Занятие факультативного курса по теме "Здравствуйте, Люди! Или секреты общения"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели.

  • сформировать представления учащихся о необходимости позитивного общения; формировать навыки вежливого общения;
  • подвести учащихся к мысли, что общение является формой интереса к другому человеку;
  • создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в рабочих группах и в целом в классе; повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Оборудование: мультимедийная установка, запись музыки, запись голоса «лавочки», смайлики, бумага, фломастеры, цветные карандаши, карточки с именами детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационное начало занятия
1) Дети входят под музыку в класс, окружают учителя.
Учитель: - Поговорим?
Ученики: - О чём?
Учитель: - О разном и о прочем.
О том, что хорошо и что не очень.
Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно.
Поговорим?
Ученики: - Поговорим!

2) - Для хорошего разговора я вам предлагаю сесть рядком и поговорить ладком. А садиться на свои стульчики мы будем, участвуя в очень простой игре (игра).

Слайд 1
(звучит музыка)
Игра «Ищу соседа»
(у учителя готовы карточки с именами всех учащихся).
Рядом с учителем садится ученик, имя которого вытягивает учитель. Ученик вынимает из стопки с именами одну карточку, тот, чье имя написано на карточке садится рядом с ним, и сам вынимает карточку с именем того, кто будет сидеть рядом с ним и т.д.). Учащиеся садятся по кругу.
Карточки с именами детей

II. Психологический настрой
1) Учитель: - Все мы разные: блондины и брюнеты, шатены и лысые, кудрявые и не очень. Но всех культурных и воспитанных людей объединяет разум и умение общаться. А любое общение (при встрече, при знакомстве, в письме…) начинается с чего? (с приветствия)

2) Сейчас мы это и сделаем. По очереди произнести фразу:
«Здравствуйте, люди! Я - второклассник!» с разной интонацией.

Слайд 2

III. Введение в тему занятия
- Поприветствовали друг друга, а что потом, после приветствия? (Люди начинают общаться)
Кто может объяснить, что такое общение?

  • Общение - это встреча, контакт, любезная услуга, игра, беседа и т.д.)
  • Общение воспитывает, развивает, информирует, развлекает (игры с друзьями), приносит пользу и удовольствие
  • Без общения человек скучает, не получает новой информации, не накапливает жизненный опыт, не развивается

Слайд 3
Слайд 4 (по щелчку слова)
Слайд 5

IV. Раскрытие темы занятия
1) Предлагаем разделиться на пары (по соседству)
Игра «Вальс дружбы»
(Дети делятся на пары. Они становятся лицом друг к другу, соединяются лбами, между ними зажимается тетрадка или какой-нибудь другой предмет. Руки за спиной. Звучит музыка. Дети должны танцевать в таком положении, не роняя предмета. Пара, которая не удержит предмет, выбывает из игры. Побеждают самые стойкие).
Вывод: У каждой пары по-разному происходило общение во время игры. Кто-то ссорился, выражал недовольства, обижался. А кто-то смеялся при неудачах, веселился, подбадривал соседа.

(предметы)

2) Таким образом, общение делится на два вида -
позитивное и негативное.
приятное и неприятное

Посмотрите на картинки.
- Что можно сказать о негативном общении?
- О позитивном?
- От какого общения на душе остаётся радость, веселье, доброта, приятные воспоминания?

3) Вывод: - Вот чтобы наше общение было всегда позитивным, существуют правила, которые надо соблюдать, или СЕКРЕТЫ. Мы поговорим с Вами только о трёх секретах общения, но их гораздо больше. У нас ещё будет время их узнать.

Слайд 6

4) - А помогать нам будет… вы ни за что не догадаетесь кто…

Загадка
Где люди, как птицы,
На разные ветки…
Садятся нередко
Послушать соседку
(Это старая парковая лавочка !!!) (картинка лавочки)

5) Почему именно она?
- Да потому что со мной приключилась однажды вот такая история. Я шла через парк, очень устала и присела отдохнуть на лавочку. Может быть, я задремала, сама не знаю, только слышу вдруг скрип и голос. Я сначала испугалась, потому что вокруг никого не было, а потом я поняла, что со мной разговаривает старая лавочка. Она рассказала мне столько удивительных историй, что я записала некоторые из них на телефон. Вот послушайте.

Слайд 7
(по щелчку)

(по щелчку)

6) Знакомство с лавочкой
(Звучит голос Лавочки) - Мне уже почти сто лет. У меня, как и у каждой вещи, есть своя богатая история, есть своя жизнь, полная различных событий. Еще в прошлом веке мимо меня прогуливались нарядные барышни и важные кавалеры. На мне отдыхали ваши бабушки и дедушки, мамы и папы. Возможно, и вы не раз видели меня в вашем парке. За свою долгую жизнь много я услышала разных людских историй.

- Как вы думаете, ребята, о чем можно вести разговор, сидя на этой лавочке?

- Сейчас вы услышите от Лавочки одну интересную историю. Но для обсуждения этой истории разделимся на группы.
(делятся на группы по одинаковым смайликам на спинках стульев)

1-я запись
(звучит голос лавочки)

деление на группы

7) История первая. Секрет 1

(Звучит голос Лавочки) - Однажды я стала свидетельницей разговора двух мальчиков, Коли и Миши, которые, возвращаясь из школы, присели отдохнуть. Сначала они разговаривали тихо и спокойно, а потом Миша начал вдруг кричать и обзываться на Колю. Заплакав, Коля убежал домой, а Миша злой пошёл домой.

2-я запись
(звучит голос лавочки)

Задания (обсуждение ответов в группах)
а) - Как вы думаете, ребята, из-за чего могла произойти ссора между мальчиками? (Дети пишут на листочках 1-2 причины. Примерные причины: хвалился, обзывался, завидовал, обманывал, унижал).

