Дидактические игры по развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста на этапе предшкольной подготовки (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дидактическая игра, старшие дошкольники


Я ПРИХОЖУ В ДЕТСКИЙ САД ИГРАТЬ, А ЗНАЧИТ УЧИТЬСЯ ДРУЖИТЬ!

Введение

1. Обучающие игры класса предшкольной подготовки по ОО:

Коммуникация «Обучение грамоте»; ФЭМП.

Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия. Дидактические игры весьма сложны для руководства, так как важно, чтобы дидактическая игра не превратилась в учебное занятие.

Впервые термин «дидактика» появился в сочинениях немецкого языковеда и педагога Вольфганга Ратке в 1613 году. Однако первую фундаментальную работу по теории дидактики представил в 1657 году чешский педагог и писатель Ян Амос Коменский в работе «Великая дидактика» [1, c. 471].

Таким образом, дидактическая деятельность преподавателя состоит в изучении и разработке целей, содержания, методов, средств и форм обучения.

Дидактика предполагает решение следующих задач:

  • исследование законов и принципов процесса обучения;
  • разработка основных концепций и положений процесса обучения;
  • прогнозирование его результатов на основе применения различных
  • концепций;
  • конструирование образовательных методик и технологий;
  • создание систем контроля и диагностики процесса обучения;
  • создание систем оценивания полученных результатов [3, c.85].

В качестве предметов дидактики ученые Пидкасистый П.И. [4], Хуторской А.В., Мусс Г.Н., Амонашвили Ш.А., В.Тименко выделяют законы и принципы образовательного процесса, а также технологии и методики обучения и воспитания и рекомендуют опираться на следующие фундаментальные закономерности обучения:

  • целостность образовательного процесса;
  • необходимость социальной значимости целей, содержания, форм и методов обучения;
  • единство всех компонентов процесса обучения;
  • взаимосвязь результатов обучения с характером образовательной деятельности;
  • возможность творческой самореализации обучающегося в образовательной среде.

Также при реализации образовательного процесса необходимо учитывать основные положения дидактической теории, а именно принципы обучения, которые в практической деятельности могут видоизменяться, подстраиваясь под определенные формы и средства обучения, однако содержательный компонент остается без изменений. (1.1)»

Многие педагоги трактовали понятие «игра» с разнообразных сторон.

Ш.А.Амонашвили писал: «Игра - это метод познания действительности, направляемый внутренними силами и позволяющий ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры» [6, c.65].

В.А.Сухомлинский обозначил такое понятие следующим образом: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [7, c.114].

В работах А.Макаренко игра рассматривается как мощное средство воспитания воли, коллективизма, формирования практических навыков. Он считал, что детские ролевые игры так же важны для развития ребёнка, как и для взрослого [8].

Л.Выготский понимал игру как благоприятную среду для зарождения познавательных сил ребёнка, как основу для преобразования игровых действий в умственные. Он назвал игру «девятым валом развития», руководящим средством воспитания и обучения [9, c.65].

По мнению Ф.Блехер, игру можно назвать дидактической только тогда, когда познавательный элемент в ней неразрывно связан с элементом заинтересованности.

Необходимость знания дидактических принципов и закономерностей обуславливается важностью правильной организации образовательной деятельности, поскольку предполагает возможность прогнозирования результатов определенных моделей обучения и позволяет приходить к правильным выводам и умозаключениям.

Ведущими учеными-педагогами Бордовская Н.В., Загвязинский В.И., Мусс Г.Н., Краснянская Т.М., выделяются следующие функции дидактической деятельности преподавателя:

