Интерактивные методы преподавания на уроках математики

Разделы: Математика


Хочу представить вам технологию работы учащимися на уроках математики, которые с удовольствием принимают и работают вместе со мной мои дети, это метод интерактивного обучения.

Интерактивное обучение - это форма организации познавательной и коммуникативной деятельности путем двустороннего общения и диалога учителя с учащимися.

Главное достоинство интерактивного обучения заключается в постоянном взаимодействии педагога и учащихся. Такое общение позволяет активно участвовать всем в образовательном процессе, свободно высказывать свое мнение и анализировать свои решения.

Применяя интерактивные методы на уроках пришла к выводу, что они помогают развивать интеллектуальные способности, аналитическое мышление учащихся.

Организация такого обучения осуществляется мною на любом этапе изучения темы в зависимости от содержания учебного материала и уровня подготовки класса .

Итак, хочу рассказать о некоторых приёмах интерактивного обучения, которые применяю в своей практике.

Всем известный прием кластер.

Кластер - объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами.

На доске записана ключевая фраза «Координаты вектора», а вокруг фразы ученики записывают слова, словосочетания или предложения, которые соотносятся.

Рисунок 1

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данной темы.

Следующий прием Сравнительная диаграмма - универсальный метод активизации учащихся в учебной деятельности, позволяющий им научиться находить общее и различное в изучаемых объектах, научиться находить параметры, по которым можно провести подробный анализ двух-трех рассматриваемых понятий (моделей).

Мною придумана и отработана новация «Командная диаграмма». Класс делится на команды. Каждая выбирает название. Обязанности в команде распределяются таким образом: капитан, помощник капитана, секретарь-оформитель, программист. Уже само распределение по командам активизирует работу учащихся на уроке и даже дома, потому что домашние задания учитываются далее в интерактивной игре. В начале урока я предлагаю программистам, которые уже посовещались с капитанами, заполнить данные в заготовку диаграммы. Появляются первые столбики диаграммы одного заданного заранее цвета. Далее, когда дети выполняют предусмотренные учителем задания на уроке, программисты по результатам выполнения каждым членом команды самостоятельной работы, вносят данные в следующие ряды диаграммы. Столбики гистограммы с накоплением растут. Обучающиеся теперь наглядно могут видеть свои успехи, работу команды и класса в целом. Это и является визуализацией процесса усвоения учебного материала школьниками 5 класса. Применяя технологию «Командная диаграмма», «убиваю» сразу двух зайцев. С одной стороны дети овладевают информационно-коммуникационными компетенциями, а с другой стороны наглядно показывают и в дальнейшем анализируют степень усвоения полученных знаний. И всё это делается прямо на уроке и имеет визуальное (наглядное) подтверждение. Такая работа очень увлекает учащихся, дисциплинирует и активизирует. Далее используем диаграмму для составления простых и составных задач. Например, «Используя данные диаграммы, показать расход воды семьёй Кузнецовых с сентября по февраль».

Рисунок 2

Следующий прием из моей практики

Пазл - известная игра по сбору картинок из неровных частей.

"Параллельные прямые", 7 класс.

Ученику или парам надо собрать из пазлов указанную теорему, свойства или признаки.

После изучения трех признаков параллельности прямых, учащимся предоставляю набор из 4 карточек.

  • 1-я карточка - словесная формулировка
  • 2-я карточка - чертеж к теореме
  • 3-я карточка - краткая запись условия и заключения теоремы
  • 4-я карточка - математическая запись доказательства.

Прием Написание эссе.

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: "Я пишу для того, чтобы понять, что я знаю, что я думаю". Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации.

На уроках математики трудно предложить темы для свободного высказывания, но, тем не менее, это сделать можно.

  • 6-й класс - "Путешествие точки по координатной плоскости".
  • 8-й класс - "Государство параллелограмма".
  • 9-й класс - «Прогрессии»

Рисунок 3

Прием «РАФТ» - ученики выбирают для себя роль (пишут не от своего лица), определяют аудиторию, для которой они пишут (для родителей, одноклассников), выбирают форму (письмо, рассказ, загадка) и тему. Этот прием применяю для работы в парах, групповой работы, индивидуально, а также с опорой на вопросы. Такой прием развивает аналитические, творческие способности.

Пример РАФТ. 8 класс. Тема: «Решение задач по теме «Четырехугольники»»

Класс разделен на 3 группы и 1 обучающийся работал индивидуально.

У меня есть основание, даже 2
Также у меня есть стороны, которые
Не параллельны никогда
Я бываю равнобедренный тогда
Когда боковые мои стороны равны
Я бываю прямоугольною тогда
Когда имею прямой угол
Угадайте кто же я?

В заключение я хочу сказать, что человек усваивает :

  • 10% того, что слышит,
  • 50% того, что видит,
  • 70% того, что сам пережил,
  • 90% того, что сам делает…

Так вот все, что мы делаем с детьми на уроках математики, отражает китайская мудрость.

Спасибо за внимание!