б) Кого вы считаете виноватым в этой ссоре? И почему?

- А как можно выйти из этой ситуации?

Вывод: Вы верно назвали способы выхода из этой ситуации: надо уметь признавать свою ошибку и уметь просить прощение, когда вы чувствуете, что были не правы при общении с другим человеком. А ведь порой мы забываем об этом, хотя иногда оказываемся в подобных ситуациях сами, а иногда просто стесняемся попросить прощения.

листочки, фломастеры, цветные карандаши

Секрет 1. Надо уметь признавать свою ошибку и уметь просить прощение при общении с другими людьми!

8) История вторая (игра)

- А сейчас послушайте следующую историю, которую мне рассказала наша знакомая Лавочка.

Слайд 8

(Звучит голос Лавочки) - Часто, сидящие на лавочке люди, оставляют различные забытые вещи, которые потом попадают в «Бюро находок», где рассеянные люди могут их забрать. Чего только на мне не забывали…

- У меня, ребята, есть несколько забытых вещей. Я предлагаю вам поиграть в игру «Изобрази забытую вещь». На экране вы будете видеть забытые вещи. Если эту вещь забыла женщина или девочка, то ее будут изображать девочки, а если вещь забыта мужчиной или мальчиком, то ее изображают мальчики. Готовы?

3-я запись
(звучит голос лавочки)

(Девочки - губная помада, зеркальце, кукла.
Мальчики - футбольный мяч, хоккейная клюшка, гантели.
Общее - книга, очки, фантики от конфет.)

- Молодцы, ребята, вы проявили большое творчество, фантазию, артистичность в изображении забытых вещей, что мы даже без слов могли с вами общаться и понять названия забытых вещей.

Вывод: Прежде чем перейти к следующей истории, которую мне рассказала Лавочка, я хочу напомнить вам, ребята, чтобы вы были внимательными и не оставляли свои вещи на лавочках, а уж тем более нельзя оставлять мусор около лавочек, так как после вас придут отдыхать другие люди и отдых у них будет испорчен.

Слайд 9
(каждая картинка по щелчку)

9) История третья. Секрет 2
- А теперь следующая история…
(Звучит голос Лавочки) - Однажды, я стала свидетелем того, как ученик 2 класса, сидел и вздыхал. Ему было очень грустно, печально и одиноко. У него были слезы на глазах, и он все приговаривал: «Как мне плохо, со мной никто не играет, не общается!» Мне было очень его жалко, и я не знала, чем ему помочь.

- Ребята, а давайте подумаем, может быть, мы смогли бы ему помочь? Чем? (рассуждения детей)
(Мы - Мальчик мог быть стеснительным, не мог первым подойти и начать разговор, попроситься в игру, всегда оставался в сторонке.)

А мы бы предложили этому мальчику поиграть в одну замечательную игру. Ведь скоро лето, пора отдыха, игр, поездок на море.

4-я запись
(звучит голос лавочки)
Игра
Я говорю: мы едем на море, и я собираю чемодан. Кладу туда панаму. Следующий ребёнок: мы едем на море, и я собираю чемодан. Кладу туда панаму, плавки. Следующий повторяет и добавляет одно слово. Играем, пока игра не прервётся.
Слайд 10
Секрет 2. Уметь общаться, значит, надо принимать человека таким, каким он есть, и помочь ему в общении с другими ребятами. Слайд 11

10) История четвёртая. Секрет 3

(Звучит голос лавочки) - А сейчас я хочу загадать вам загадку, попробуйте ее отгадать.

Она ничего не стоит, но много дает.
Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.
И, тем не менее, ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не подарили!
(Подсказка детям: от чего становится всем светлей?)

Ну, конечно же, это улыбка! Вот такой простой, но ценный секрет общения. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь им. И давайте подарим друг другу улыбки от всей души.

Игра. Зеркало
Встаньте парами лицом друг к другу. Теперь один из вас пусть делает какие-нибудь движения руками, головой, туловищем, а второй - повторяет его движения, как зеркало.

5-я запись
(звучит голос лавочки)

Секрет 3. Улыбка помогает сделать общение приятным.

V. Итог занятия
- Просто удивительно, как простая Лавочка помогла нам интересно провести занятие, заставила нас рассуждать, переживать, общаться друг с другом и хочется сказать ей за это огромное спасибо. Очень жаль, что она не слышит этого волшебного слова. Слова благодарности играют очень важную роль в нашей жизни, без них общение между людьми просто невозможно. И это далеко не все секреты успешного общения, сегодня мы только познакомились с некоторыми из них. И я надеюсь, что наши секреты общения, с которыми мы сегодня познакомились, вы будете применять и в своей жизни.

Релаксация
1) А сколько разговоров и бесед прослушали наши школьные лавочки? Сейчас, вы, подумаете, вспомните и поделитесь своим маленьким секретиком с той лавочкой, на которой(-ых) чаще всего вам приходится отдыхать. Ваш секретик - это смайлик!

Слайд 12

Зелёный смайлик - не хочу делиться своим секретиком
Красный смайлик - весёлый секретик
Синий смайлик - печальный секретик

2) Поделились секретиком? А заканчиваем наше занятие интересным упражнением.

Упражнение
Один участник встает в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: "Приятно было с тобой пообщаться!". Оба остаются в центре, по-прежнему держатся за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: "Приятно было с тобой пообщаться!". Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний ребенок, круг замыкается и церемония завершается безмолвным крепким трехкратным пожатием рук.

Смайлики

Спасибо вам за приятное общение, вы активно поработали, мы желаю вам успехов и удачи!

Слайд 13