  • обучающая - заключается в передаче научных знаний обучающимся, а также в формировании у них профессиональных умений и навыков;
  • воспитательная - находит отражение в умственном, нравственном, физическом, трудовом, правовом, экологическом, моральном, эстетическом, коллективном, а также воспитании технологической культуры;
  • развивающая функция состоит в формировании у обучающихся аналитического, критического и логического мышления, а также в развитии самостоятельности в принятии решений, ответственности за них и в развитии умения работать в коллективе;
  • управляющая функция состоит как в управлении коллективом, группой обучающихся, так и в управлении самим образовательным процессом:
  • диагностическая - направлена на определения состояния обучающихся и педагогического процесса в целом с целью выявления наиболее правильной стратегии учебно-познавательной деятельности и включает в себя умение педагога учитывать психофизиологические особенности обучающихся в образовательной деятельности, устанавливать соответствие знаний, умений и навыков требованиям учебной программы, а также осуществлять контроль за эффективностью учебно-воспитательной работы;
  • контролирующая функция позволяет выявлять и устранять ошибки и затруднения в профессиональной деятельности педагога и предполагает наличие некоего стандарта, нормы и модели педагогического процесса;
  • конструкторско-технологическая функция направлена на организацию эффективного педагогического процесса и включает в себя ряд требований: необходимость планирования педагогического процесса, необходимость организации воспитательной и развивающей среды для обучающихся;
  • исследовательская функция состоит в умении выявлять проблему для обсуждения и исследования, анализировать научную литературу, выдвигать гипотезы и задачи исследования, ставить проблемные вопросы для решения обучающимися;
  • информационная функция заключается в умении педагога пользоваться речевой выразительностью, кратко и логично излагать материал с целью добиться его понимания обучающимися, пользоваться различными методами изложения, активизировать обучающихся в процессе усвоения учебного материала;
  • мобилизационная функция предполагает умение воздействовать на эмоционально-волевую сферу личности обучающихся наиболее рациональным путем, иными словами, педагог должен заинтересовать обучающихся, увлечь их, активизировать их учебно-познавательную деятельность;
  • ориентационная функция заключается в помощи обучающимся в построении личностной картины мира, в определении ими ценностных ориентаций, в поиске ими своего места в профессиональной среде;
  • проектная функция представляет собой педагогическое проектирование, то есть, составление планов, нацеленных на решение актуальных образовательных задач;
  • организационная функция заключается в грамотной организации педагогом образовательного процесса с целью вовлечения в него обучающихся [2,11,3,5].

Игра эмоциональная по своей природе способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой и наполненной эмоциями.

В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению.

Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, желанием и более эффективно.

В связи с этим известные виды дидактических игр классифицируются нами на основе их воздействия на отдельные психические процессы как:

  • интеллектуальные - порождающие состояние раздумья, размышления, рассуждения;
  • эмоциональные - возбуждающие сенсорные процессы и эмоциональные состояния (переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения и достижения товарищей, удовлетворения учебной деятельностью);
  • регулятивные - формирующие волевые устремления, установку на целенаправленность, принятие решений, настойчивость, решительность, внимание;
  • творческие - активизирующие воображение, фантазию, предвосхищение, озарение, создание новых образцов, моделей и др.;
  • социальные - способствующие развитию личности, осознанию места и значимости в обществе, отношения к окружающему миру.

______________

Давыдова Е.Н., Кобозева И.С. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2019. - № 3-1. - С. 69-72; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1921 (дата обращения: 26.05.2021)

2. Обучающие игры класса предшкольной подготовки по ОО:

Коммуникация «Обучение грамоте»; ФЭМП.

Образовательная деятельность в классе предшкольной подготовки, построена через создания игровых островков.

Предметные игры, сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры.

Предметные - это игры с использованием различных предметов природы (листья, фрукты, овощи, семена и т.д.).

В предметных играх уточняются, конкретизируются и обобщаются представления детей о свойствах, качествах тех или иных объектов природы)

Сюжетно-ролевая игра - это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В.Н.Кругликов, 1988).

Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Ребенок «маленькая обезьянка» с неостанавливающемся любопытством. Вот Он в колыбельке играет с папой, повторяя его мимику. Вот папины жесты, движения. А вот уже говорит и поступает так, как это делает его первый учитель -папа!

А к семи годам всех будет удивлять схожестью… не только внешней. Дошкольник передирая в игре жизненный объект - живет.

Игра - УЧИТ!?. Учиться - подразумевается выполнение точно указанных действий, не нарушая последовательности подачи обучения для более точного результата. (1.1.)

А как же творчество? Самостоятельность?

В игровой форме правила игры доносят до ребенка, что к 2+2 будет 4. Это точно. А вот составить задачу с этими цифрами, требуется включить логику, мышление и, память.

В современном обучении наглядные пособия играют большую роль.

Дидактический и раздаточный материал класса дидактически целесообразен, соответствует программе ДОУ, а также возрасту детей.

Уточняющие игры на развитие математических, речевых, логических способностей, их содержание подкреплено яркими, качественными иллюстрациями и атрибутами.

Игра учит ребенка анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, что ведет к высокому уровню интеллекта.

В обучающих играх создаем проблемные и поисковые ситуации.

Чтобы помогать творить! Творцами не рождаются!? Спорное утверждение.

Карты диагностики педагогического процесса по методике Н.В.Верещагиной, разработанные к данной методике ИОМ. (Индивидуальный образовательный маршрут» показывают: «Детская одаренность предполагает творческий потенциал, который включает и высокий уровень развития познавательных процессов. Только этот творческий потенциал может развернуться, если будут тому способствовать условия.

Само слово «потенциал» подразумевает под собой нечто, заложенное в человеке изначально.

