Европа меняющаяся

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Особенности и значение темы: урок призван конкретизировать представления учащихся о европейской жизни в XVIII веке. Изучение темы углубляет интерес учеников к истории и усиливает познавательную мотивацию. Вместе с тем учащимся легче будет осознать причины реформ и революций в различных европейских странах, общее и особенное в развитии Европы и России. Использование на уроке иллюстративного материала, в частности, репродукций картин, которые будут в центре внимания при изучении следующей темы, создаёт эффект узнавания, что повышает результаты учебной деятельности.

Тип урока: традиционный урок с элементами самостоятельной работы учащихся с учебником.

Планируемые результаты изучения материала:

  • Личностные:
    • формирование эмпатии, способности к пониманию человека, принадлежащего к иной исторической эпохе;
    • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира, к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции;
    • осознание ценности здорового образа жизни.
  • Метапредметные:
    • смысловое чтение;
    • решать проблемные и познавательные задачи, используя полученные знания;
    • объяснять явления, детализируя или обобщая, с заданной точки зрения;
    • извлекать информацию из письменных источников;
    • излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;
    • предъявлять результаты познавательной деятельности в различных формах.
  • Предметные:
    • определять значение понятий и терминов и уметь применять их при выполнении познавательных заданий: урбанизация, интерьер, цивилизованность; раскрывать причины и проявления изменений в социальной сфере и повседневной жизни европейцев в XVIII веке; анализировать статистическую информацию;
    • сравнивать средневековый город и город XVIII века; рассказывать о семейных отношениях и воспитании детей в раннее Новое время.

Межпредметные связи: обществознание (социальная сфера жизни общества); география (воспроизводство населения).

План урока:

  1. В деревне и в городе.
  2. Семья и дети.
  3. Еда и напитки.
  4. Человек воспитанный.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Проверка знаний

Тестирование по теме «Международные отношения в XVIII веке»

Выполняют тест (Смотри тест в папке)

Открытие нового знания

Работа по первому пункту «В деревне и в городе»
Заполнить сравнительную таблицу, в которой заполнена одна колонка «Средневековый город», по аналогии заполнить вторую, используя информацию раздела «Архитектура (параграф 5-6, стр. 68-69).

Самостоятельная работа с учебником

Европейская жизнь в зеркале демографии.

Работа с Приложением 1 (задания к тексту учебника)

Ответы:

I

1) а)б) Численность городского населения выросла к 1750 году по сравнению с 1500 годом во всех странах, кроме Бельгии, в которой был демографический спад в 1600 и 1750 гг. В целом же численность городского населения в Европе оставалась низкой - от 1 до 16 % в основном. Самыми урбанизированными странами являлись Голландия (30,5 %), Бельгия (19,6%), Англия (16,7 %). Нигде доля городского населения не достигала 50 % и больше, т.е. страны оставались аграрными.
2) «Изменений в городской жизни было намного больше. Активно шла урбанизация - так принято называть рост городов и повышение их роли в обществе. Крупных городов в то время в Европе было немного».

II

1) Средняя продолжительность жизни в Европе - примерно 33 года.

2) Факторы, влияющие на увеличение продолжительности жизни

Факторы, влияющие на сокращение продолжительности жизни

- эпидемии тифа, дизентерии, холеры, оспы;
- скученность населения;
- отсутствие канализации и водопровода;
- грабежи и убийства;
- отсутствие должной медицинской помощи;
- плохая еда и гигиена;
- плохое питание, низкое качество воды

- вывоз мусора, улучшение вентиляции;
- перенос кладбищ за черту города;
- мощение улиц;
- освещение улиц;
- колониальные товары и увеличение посевов зерновых позволили разнообразить пищу европейцев;
- развитие личной чистоплотности и гигиены;
- распространяются ванны и бассейны

III

1) Самой высокой детская смертность была в возрасте от 10 до 15 лет.
2) Факторы, влияющие на продолжительность жизни детей:
- отсутствие должной медицинской помощи;
- отсутствие акушерской помощи;
- плохая еда и гигиена;
- большое количество травм из-за недостаточного присмотра;
- тяжелая работа в раннем возрасте
Вывод:
- Жизнь европейцев улучшилась, так как в XVIII веке власти городов принимают новые строительные нормы, позволяющие сделать жизнь жителей более комфортной: вывозят мусор, располагают кладбища за чертой поселений, мостят и освещают улицы, делают их более широкими. Распространяются новые продукты питания, привозимые из других стран и колоний, что приводит к разнообразию пищи для населения. В связи с распространением новых идей воспитания люди начинают менять своё представление о чистоплотности и гигиене. Также большую популярность имеет образование.

Домашнее задание

Подготовить материалы для оформления выставки «Деятели литературы и искусства эпохи Просвещения», подготовить представление (экскурсоводы) (по желанию). Остальным - разработать критерии, по которым можно оценить представление проекта с точки зрения экскурсоводческой деятельности.