Урок в 7-м классе по теме "Глагол как часть речи"

Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика

Класс: 7

Ключевые слова: Глагол как часть речи


Цели:

  • дать знания о глаголе, совершенствовать навык распознания глаголов среди других частей речи;
  • коррекция мышления через игру «Угадай букву», «Подбери глагол».
  • прививать интерес к предмету через использование наглядности, коррекционных игр и загадок.

Тип урока: комбинированный.

Педагогическая технология: игровая.

Оборудование:

  • таблица «Склонение местоимений»;
  • игра «Угадай букву»;
  • сказка «Глагол и его друзья»;
  • рисунок Глагола;
  • слова о глаголе;
  • таблица-памятка «Глагол как часть речи»;
  • мяч;
  • 2 листа со словами для игры «Подбери глаголы»;

Ход урока

I. Оргмомент

Игра «Угадай букву»

- Подумайте, какая буква должна быть на месте вопросительного знака?

дед

сын

отец

б

д

? (м-мать)

II. Повторение

1. - Послушайте загадку.

Вместо имени предмета
Говорим мы слово это,
То они, оно, она -
Всем известные слова.
Это без сомнения,
Слова - … (местоимения)

2. Вопросы для повторения.

- Что такое местоимение?

- Что обозначает местоимение?

- Как изменяются местоимения? (По лицам, по числам, по падежам, по родам в 3 лице)

- Что можете сказать о написании местоимений с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся раздельно; к местоимениям 3 л. с предлогами добавляется н)

Привести примеры.

3. Работа в тетради.

- Списать с доски текст и поставить местоимения из скобок в нужном падеже. Указать падеж местоимений.

Предлагаемый текст.

Концерт пианиста (я) понравился. Его игра произвела на (я) прекрасное впечатление. Я вчера весь вечер звонил (ты), но у (ты) было постоянно занято. Восьмой класс - наши шефы. Мы с (они) ходим в поход. У (они) мы научились быстро разжигать костёр.

Для слабых учеников индивидуальное задание.

4. Проверка.

По одному предложению читаем устно.

III. Введение в тему

Чтение грамматической сказки учителем «Глагол и его друзья».

- Скажите, какие части речи вам встретились в этой сказке?

- Кто был главным действующим лицом?

IV. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня мы начинаем изучение новой темы: Глагол как часть речи.

Мы поговорим о том, что обозначает глагол и на какие вопросы отвечает. Будем учиться выбирать глаголы из других частей речи и образовывать глаголы от данных слов. И в конце урока мы подведём итог всему, что сегодня выучим.

А чтобы поближе познакомиться с глаголом, мы отправимся к нему в гости.

V. Изучение нового материала

1) - А чтобы попасть к глаголу нужно, отгадать загадку и назвать волшебное слово.

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит -
Всё расскажет нам … (глагол).

(Картинка Глагола)

- Вот мы и попали в гости к глаголу.

- Что обозначает глагол?

- Какие глаголы встретили в стихотворении?

- На какие вопросы отвечает глагол?

2) Работа у доски.

- Сейчас мы выпишем все глаголы, которые встретились в загадке.

Живёт, делает, расскажет….

Вывод:

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

3) Зарядка для глаз «АБВГ»

Над доской и на потолке в разных сторонах находятся буквы АБВГ на цветных кругах. Учитель называет по очереди буквы, а ученики водят глазами от буквы к букве.

- Назовите мне глаголы, которые начинаются на букву, которая на зелёном круге (эта буква может быть любой, например Б и ученики называют глаголы на Б).

4) Физминутка. Игра с мячом «Подбери слово»

- Я называю вам слово, а вы должны подобрать противоположное по значению. Затем задание усложняется, и ученики называют близкие по значению слова.

5) Работа с учебником (стр. 184)

Чтение правила.

6) Упражнение 163 (выписать слова в три столбика):

существительное

прилагательное

глагол

кто?

какой?

что делает?

что?

какая?

что делают?

синичка

синий

синеет

зелень…

зелёная…

зеленеют…

Читаем только глаголы.

Вывод: Глагол приводит всё в движение, даже если человек лежит, то он всё равно что-то делает.

Глагол - самая огнедышащая, самая живая часть речи.

Приложение

VI. Закрепление

1) Игра «Образуй глагол»

Учитель вывешивает существительные, и ученики образуют от них глаголы.

Лётчик - летает

Будильник - будить

отдых - отдыхает

деление - делить

грызун - грызёт

дружба - дружить

подкова - подковывает

постель - постелить

свет - светит

шалунья - шалить

шумный - шумит

укус - укусить

чисто - чистит

посылка - посылать

2) Игра «Я грамотей»

- Чтобы стать грамотным человеком, нужно много трудиться. Назовите глаголы, которые описывают ваш труд в школе.

Пример учителя: объясняю.

Ответы детей: слушаю, думаю, запоминаю, учу, пишу, пересказываю, говорю, рассказываю, решаю, читаю, сочиняю…

VII. Итог

В путь! Домой!
Садитесь поудобнее,
Ведь к концу подходит наш урок.
Чтоб закончить наше путешествие -
Надо подвести итог.

- У кого мы сегодня побывали в гостях?

- Что мы узнали сегодня на уроке?

Оценки за урок.