Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Признаки осени"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1

Ключевые слова: Осень, окружающий мир, УМК «Школа России», признаки осени


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (838 кБ)


Цель: Формирование знаний и представлений детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи:

  • Расширять представления детей о характерных признаках осени, об изменениях происходящих в жизни растений и животных осенью.
  • Развивать внимание, мышление, воображение, память. Развивать речь детей, умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал: Раздаточные листы (занятие урока) на каждого ученика. Клей, ножницы.

Ход урока

I. Организационный момент

- Ребята, отгадайте загадку:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» - спросим.
Нам ответят: «Это …» (Осень)

- Сегодня мы поговорим с вами об осени.

- Когда приходит осень? (Осень приходит после лета. 1 сентября, в первый осенний день, дети идут в школу.)

II.

Задание 1. Работаем по картинке «Признаки осени»

- Чтобы лучше представить себе осеннюю пору, предлагаю вам отгадать загадки об осенних явлениях природы. Отгадки находим на картинке.

1)

Листья жёлтые летят,
Падают, кружатся.
И под ноги просто так,
Как ковёр ложатся.
Что за жёлтый снегопад?
Это просто … (Листопад)

(Золотой ковёр из листьев шуршит под ногами. Деревья стоят в золотом уборе. Дети собирают букет из осенних листьев.)

2)

Шелестящим шепотком
Гонит листья кувырком. (Ветер)

(Символ осени - летящий по ветру листик. Ветер срывает листья с деревьев и отправляет их в полёт.)

3)

Кто плывёт по небосклону
В чёрной шапке до бровей?
Кто по небу носит воду?
Подскажи-ка нам скорей! (Туча)

(Небо покрывается серыми тучами. Дни становятся всё пасмурнее. Солнце всё реже и реже светит, греет плохо.)

4)

Поглядите-поглядите -
Потянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить -
Землю с небом хочет сшить! (Дождь)

(Часто идут холодные дожди.)

Ответы на вопросы по картинкам.

- Куда улетают птицы осенью? Почему? (Птицы улетают в тёплые страны - из-за нехватки еды в холодные зимние месяцы. Основным рационом питания большего количества птиц являются насекомые, которые зимой или впадают в спячку, или вообще погибают. Поэтому птицам всё труднее становится добывать себе пропитание.)

- Как одеваются люди осенью? Почему? (Заметно холодает, люди одеваются теплее, одевают осеннюю одежду и обувь. Осенью часто идут дожди
и поэтому никак не обойтись без зонтика, без резиновых сапог.)

- Осенью поспевает урожай овощей и фруктов. Какие вы знаете овощи, которые поспевают осенью? Фрукты?

- Лес осенью не только красив, но и сказочно богат. Назовите осенние лесные богатства. (Грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения. Для зверей - шишки, жёлуди, орехи, грибы,…).

Физкультминутка

«Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.»

Задание 2. «Осенние месяцы»

- Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Отгадайте названия осенних месяцев по отрывкам стихотворений известных поэтов.

1)

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера… (Ф.Тютчев). (Сентябрь)

2)

…уж наступил-уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает,
Журча, ещё бежит за мельницу ручей… (А.Пушкин) (Октябрь)

3)

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным видом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора. (А.Пушкин) (Ноябрь)

Работаем по картинкам. Находим характерные признаки осени по месяцам. Наклеиваем рядом с картинками название месяцев.

- Сентябрь давно называли «заревником». Почему? (За яркость красок.) Сентябрь называют ещё бархатным. Почему?

Холоден сентябрь, да сыт.

- Октябрь - «грязник». Почему? Почему октябрь называют «листопадом»?

Октябрь - ложка воды, ведро грязи.

- Ноябрь - «листогной». Почему? Ноябрь ещё называют «воротами зимы».

Ноябрь - сентябрев внук, октябрев сын, зиме - родной батюшка.

Задание 3. Собери картинку и приклей части. (Звучит мелодия П.И.Чайковского «Осенняя песня».)

III. Подведём итог урока

Стихотворение:

И берёзки, и осинки
Злой, свирепый ветер гнёт.
Гроздья красные рябинки
С веток запросто сорвёт.
Это осени приметы:
Ветер, холод, дождь, печаль.
«До свидания!» - крикнем лету, -
«Вновь на целый год прощай!»
(К.Шабанова)

- Признаки осени - это …

- Осенние месяцы - это …,…,… (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Понравилось ли вам путешествовать по осени?

- Выразите своё отношение к занятию с помощью цветных кружков.

Приложение