выделение признаков и свойств. Построение отрицательных высказываний. Сравнение предметов или явлений между собой. Понятия множества, класса. Создание множества из соответствующих элементов. Определение правила. Правила гигиены, правила уличного движения. Правильно составленный план.

Понятие исполнителя. Команда. Система команд для разных исполнителей. Исполнитель транспортѐр. Система его команд. Составление плана для транспортѐра.

Практические работы: (3 часа)

  1. Нахождение лишних предметов в группе однородных, предметов с одинаковым значением признака, противоположные по смыслу слова.
  2. Определение ложного и истинного высказывания.
  3. Выбор элементов из множества, объединение элементов в множества.
  4. Составление плана путешествия.
  5. Нахождение отличий в командах для разных исполнителей.
  6. Составление команд для исполнителя Транспортер.

Второй год обучения - 36 часов

Компьютер - наш верный друг (7 часов)

Знакомство с кабинетом информатики. Правила поведения в кабинете информатики.

Основные устройства компьютера. Системный блок, монитор, клавиатура, мышь. Указатели и стрелка. Работа с мышью (щелчок, двойной щелчок, перетаскивание мышью). Ввод букв с клавиатуры по определенным правилам. Работа с клавиатурным тренажером.

Практические работы:

  1. Работа с компьютерной мышью.
  2. Работа с клавиатурным тренажером.
  3. Развивающая игра «Раскраска».
  4. Развивающая игра «Конструктор».

Информация (9 часов)

Информация в нашей жизни. Роль и место информации в жизни человека. Органы чувств как каналы получения информации. Виды информации.

Информационные процессы. Носители информации. Источники и приемники информации. Кодирование информации. Искажение информации, кодирование и шифрование.

Практические работы:

  1. Кодирование информации.
  2. Декодирование информации.
  3. Шифровка и дешифровка информации.

Логика (8 часов)

Элементы логики. Суждения. Истинные и ложные суждения. Сопоставления. Выделение признаков и свойств. Построение отрицательных высказываний.

Множества и его элементы. Сравнение множеств. Операции над множествами: объединение, пересечение, вложенность и независимость. Отношение между множествами.

Представление информации с помощью таблиц.

Практические работы:

  1. Определение истинного и ложного суждения.
  2. Выбор элементов из множества.
  3. Операции объединения и пересечения множеств.
  4. Операции вложенности и независимости множеств.
  5. Преобразование текстовой информации в таблицу.

Алгоритмы и исполнители (10 часов)

Исполнители и система команд. Модели. Моделирование. Виды моделей.
Алгоритмы. Свойства алгоритмов. Способы представления алгоритмов. Блок-схемы. Линейные алгоритмы. Применение линейных алгоритмов в жизни. Работа с исполнителем Транспортером.

Практические работы: 2 часа

  1. Нахождение отличий в командах для разных исполнителей.
  2. Представление моделей на компьютере.
  3. Составление команд для исполнителя Транспортер.

Третий год обучения - 36 часов

Повторение (3 часа)

Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности.
Компьютер. Основные устройства компьютера. Устройство системного блока.

Информация и информационные процессы.

Практические работы:

  1. Работа с компьютерной мышью.
  2. Работа с клавиатурным тренажером.
  3. Шифровка и дешифровка информации.

Логика (7 часов)

Модель. Моделирование. Простейшие информационные модели. Представление моделей на компьютере.

Элементы логики. Сопоставление. Выделение признаков и свойств. Построение отрицательных высказываний. Решение логических задач с помощью сопоставления.

Представление информации с помощью таблиц. Поиск информации в таблице.

Множества и его элементы. Сравнение множеств. Операции над множествами: объединение, пересечение, вложенность и независимость.

Практические работы:

  1. Определение истинного и ложного суждения.
  2. Осуществление поиска в информационной таблице.
  3. Выбор элементов из множества.
  4. Сравнение различных множеств по количеству их элементов.
  5. Выполнение различных операций над множествами.

Алгоритмы (7 часов)

Алгоритмы. Свойства алгоритмов. Способы представления алгоритмов. Исполнители алгоритмов и система команд. Блок-схема алгоритма. Линейный алгоритм. Решение задач на составление алгоритмов. Ветвление. Выполнение и составление алгоритмов с ветвлением. Работа с исполнителем Транспортером.

Практические работы:

  1. Решение практических задач на составление линейных алгоритмов.
  2. Решение практических задач на составление алгоритмов, содержащих ветвление.
  3. Составление команд для исполнителя Транспортер.

Графический редактор (17 часов)

Рисунки в жизни людей. Компьютерные рисунки. Графические редакторы. Назначение графических редакторов. Палитра цветов. Инструменты графического редактора: Карандаш, Кисть, Распылитель, Ластик, Заливка, Линия, Прямоугольник, Скругленный прямоугольник, Эллипс, Кривая, Многоугольник, Надпись.

Масштаб. Обработка отдельных пикселей.

Работа с фрагментами изображений. Перемещение выделенных фрагментов. Копирование фрагментов изображения.

Итоговая практическая работа.