Поэтому, его не нужно создавать, но его развитие, во многом, зависит от нас: сможем ли мы разглядеть те, или иные способности в ребенке, отнесёмся ли с пониманием к тому, что подарено ему природой» Т.е. с рождения видеть весь день и ребенка в нем. (как утверждение) Это дает возможность зафиксировать плюсы - для дальнейшего их развития. И… отметить минусы - для коррекционной работы.

Мониторинг педагогического процесса проходит под девизом: «Педагогическое обследование - подсказка, не утверждение и, тем более не упрек. А?

А возможность зафиксировать плюсы для дальнейшего их развития и… отметить минусы, для коррекционной работы» А в дошкольном учреждении в союзе: ребенок+семья+педагог.

Мониторинг класса предшкольной подготовки включает:

  • Обучение грамоте, речевой развитие, фонетика.
  • Речевая готовность.
  • Познавательное развитие ФЭМП.
  • Подготовка руки к письму. РММР.

Построение единой содержательной линии в преемственности между классом предшкольной подготовки и воспитателями групп, обеспечивает эффективное развитие в обучение, сохраняющей связь и согласованность всех компонентов методической работы. Так ОО «Чтение художественной литературы; подготовка руки к письму; речевая готовность - имеют общий перспективный план, проводятся и диагностируются совместно с педагогами групп.

Ставя вопросы, находим и ответы!

  • Зачем нам это надо!?

- Помочь ребенку войти в мир знаний и людей с наименьшими потерями.

  • Что можно сделать в условиях дошкольного учреждения!?

- Осторожно наполнить день, полезными и бесполезными «штучками» (духовными и физическими), в которых ребенок сам учится разбираться принимать или отталкивать предлагаемые обстоятельства, события, действия!

  • Источники!

- Литература, игры по всем пяти ОО, научные предложения и технологии, опыт - река знаний, прохладные воды которой… образовательно-воспитательные игры.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НА ЭТАПЕ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Раздаточный материал рассчитан на 40 детей.

«ПОЗНАКОМЬТЕСЬ! Я ЗВУК!» Для малышей.

Знакомство дошкольников с понятием «звук»».

Игровое содержание: развивать фонематический слух, учить различать звуки различного происхождения, обогащать словарь, развивать внимание и воображение детей, прививать любовь к природе.

Демонстрационный материал: листы-схемы, А4, на магнитах. (кр. син. зел. цвета) картинки природных явлений, звуков природы, животных и птиц.

Раздаточный материал: - ламинированные квадраты - «звуки» 10х10 (кр. син. зел. цвета), буквы, (по мере усложнения).

«ЗВУКИ ПРИРОДЫ-МАТУКИ!»

«ДОМИК ДЛЯ ОДНОГО ЗВУКА!»

ГРАМОТА: «СЛОЖИ МАЛЕНЬКОЕ СЛОВЕЧКО ИЗ ДВУХ ЗВУКОВ!»

(ср. группа)

Задача: собираем два звука в коротенькие слова-звуки.

Демонстр-ный й раздаточный мат-л: - (лист А4, А5) схема звукового разбора слов.

Мультяшные герои, держат свободные от звуков домики. Сложи.

«Я СТРОКА!» (Знакомство со строкой в: «линейку» «клеточку»)

Задача: находить первую, вторую строку, начало, конец и т.д.

Демонстрационный: - расчерченная, школьная доска; мел. Фишка-беговая. (зел, син, кр)

Раздаточный: - лам. листы А4, с одной стороны «клетка» с другой - «линейка»

Очень важно научить ребенка пользоваться тетрадью, уметь видеть строку, на которой должны располагаться буквы или цифры.

В конце 2-й младшей, в течение средней группы, клетка это «домик» для букв и цифр. А если это «домик», то есть и пол, на котором должна уверенно стоять буква или цифра, твердо опираться на стены и дотягиваться до потолка.

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГРУ!»

Задачи: Закрепить названия геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), счет в пределах ___ти. Совершенствовать умение выкладывать цепочки фигур по заданной схеме, определять и называть цвет предмета.

Опираясь на зрительное восприятие составлять изображение предмета, соотнося его положение в пространстве. Закреплять умение понимать выражение: предыдущее, последующее, между, Развивать мелкую моторику, внимание, мыслительные операции,

- «Составь узор» Задача: ориентировка на листе бумаги.

- «Стройся! Раз, два, три!»» Задача: выстраивать числовой ряд.

- «Будь внимателен!» Задача: на внимание, на формирование пространственных представлений. (на пример: поставь «квадрат» между цифрой пять и шесть и т.д.)

Демонстрационный материал: расчерченная, школьная доска, мел,

Разд. мат: ламинированные листы А4 - в клетку, геом-кие фигуры, цифры от 1-10.

См. продолжение статьи