Практические работы:

  1. Раскрашивание рисунков.
  2. Создание компьютерного рисунка с помощью инструментов Карандаш, Кисть, Распылитель.
  3. Раскрашивание компьютерных рисунков.
  4. Создание компьютерного рисунка с помощью инструмента Линия.
  5. Создание компьютерного рисунка с помощью инструментов Прямоугольник, Скругленный прямоугольник.
  6. Создание компьютерного рисунка с помощью инструмента Эллипс.
  7. Создание компьютерного рисунка с помощью инструмента Кривая.
  8. Создание компьютерного рисунка с помощью инструмента Многоугольник.
  9. Ввод текста в графическом редакторе.
  10. Работа с пазлами.
  11. Сбор компьютерного рисунка.
  12. Копирование фрагментов изображения.

Итоговая практическая работа. 2 часа Четвертый год обучения - 36 часов

Компьютер - это интересно (10 часов)

Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности.

Основные устройства компьютера. Процессор. Внутренняя и внешняя память компьютера. Носители информации на жестком диске. Основные характеристики жесткого диска компьютера. Различные виды съемных носителей информации - дискеты, лазерные и оптические диски, flash-карты.

Операционная система. Назначение и основные возможности операционных систем. Различные версии операционных систем. Графический интерфейс системы Windows и его объекты. Рабочий стол.

Файлы и папки. Имя и тип файла. Имя и тип папки. Полное имя файла. Размещение файлов на дисках. Работа с файлами и папками.

Практические работы:

  1. Работа с компьютерной мышью.
  2. Работа с клавиатурным тренажером.
  3. Работа в операционной системе Windows.
  4. Работа с файлами и папками.

Логика (4 часа)

Логика. Суждения. Суждение истинное и ложное. Слова-кванторы.

Множества и их элементы. Отношения между множествами. Отношения «больше», «меньше», «ближе», «дальше», «выше», «ниже» и другие.

Модель. Виды моделей. Простейшие модели. Представление моделей на компьютере. Моделирование.

Практические работы:

  1. Определение истинного и ложного суждения.
  2. Работа со славами-кванторами.
  3. Работа с множествами.
  4. Представление моделей на компьютере.

Текстовый редактор (20 часов)

Компьютерное письмо. Клавиатурный тренажер. Текстовые редакторы. Интерфейс текстового процессора Word. Назначение и основные возможности.

Открытие, создание и сохранение текстовых документов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита. Ввод и редактирование текстовых документов. Орфографический контроль текста. Работа с фрагментами текста. Копирование, удаление фрагментов текста.

Форматирование символов. Тип и размер шрифта. Начертание. Форматирование абзацев. Выравнивание абзацев по левому краю, по правому краю, по центру, по ширине страницы. Междустрочный интервал.

Вставка рисунков в текстовый документ. Рисование в текстовом редакторе. Панель рисования. Создание списков в текстовом редакторе. Создание и редактирование таблиц. Создание диаграмм в текстовом редакторе. Подготовка документа к печати. Вывод текста на принтер.

Итоговая практическая работа.

Практические работы: 2 часа

  1. Работа с клавиатурным тренажером.
  2. Работа по набору текста, содержащего заглавные и строчные русские и латинские буквы, цифры и специальные символы.
  3. Работа по набору текста
  4. Исправление ошибок в тексте
  5. Создание документа с помощью копирования фрагментов текста.
  6. Создание текста с элементами форматирования.
  7. Добавление рисунков в текстовый документ
  8. Создание схемы в текстовом редакторе.
  9. Создание текстового документа, содержащего списки.
  10. Создание и редактирование таблиц.
  11. Создание диаграмм в текстовом редакторе.
  12. Печать текстового документа
  13. Итоговая практическая работа.

Раздел 3. Организационно-педагогические условия реализации программы

Методическое обеспечение программы

Особое внимание в работе кружка уделяется творческим занятиям для детей, где надо что-то смастерить, нарисовать, изменить, перестроить, создать презентацию.

У учителя: схемы-конспекты с наглядными пособиями (схемы, таблицы), раздаточный материал, дидактический материал.

Условия реализации программы

Оборудование: учительский стол, ученические столы и стулья, компьютер, проектор, электронные учебные пособия («Математические хитрые задачи», «Я считаю лучше всех», «Измерения»).

Размещение учебного оборудования соотвествует требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы.

Инструменты и приспособления: листы бумаги, карандаши, циркули, развертки и модели геометрических фигур.

Формы и виды контроля (аттестации)

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы

Методы:

  • Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия, лекция.
  • Наглядные методы: использование оборудования компьютерного кабинета; просмотр фотографий, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков, макетов.
  • Методы контроля: теоретические и практические зачеты, тестирование.

Формы:

  • практические занятия
  • беседы
  • экскурсии
  • игровые программы
  • зачетные занятия
  • олимпиады

Список используемой литературы

Литература для учащихся

  1. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 2 класса, ч. 1. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  2. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 2 класса, ч. 2. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  3. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 3 класса, ч. 1. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  4. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 3 класса, ч. 2. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  5. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса, ч. 1. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  6. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса, ч. 2. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Литература для учителя

  1. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ. 2 класс: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2011.
  2. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ. 3 класс: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2011.
  3. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ. 4 класс: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009-2011.